Теория и методика обучения иностранному языку Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика подготовки к грамматической части ОГЭ по английскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности развития грамматических навыков на среднем этапе 6
1.1. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи 6
1.2. Методика развития грамматических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения 12
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Методические основы подготовки к грамматической части ОГЭ 22
2.1. Структура грамматической части ОГЭ 22
2.2. Подготовка к выполнению грамматической части ОГЭ по английскому языку 27
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 36

  

Введение:

 

Сложно переоценить важность иностранного языка как учебного предмета. В школах его изучают со 2 по 11 класс. Разделяют 3 этапа обучения: начальный, средний и старший. Результаты обучения проверяются как текущим контролем, так и итоговым (ОГЭ, ЕГЭ). В нашем исследовании мы обращаемся к среднему этапу обучения, на этом этапе итоговый контроль проводится в форме Основного государственного экзамена (далее ОГЭ).
Актуальность данного исследования обусловлена дефицитом заданий и упражнений в УМК по английскому языку для учеников среднего этапа обучения на развитие грамматических навыков, которые бы обеспечивали всестороннее овладение английским языком в рамках программы 9 класса, позволяли бы успешно пройти итоговый контроль результатов в форме ОГЭ, полностью бы соответствовали требованиям примерной основной образовательной программе основного общего образования, а, следовательно, и требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Такой вывод был сделан на основании изучения аналитического отчета по результатам ОГЭ по английскому языку за 2018 год, который выявил недостаточное соответствие уровня сформированности грамматических навыков у выпускников 9 класса в 2018 году.
Формат основного государственного экзамена предусматривает задания, проверяющие степень развитости грамматических навыков в разделе 3, которому в настоящем исследовании уделяется основное внимание. Но следует отметить, что грамматические навыки косвенно проверяются во всех остальных разделах ОГЭ, так как грамматический навык является одной из ключевых составляющих коммуникативной компетенции. Таким образом, развитие грамматических навыков положительно влияет на развитие всех речевых навыков и умений. От эффективности изучения грамматики на среднем этапе обучения во многом зависит дальнейший процесс обучения иностранному языку, прежде всего, развитие коммуникативной компетенции учащихся, что является главной целью обучения иностранным языкам.
Потребность в разрешении данного противоречия обусловило постановку проблемы нашего исследования и обусловило выбор темы исследования: «Методика подготовки к грамматической части ОГЭ по английскому языку».
Объектом исследования является подготовка учащихся к успешному выполнению заданий раздела «Грамматика».
Предмет исследования – совершенствование грамматических навыков в старшей школе при подготовке к сдаче ОГЭ.
Цель исследования – изучить особенности методики подготовки учащихся к успешному выполнению грамматической части ОГЭ по английскому языку.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы обучения грамматической стороне речи.
2. Рассмотреть методику развития грамматических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
3. Проанализировать структуру грамматической части ОГЭ.
4. Раскрыть особенности подготовки к выполнению грамматической части ОГЭ по английскому языку.
Методы исследования. В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования, метод анализа, метод обобщения и систематизации полученных знаний, а также сравнительный метод.
Научно-методологическую базу работы составляют исследования по методике преподавания иностранного языка И. Л. Бим, О. С. Богдановой, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Е.Н. Солововой, а также научные труды по детской и педагогической психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании необходимости обучения учащихся грамматике, разработке методических основ использования современных технологий в обучении грамматике.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней разработан комплекс упражнений для подготовки к ОГЭ. Значимость данных упражнений заключается в том, что они могут быть использованы студентами филологического факультета по специальности «Иностранный язык» для прохождения педагогической практики, а также учителями английского языка при подготовке учащихся средних классов к грамматической части ОГЭ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На основе данной экспериментальной работы, проведенной с целью совершенствования грамматических навыков учащихся при подготовке к ОГЭ, сделан вывод о том, что формирование грамматических навыков будет более эффективным, если будут выявлены более трудные задания для учащихся и проведено дальнейшее закрепление грамматических навыков учащихся старших классов при помощи упражнений различного уровня сложности, которые снимут данные трудности.
В результате систематической тренировки и отработки грамматического материала, у учеников старшего звена основной школы формируются навыки осознанного употребления языкового материала, вырабатываются автоматические механизмы использования тех или иных лексико-грамматических структур в определенных языковых и речевых ситуациях.
Таким образом, подобранные упражнения способствуют не только успешному выполнению заданий ОГЭ раздела «Грамматика и лексика», но и структурировать знания учеников.
Следует помнить о том, что одной из целей подготовки к ОГЭ является совершенствование грамматических навыков. В связи с этим, хотелось бы отметить, что подготовку к ОГЭ по английскому языку лучше выстраивать на трудностях, испытываемых учениками при выполнении того или иного задания. Также учителю стоит учитывать типичные ошибки, допущенные другими учащимися при выполнении заданий ОГЭ по английскому языку, так как избавление от них могут направить его дальнейшую деятельность по улучшению уровня сформированности грамматического навыка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности развития грамматических навыков на среднем этапе

