Курсовая с практикой на тему Методика организации учебного сотрудничества обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации
учебного сотрудничества обучающихся на уроках основ безопасности
жизнедеятельности в 10-11 классах 5
1.1. Основы педагогики сотрудничества. 5
1.2. Характеристика особенностей учебного сотрудничества. 11
Выводы по первой главе. 15
Глава 2. Практические аспекты организации учебного
сотрудничества обучающихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности в
10-11 классах 17
2.1. Методика организации учебного сотрудничества. 17
2.2. Методическая разработка урока основ безопасности
жизнедеятельности с использованием технологии учебного сотрудничества в 11
классе. 20
Выводы по второй главе. 31
Заключение. 32
Список использованной литературы.. 34
Введение:
Тема курсовой работы «Методика организации учебного сотрудничества обучающихся
на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах». Актуальность темы. Роль самого человека
в деле обеспечения личной безопасности и национальной безопасности России в
настоящее время несоизмеримо возросла. Безопасность каждого человека во многом
зависит от него самого, от его готовности правильно оценить опасную ситуацию и
найти из нее наиболее безопасный выход. В процессе своей жизнедеятельности
человек может оказаться в любой опасной ситуации. Как правило, это происходит в
тот момент, когда рядом никого нет и некому подсказать, что делать и как себя
вести. Умение правильно и безопасно вести себя в повседневной
жизни, а также в опасных ситуациях определяет степень защищенности человека и
характеризует его уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности,
формируемой в процессе освоения программного содержания предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» в школе.
В результате изучения
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выпускники основной
общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными
в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир,
предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно
действовать. Однако, успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит
от умелого использования многообразия форм ее организации.
Сотрудничество со
сверстниками является необходимым условием для развития умения работать с
учителями. Когда группа учащихся, решая актуальную задачу, поставленную
учителем, найдет причину своей некомпетентности и укажет на нее учителю,
возникнет ситуация педагогического сотрудничества с учителем. В этой связи
сложилось следующее противоречие, на
разрешение которого направлено настоящее исследование: необходимо организовать
образовательное сотрудничество таким образом, чтобы оно включало в себя две
формы взаимодействия: сотрудничество ребенка с учителем и другими учащимися.
Обозначенное противоречие
позволило сформулировать тему нашего
исследования «Методика организации учебного сотрудничества обучающихся на
уроках основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах».
Цель исследования: изучить особенности организации учебного сотрудничества обучающихся
на уроках основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах
Объект исследования: сотрудничество обучающихся на уроках основ безопасности
жизнедеятельности
Предмет исследования: методика организации учебного сотрудничества обучающихся на
уроках основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах.
Задачи исследования:
1. Изучить основы
педагогики сотрудничества
2. Охарактеризовать
особенности учебного сотрудничества
3. Проанализировать
методику организации учебного сотрудничества
4. Представить
методическую разработку урока основ безопасности жизнедеятельности с использованием технологии учебного сотрудничества.
Методы исследования: теоретические — изучение
и анализ психолого-педагогической литературы, систематизация содержания
образования в области безопасности жизнедеятельности, обобщение материалов по
теме исследования.
Практическая значимость заключается в разработке
методических рекомендаций к организации учебного сотрудничества по основам
безопасности жизнедеятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Среди наиболее часто
используемых методик обучения в учебном процессе, благодаря их высокой
эффективности, можно назвать сотрудничество, развивающее обучение,
проектирование, проблемное и модульное обучение, уровневые различия, групповые
и игровые методы.
Педагогика сотрудничества
основана на глубоком понимании личности ребенка и гуманизированном подходе,
коллективистском воспитании, высокой степени профессионализма педагогов и
общественном внимании к школе. Общение в реальном времени имеет уникальную
особенность, то есть вы можете видеть своего собеседника, наблюдать за его
реакцией, при общении, его мимикой и жестами, это не может обеспечить
интернет-общение. Именно поэтому необходимо корректировать образовательный
процесс и создавать инновационные технологии. Источником педагогической
технологии являются научные достижения, передовой педагогический опыт, лучшее,
что накоплено в педагогике в стране и за рубежом за последние несколько лет.
Динамика
формы учебной кооперации рассматривается как последовательное движение
учащихся: от сотрудничества со сверстниками, сотрудничества с учителями, а
затем сотрудничества с самими собой, сегодня отличающееся от вчерашних
представлений. В сотрудничестве может быть реализована главная задача, то есть
эмоциональная поддержка и мотивация к обучению для каждого ребенка, которая
необходима каждому, особенно первоклассникам. Совместная работа характеризуется
максимальной продуктивностью обучения, поскольку при взаимодействии со
сверстниками материал усваивается быстрее. Помимо традиционных компонентов
содержания начального образования, дети осваивают социальные навыки,
психосоциальные навыки и коммуникативные навыки.
Неотъемлемой
частью сотрудничества является развитие уникальной способности понимать точку
зрения других и действовать с точки зрения других, будь то интеллектуально,
эмоционально или лично. Поэтому в курсе есть места для различных форм
сотрудничества. Поэтому "кооперативная педагогика" предполагает, что
позиция педагога не внешняя, а внутри системы обучения, то есть педагог
выступает посредником между средой обучения, консультантами, организаторами,
детьми и культурными формами социального опыта. Особенно важно отметить, что
решающее влияние на ученика осуществляется не через информацию, слова учителя,
а через его личность и воспитательное воздействие.
Неформальный подход к преподаванию освободил
учителя от утомительной роли всеведущего, но заставил его принять не менее
трудную роль человека, который может ошибаться. Поэтому педагогика
сотрудничества провозглашает межличностные отношения, а не формальные роли.
При комплексном
выполнении педагогической задачи обучения, воспитания и развития приоритет
отдается задаче воспитания.
Успешное достижение
образовательных целей во многом обусловлено инновационными технологиями, такими
как кооперативные технологии, которые обеспечивают демократию, равенство и
партнерство в отношениях учителя и ученика. Цель использования технологии:
создание максимально приближенных к природным психологическим особенностям
восприятия учащимся структуры образовательного процесса, переход от
воспитательных требований к воспитательным отношениям, личностный гуманный
подход к ребенку, единство обучения и воспитания, воспитание навыков
сотрудничества и работы в группе, умение слушать и слышать партнера, выражать
свое мнение. Сотрудничество между детьми и взрослыми, сотрудничество между
детьми и учащимися, родителями и учителями для укрепления овладения учебными
материалами. Совместная развивающая деятельность взрослых и детей,
консолидированная через взаимопонимание, проникновение в духовный мир друг
друга, совместный анализ хода и результатов этой деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты организации учебного сотрудничества обучающихся на
уроках основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах
1.1. Основы педагогики сотрудничества
Среди наиболее часто
используемых методик обучения в учебном процессе, благодаря их высокой
эффективности, можно назвать сотрудничество, развивающее обучение,
проектирование, проблемное и модульное обучение, уровневые различия, групповые
и игровые методы.
Кооперация-это состояние,
уровень образовательного процесса, при котором объекты и темы этого процесса
объединяются в общую деятельность через отношения дружбы, взаимоуважения,
взаимопомощи и коллективизма. Кооперативная педагогика была одним из наиболее
полных педагогических обобщений 1980-х годов, привнесших в образование
множество инновационных процессов [17].
Идеи педагогики
сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и
педагогов-новаторов, в первую очередь Симоном Львовичем Соловейчиком
(1930-1996) и Владимиром Михайловичем Матвеевым (1932-1989), а также И.П.
Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским,
С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Они же дали название технологии —
педагогика сотрудничества.
Педагогика основана на
глубоком понимании личности ребенка и гуманизированном подходе,
коллективистском воспитании, высокой степени профессионализма педагогов и
общественном внимании к школе В педагогике сотрудничества как целостной
педагогической технологии выделяются четыре направления:
Гуманно-личностный подход
к ребенку.
Дидактический
активизирующий и развивающий комплекс.
Концепция
гуманистического коллективного воспитания.
Педагогизация окружающей
среды.
Гуманно-личностный подход
к ребенку. Подход "человек — человек" — это совокупность основных
положений, определяющих отношение к личности ребенка.
Суть этой взаимосвязи
заключается в том, что она направлена на развитие всего комплекса личностных
качеств. Меры этого развития декларируются как основной результат школьного
образования и являются критериями качества общей работы педагогов,
воспитателей, руководителей образовательных учреждений.
Гуманистический подход к
детям в образовательном процессе является ключевым звеном и коммуникативной
основой личностно-ориентированных методик обучения [5].
Она объединяет следующие
идеи:
— новый взгляд на
личность как на образовательную цель, личностную направленность
образовательного процесса;
— гуманизация и
демократизация педагогических отношений;
— новый взгляд на
личность с отказом от прямого принуждения как стороны, не дающей результатов в
современных условиях, представлен следующими позициями;
— личность проявляет
себя, появляясь в раннем детстве, ребенок школы является личностью зрелого
человека;
— личность — субъект, а
не объект педагогического процесса; личность — цель образовательной системы, а
не средство достижения какой-либо цели извне каждый ребенок талантлив (способен);
— приоритетным качеством
является более высокий моральный облик;
— личность-субъект, а не
объект педагогического процесса личность-цель образовательной системы, а не
средство системы образования качество системы образования, как личность;
— личность-цель системы
образования, как личность;