Курсовая с практикой на тему Методика организации факультативной работы по энтомологической тематике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.
ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗООЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
3.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ЭНТОМОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Основная идея обновления средней
ступени общего образования состоит в усилении его индивидуализации, повышении
функциональности и эффективности. На старшей ступени общеобразовательной школы
предусматривается профильное обучение и ставится задача создания системы
специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах
общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка
труда, а также отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей
школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями
начального, среднего и высшего профессионального образования. Переход
российской системы образования на профильное обучение требует изменения целей и
задач среднего биологического образования, которые необходимо направить на
удовлетворение познавательных интересов и потребностей учащихся, на развитие
личности ученика, формирование его мотивационной сферы, интеллектуальных и
творческих способностей.
В современных условиях
модернизации российского школьного образования важным является внедрение в
практику образовательных организаций инновационных форм и технологий
учебно-воспитательной деятельности. Среди перспективных образовательных технологий
по мнению ряда авторов [1-6] особое место отводится методу проектов.
Актуальность применения метода проектов в педагогической практике обусловлена
не только его инновационностью, но и многофункциональностью: возможностью
интегрирования знаний и умений обучающихся, формирования и развития компетенций
многостороннего развития личности школьника. Выше обозначенные показатели
являются приоритетными задачами современного образования, закрепленными в
нормативных актах ФГОС ООО.
Резюмируя данные
контент-анализа научной литературы по проблеме становления и развития метода
проектов в ретроспективном плане Морозова М.М. в своей работе [3] определяет
метод проектов как философскую категорию образовательного процесса,
интегрирующую теоретические и практические стороны цели и деятельности,
результаты и достижения, знания и умения обучающегося.
Овладение предметной
компетентностью по учебному предмету «биология» обеспечивает: формирование
прочных и глубоких знаний о строении, функционировании, экологии, эволюции биологических
систем на различных уровнях организации; развитие творческой личности ученика и
реализацию цели профильного биологического образования; общеобразовательную
профильную подготовку учащихся по биологии; формирование научной картины живой
природы на основе усвоения учащимися системы биологических знаний, ознакомление
с методами познания природы и взаимосвязью между развитием методов и
теоретических обобщений биологической науки; развитие у старшеклассников
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
проведения эксперимента, решения биологических задач, моделирования
биологических процессов; овладение умениями осуществлять самостоятельный поиск
и анализ биологической информации, характеризовать современные открытия в области
биологии; приобретение знаний по сохранению собственного здоровья и
рационального природопользования; допрофессиональная подготовка к деятельности
в отраслях, требующих глубоких биологических знаний (медицина, сельское
хозяйство, природоохранная деятельность и т.п.); развитие навыков
самообразования, проведения эксперимента и анализа его результатов, умений
применить биологические знания на практике; подготовка к дальнейшему
профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Методологические аспекты
применения метода проектов, как средства развития познавательных интересов
школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности, повышения мотивации к
обучению по отдельным учебным предметам, как основу личностного развития
обучающегося рассмотрены в работах многочисленных педагогов исследователей Д.
Дьюи, Д. Снезден, Е. Коллинге, С.Т. Шатцкого, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной,
Б.В. Игнатьева, Е.С. Полат, В.Н. Шульгиной и др. В работах некоторых
исследователей [7, 8] обосновывается результативность этого метода как
интегративного средства образования.
Проблема нашего
исследования заключается в поиске эффективных способов повышения качества внеурочной
деятельности по биологии в средней школе.
Цель исследования состоит
в разработке эффективной методики проведения факультативных занятий по
энтомологии в седьмом классе средней школы.
Объект исследования – процесс
обучения биологии в средней школе.
Предмет исследования –
методика проведения факультативных занятий по энтомологии в седьмом классе
средней школы..
Гипотеза исследования
состоит в предположении, что применение факультативной внеурочной деятельности по
биологии в седьмом классе будет эффективным, если будут:
— определены цели
обучения биологии, направленные на усиление индивидуализации и профильности;
— выявлены принципы факультативного
обучения обучения;
— в соответствии с целями
и принципами определены структура и содержание факультативного обучения
биологии.
Задачи исследования:
1. Выявить ключевые
условия формирования факультативного обучения биологии.
2. Определить
методические средства реализации целей и задач факультативного курса биологии.
3. Выделить ключевые
проблемы изучения факультативного курса энтомологии в седьмом классе.
Для решения поставленных
задач использовались следующие методы исследования:
— теоретические: анализ,
синтез, сравнение и обобщение; моделирование;
— экспериментальные:
прямое и косвенное педагогическое наблюдение, письменный опрос учителей и
учащихся, беседа, педагогический эксперимент;
— статистические методы
математического анализа данных эксперимента.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что предложенная система факультативной
деятельности может быть использована в курсе методики обучения биологии.
Структура исследования
определяется его целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В ходе работы были
выполнены такие ее задачи:
1. Выявлены ключевые
условия формирования факультативного обучения биологии. Отмечено, что факультативные курсы организуются по новейшим
проблемам науки, техники и культуры. Обращается особое внимание на то, что
факультативные занятия являются одной из гибких форм более полного отражения в
школьном образовании современных достижений науки, техники, культуры и учёта
местных особенностей каждой школы, поэтому они позволяют вносить существенные
дополнения в содержание образования, трудовой и политехнической подготовки учащихся
без изменения учебного плана, программ и учебников основного курса средней
школы. При этом считается, что изучение факультативных курсов в соответствии с
желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий,
является важным средством развития у них интереса к науке и искусству,
углубляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к
определённым видам практической деятельности, готовит учащихся к
самообразованию по окончании школы.