1.1. Теоретические основы обучения грамматической стороне речи
Во все времена, грамматика как важнейший аспект языка, обеспечивающий формирование умений устного и письменного общения, находилась в центре научных споров, дискуссий о ее месте, роли и значении при обучении иностранным языкам.
История методики преподавания иностранных языков доказывает то, что отношение к грамматике никогда не было однозначным, оно и определяло специфику подхода, метода и приема обучения. При этом роль, отведенная для грамматической теории, либо преувеличивалась, например, во времена грамматико-переводного метода, либо недооценивалась или вовсе исключалась, например, в прямых методах.
Доктор филологических наук, профессор В. Г. Гак определяет грамматику как раздел языкознания, изучающий закономерности изменения и сочетания слов, которые образуют осмысленные высказывания [6].
Рассматривая лингвистическую теорию британского ученого Майкла Халлидея, который ввел термин «системно-функциональной грамматики», мы можем посмотреть на грамматику с точки зрения значения слова, его функции в контексте, в зависимости от того, какой частью речи и каким членом предложения данное слово является. Текст рассматривается Халлидеем не как грамматическое, а как семантическое явление. Однако значения в языке реализуются посредством формулировок, или форм выражений, то есть собственно грамматики, поэтому семантика неразрывно связана с грамматикой. Чтобы проследить значение текста, дискурсивная грамматика должна быть одновременно функциональной и семантической, то есть грамматические категории должны интерпретироваться как выражения семантических моделей [26].
Как утверждает Томпсон, «системно-функциональная грамматика – это наиболее полно разработанная альтернатива той концепции, которая господствовала на протяжении большей части ХХ века и разделяла проблему описания языковых явлений на различные сферы, такие как синтаксис, семантика, социолингвистика… Язык – это средство общения людей и должным образом может быть понят только при условии рассмотрении всего комплекса языковых явлений на всех этапах исследования» [32].
Грамматика также характеризуется как способ, с помощью которого слова складываются вместе, чтобы создать предложения. Частный случай грамматики, принято называть структурой или грамматической конструкцией. Примером такой структуры может служить категория множественного числа у существительного, категория степени сравнения у прилагательных или категория вида у глагола. Безусловно, не все языки обладают идентичными структурами. Так, например, в английском языке есть категория завершенности действия, которая отсутствует в русском языке. Такие расхождения в языках вызывают затруднения в изучении иностранного языка [31].
Профессор Пенни Ур отмечает, что грамматика не только влияет на корректность сочетания грамматических единиц, но также влияет на значение, передаваемое с их помощью. К сожалению, зачастую обучение грамматическим значениям пренебрегается в учебных пособиях для школьников, авторы отдают свое предпочтение обучению построению словоформ. Важно понимать, что знание того, как строится то или иное время глагола без знания того, что именно данная конструкция обозначает и чем отличается от других, бесполезно. Именно значения структур вызывают наибольшее затруднение для обучающихся [31].
Как и лингвисты, методисты спорят о неотъемлемости преподавания грамматики как аспекта языка. Согласно Пассову Е. И., цели и задачи обучения грамматике это – привить учащимся практические умения во всех основных видах речевой деятельности. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что нужно сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения [16].
Для овладения грамматикой иностранного языка, по словам Солововой Е.Н., учащийся должен обучаться: форме, значению, употреблению и речевой функции того или иного грамматического явления [19].
Следуя Бим И. Л., обучать грамматике иностранного языка – формировать у обучающихся специфичные для данного языка грамматические механизмы, определенные грамматические знания и умения. Для реализации этой грамматической цели необходимо:
— Рассматривать обучение грамматической стороне речи как средство овладения способами структурного оформления речи, несущей определенного предметное содержание;
— Отобрать достаточный грамматический минимум, усвоение которого обеспечит правильное грамматическое оформление продуктивных видов речевой деятельности, говорения и письма, а также понимание при рецептивных видах речевой деятельности, чтении и аудировании; следовательно, речь идет об отборе активного и пассивного грамматического минимума;
— Обеспечить прочное и автоматизированное владение грамматическим минимумом для активного использования в речи, т.е. добиться такого положения, чтобы при говорении достаточно было «запустить лишь первый элемент, и все остальные «срабатывают» по заданной программе» [2].
Отметим, что отбор грамматического материала представляет собой создание такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения. По мнению Шатилова С. Ф., завышение объема активного грамматического минимума отрицательно сказывается на качестве владения им в устной речи [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы