Курсовая с практикой на тему Методика организации уроков развивающего контроля на средней ступени обучения (английский язык)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации уроков развивающего контроля 6
1.1. Понятие контроля. Виды и формы контроля на уроках английского языка в средней школе 6
1.2. Требования методики к проведению уроков итогового контроля по английскому языку на среднем этапе 14
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Разработка методики организации урока развивающего контроля по английскому языку на среднем этапе обучения в школе 18
2.1. Составляющие методики 18
2.2. Методические рекомендации 24
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список литературы и использованных источников 30
Приложение 1. 34
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС 34
Введение:
Современное общество предъявляет к системе школьного образования требование подготовить выпускника, обладающего не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и способного ориентироваться в информационном пространстве, ставить и достигать поставленных целей, не ущемляя интересов окружающих, адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие событий. В соответствии с новыми требованиями, обучение в школе должно быть направлено на воспитание личности, готовой к практической деятельности, то есть деятельностный подход становится одним из важнейших в системе образовании.
Происходящие в мире процессы глобализации естественным образом затрагивают сферу преподавания английского языка, целью обучения которого стало формирование иноязычной компетенции. Компетентностный подход к образованию также включает деятельностный компонент. Только языковая практика, поддерживаемая теорией, может привести к овладению иностранным языком. Реализация деятельностного подхода потребовала и переосмысления основных понятий дидактики и методики преподавания иностранного языка.
Изучая педагогику и методику, мы заметили ряд противоречий:
1) между признанием важности контроля и недостаточным освещением форм контроля в существующих методиках обучения английскому языку;
2) между осознанием необходимости получения хорошего образования обучающимися и их непониманием целей итогового контроля, приводящим к сохранению стрессового состояния.
В связи с этим выдвигается следующая гипотеза: если будет разработано и применено учебно-методическое обеспечение организации уроков контроля, цели и процесс контроля будут более понятны всем участникам учебно-воспитательного процесса, сто поможет избежать стресса и повысит объективность оценивания, а соответственно, и мотивацию обучения.
Актуальность данной работы заключается в необходимости разработки новых, более подробных методик организации различных видов контроля на уроках иностранного языка.
Данная проблема пока мало разработана в научной литературе, поскольку новая классификация уроков контроля была разработана только в 2008 г. группой ученых под руководством Л.Г. Петерсона [Петерсон, Кубышева, 2008]. Однако процесс контроля и оценки качества обучения описывали известные педагоги и методисты М.И. Махмутов [Махмутов, 1985], Н.Д. Гальскова [Гальскова, Шаповалова, 1987; Гальскова, 2015], Г.В. Рогова [Рогова, Рабинович, 1991; Рогова, 2004], И.Л. Бим [Бим, 1991], Е.Н. Соловова [Соловова, 2002], М.А. Ариян [Ариян, 2004], А.Н. Щукин [Щукин, 2006], П. И. Пидкасистый [Пидкасистый, Краевский, 2006], А.А. Миролюбов [Миролюбов, 2010] и другие. Психологический аспект при проведении контроля рассматривался в трудах И.А. Зимней [Зимняя, 1989]и Х. Хекхаузена [Хекхаузен, 2001].
Среди более поздних исследований следует отметить работы, посвященные современным формам контроля С.В. Синельник [Синельник, 2015], Е.А. Калининой [Калинина, 2011], Е.Н. Пелеванюк [Пелеванюк, 2015], а также наработки практикующих учителей [Булыгина, 2013; Дунаева, 2015; Садовая, 2018].
Объект исследования данной работы ¬ контроль как форма учебной деятельности.
Предметом исследования выступает организация уроков развивающего контроля по предмету «английский язык» в основной школе.
Цель работы является комплексной: обобщить знания о развивающем контроле в процессе обучения иностранному языку и разработать методику проведения уроков развивающего контроля на среднем этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Задачи, которые требуется решить для достижения этой цели:
¬ определить основные понятия, касающиеся проблемы развивающего контроля;
¬ изучить требования методики к проведению уроков итогового контроля;
¬ разработать методику организации уроков развивающего контроля применительно к среднему этапу обучения английскому языку.