Открытие в последние десятилетия принципиально новых явлений вызвало
огромный интерес к биологии, причём этот интерес сосредоточился главным образом
на таких её аспектах, которые прежде были достоянием только специалистов.
Современная биология представляет собой комплекс естественных наук, изучающих
живую природу как особую форму движения материи, законы её существования и
развития. Акцентировать внимание учащихся на современных биологических вопросах
позволяют темы, предусмотренные программой факультатива;
2. Определены
методические средства реализации целей и задач факультативного курса биологии.
Так, факультативная деятельность используется с целью развития познавательного
интереса учащихся, поскольку она:
дает возможность
интерактивного взаимодействия;
позволяет активизировать
действия учащегося (недостаточно просто слушать и смотреть, приходится отвечать
на некоторые вопросы, задаваемые в ходе демонстраций);
дает возможность получить
оценку действий каждого ученика, при ошибочном ответе – подсказку и предложение
повторить попытку;
позволяет организовать на
уроках коллективную и самостоятельную работу;
дает возможность учителю
индивидуально прослеживать работу и предложения учащихся, корректировать эту
работу и помогать учащимся (всем вместе или индивидуально);
способствует развитию
познавательной деятельности школьников.
Использование факультативной
деятельности оказывает существенное влияние на их познавательные интересы.
Благодаря использованию проектно-исследовательской деятельности: возникают
новые мотивы познавательного интереса и, как следствие, растет интерес и к
предмету; формируется творческое мышление; развиваются коммуникативные
способности; выполняются задания исследовательского характера; применяются
полученные знания в жизни.
Можно утверждать, что факультативная
деятельность способствуют повышению познавательного интереса школьников, так
как истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную
познавательную ценность.;
3. Выделены ключевые
проблемы изучения факультативного курса энтомологии в седьмом классе. Отмечено,
что элективный курс позволяет в увлекательной форме преподнести детям большой
объем информации о многообразии насекомых, их строении, их роли в окружающей
природной среде, об их взаимосвязи с растениями и другими животными, значении в
жизни человека. Занятия по данной программе, являясь развивающими, включают
разнообразные игры. В ходе изучения
программы дети усваивают комплекс зоологических и экологических понятий; в
процессе прогулки и экскурсии приобретают навыки культурного поведения в
природе. В результате предполагается, что каждый ребенок, прошедший курс по
данной программе, овладеет базовыми энтомологическими компетенциями, найдет
свое место в обществе, обретет гармонию с окружающим миром и привнесет
приобретенные знания и практические умения в самостоятельную жизнь.
Фрагмент текста работы:
1. ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Факультативный курс (факультатив) – это необязательный учебный курс,
предмет, изучаемый по желанию студентами вузов, учащимися средних специальных и
профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ
(старшие классы). Факультативные курсы в школе являются дополнением к основному
объёму общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и
программами [11].
Факультативные занятия – это особая организационная форма
учебновоспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от внеклассной работы,
в то же время имеющая с ними общее [11].
Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым
программам, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы
организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся [11].
Слово «факультативный» подчёркивает отличительную особенность этого
вида учебной деятельности. Она связана с добровольным выбором учениками для
углублённого изучения тех предметов, которые их более всего интересуют. Это
сближает факультативные занятия с внеклассными формами познавательной
деятельности, например, с предметными кружками. Факультатив, как и кружок,
объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора
этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и
методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее, факультативы не
заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной
работы в школе, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми)
занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои
знания и умения [11].
Факультативные курсы организуются по новейшим проблемам науки, техники
и культуры. Обращается особое внимание на то, что факультативные занятия
являются одной из гибких форм более полного отражения в школьном образовании
современных достижений науки, техники, культуры и учёта местных особенностей
каждой школы, поэтому они позволяют вносить существенные дополнения в
содержание образования, трудовой и политехнической подготовки учащихся без
изменения учебного плана, программ и учебников основного курса средней школы.
При этом считается, что изучение факультативных курсов в соответствии с
желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий,
является важным средством развития у них интереса к науке и искусству,
углубляет, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к
определённым видам практической деятельности, готовит учащихся к
самообразованию по окончании школы [34].
На факультативные занятия в учебном плане общеобразовательной школы
выделяются специальные часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы
для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного
или нескольких параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих
из учащихся разных параллелей [11].
Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер.
Учитель может составлять оригинальные программы, которые утверждает
педагогический совет школы [11].
Цель факультативных занятий состоит в дальнейшем улучшении системы
общего и политехнического образования и трудового воспитания, а также
профориентационной работы с учащимися.
Факультативы призваны дать учащимся возможность углубить интерес к
конкретной отрасли научных знаний, определить к ней свое отношение [11].
Факультативы являются формой углубления знаний учащихся,
интересующихся тем или иным предметом, в частности биологией. Наряду с
факультативами есть классы с углубленным изучением предмета [11].
Вот уже несколько десятилетий человечество является свидетелем бурного
прогресса биологии. Эта наука привлекает внимание людей самых разных
специальностей. Именно от биологии ждут решения многих важнейших проблем,
связанных с сохранением окружающей среды, здоровья людей, с обеспечением их продовольствием.