Новизна данного исследования состоит в разработке конкретной практической методики организации относительно новой формы уроков развивающего контроля.
Для достижения поставленных задач применялись такие методы: дефиниционный анализ ¬ для расшифровки понятийного аппарата, обобщение – для формулировки выводов, описание ¬ в процессе описания методики, систематизация.
Последовательность решения задач исследования определила данную структуру работы: введение, включающее актуальность и степень разработанности темы исследования, две главы (теоретическая и практическая) с выводами по каждой главе, заключение и список литературы и использованных источников.
Заключение:
Совершенствование контроля остается одной из важнейших проблем системы образования современного российского общества. Особое значение приобретает разработка форм объективного контроля. В свете произошедших изменений вопросы контроля коммуникативных умений становятся ключевыми.
Учителю необходимо знать не только типологию контрольных уроков и заданий, но и ясно представлять себе цель, учитывать принципы методики обучения иностранному языку и знать критерии оценивания, методы контроля и, наконец, особенности учащихся, знания и умения которых подлежат контролю. Все эти знания применяются для составления заданий при планировании урока развивающего контроля. Контроль и учет индивидуальных знаний, умений и навыков учащихся является необходимой составной частью учебного процесса.
Контроль на уроках английского языка на среднем этапе обучения может быть разных типов и преследовать разные цели, однако в любом случае он не является самоцелью и должен носить обучающий или развивающий характер, чтобы не являться средством наказания или запугивания обучающихся, а способствовать совершенствованию процесса обучения.
Нами предложено следующее определение развивающего контроля: развивающий контроль ¬ это совместная деятельность учителя и обучающегося, направленная на осознание степени сформированности коммуникативных умений и перспектив развития обучающегося с учетом корректировки своих недочетов.
Учителям иностранного языка следует заменять малоэффективные приемы и способы контроля на более эффективные, чтобы повысить мотивацию практического владения языком, а также воспитания учащихся средствами иностранного языка. Провести урок развивающего контроля ¬ значит побудить обучающихся оценить качества своих речевых действий и попытаться найти способы для индивидуального совершенствования во владении иностранным языком.
Считаем, что применение предложенного в работе по обучению иностранному языку учебно-методического обеспечения организации уроков развивающего контроля поможет избежать стресса и повысит объективность оценивания, а соответственно, и мотивацию обучения. Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана.
Цель данной работы ¬ обобщить знания о развивающем контроле в процессе обучения иностранному языку и разработать методику проведения уроков развивающего контроля на среднем этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе ¬ достигнута в полном объеме.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения выработанной методики в практике преподавания иностранному языку на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе. Перспективами исследования можно считать возможность разработки методики организации уроков развивающего контроля на старшей ступени обучения, в средних и высших учебных учреждениях; поиск эффективных приемов работы на этапах урока развивающего контроля, включая информационные технологии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации уроков развивающего контроля
1.1. Понятие контроля. Виды и формы контроля на уроках английского языка в средней школе
Согласно требованиям Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО), среди главных задач образовательных учреждений выделяются следующие:
¬ «обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО);
¬ формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы» [ПООП СОО, 2016: с.8].
Выполнение этих задач невозможно без правильной организации контроля на уроках по предмету, в частности ¬ по иностранному языку. Задача контроля и оценивания качества обучения, выявления степени сформированности коммуникативной иноязычной компетенции, уровня владения всеми четырьмя видами речевой деятельности ¬ одна из центральных проблем дидактики и методики обучения иностранным языкам. Контроль должен присутствует на всех ступенях обучения в общеобразовательной школы.
Как справедливо заметила Е.Н. Соловова, «Только в том случае, если мы заранее знаем, ЧТО и КАК будем проверять в конце курса, мы сможем рационально спланировать весь процесс обучения и предоставить необходимый уровень автономии учащимся, разделить с ними ответственность за конечный результат учебного труда» [Соловова, 2002: ].Чтобы знать, что контролировать, необходимо владеть информацией о требованиях, которые предъявляет ФГОС к отрасли «Иностранный язык. Второй иностранный язык» и образовательная программа по английскому языку.
Среди требований ФГОС к предметным результатам освоения иностранного языка аспекта контроля касаются следующие:
¬ «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции ..;
¬ достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
¬ создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки…» [ФГОС].
Рассмотрим, как понимают контроль педагоги и методисты. В педагогике П. И. Пидкасистого контроль рассматривают как метод, заключающийся в системе «последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса» [Педагогика, 2006: 356]. Эти действия должны обеспечивать «систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе». В широком дидактическом понимании контроль ¬ это педагогическая диагностика.
Отдельно в педагогике выделяются методы проверки «как методы научного исследования педагогического процесса», выделяя среди них методы школьного контроля и методы научного контроля. П.И. Пидкасистый и В.В. Краевский отмечают, что большинство дидактов уделяет преимущественное внимание методам школьного контроля, «то есть методам проверки, которые используют школьные учителя. При этом в дидактике сами понятия «метод и формы контроля знаний» не имеют четкого разграничения» [Педагогика, 2006: 358].
В психологии и методике контроль рассматривается «как сложное диалектическое явление, отличающееся многофункциональностью» [Зимняя, 1989: 33]. При этом контроль подразумевает процесс сравнения, сличения объекта (контрольной работы) и эталона, в качестве которого выступают Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам, требования к базовому уровню владения иностранным языком как средством общения. Уровни владения английским языков на современном этапе определяются с учетом Рекомендаций R(82) 18 Комитета министров Совета Европы [Общеевропейские компетенции владения ИЯ, 2003].
Сличение, сравнение, установление совпадения или расхождения объекта и эталона обычно осуществляется с помощью критерия, на основании которого производится оценка объекта контроля. В качестве критериев могут быть выбраны успешность решения коммуникативной задачи, языковая правильность речевого высказывания и другие, в зависимости от цели проверки. Эталон также меняется с изменением требований к обучению.
По определению краткого терминологического словаря по методике обучения иностранным языкам, составленному Н.А. Кармановой и Л.А. Садвокасовой, контроль ¬ это «совокупность рецептивных действий учителя с целью сопоставления воспринятых иноязычных речевых действий учащихся с эталоном» [Карманова, 2017: 102]. Развивающей же целью обучения иностранному языку названные выше методисты определили «когнитивное и психическое развитие школьника средствами учебного предмета «иностранный язык» [Карманова, 2017: 103].
В новом словаре методических терминов и понятий Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин дают следующие определения контроля:
«1. Часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как ученик или группа учеников усваивает содержание предмета во всех или отдельных его аспектах.
2. Процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса» [Азимов, Щукин, 2009: 112].
Эти ученые также предлагают классификацию видов контроля по двум факторам:
1) по организационно-временному фактору: поэтапный и конечный виды контроля.
Поэтапный контроль при этом определяет уровень сформированности навыков и умений, уровень владения знаниями относительно этапа обучения и конечных целей обучения, а конечный контроль определяет соответствие / несоответствие уровня сформированных навыков и умений, уровня владения знаниями по отношению к целям обучения. Конечный контроль проводится по завершении обучения.
2) по степени сформированности навыков: текущий (повседневный) и итоговый контроль;
3) по форме организации: устный и письменный виды контроля [Азимов, Щукин, 2009: 112-113].
Поскольку в центр внимания современного образования ставится личность обучающегося, изменяются и представления о структуре результатов обучения, которые должны включать три уровня: личностный, предметный и метапредметный [ФГОС].
Инновацией является также то, что специфика предмета сохраняется только в группе предметных результатов. Личностные и метапредметные результаты отражают совокупный вклад всех предметов в образование и развитие обучающегося. Вместе с тем, иностранный и второй/третий иностранный языки вносят собственный специфический вклад в достижение как личностных, так и метапредметных результатов обучения школьника.