Курсовая с практикой на тему Методика обучения учащихся узелковому батику на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЗЕЛКОВОМУ БАТИКУ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
1.1 Узелковый батик как способ
художественного окрашивания ткани
1.2 Техники
выполнения узелкового батика
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЗЕЛКОВОМУ БАТИКУ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.2. Педагогический эксперимент по выявлению эффективности
формирования знаний и умений у учащихся
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Актуальность исследования. Особую
актуальность в наше динамичное время, когда господствует техника, приобретают
вещи, выполненные вручную, сохранившие тепло рук, их создавших. Искусство
росписи ткани имеет древние корни, но они не потеряли свою актуальность в наше
время. Изделия, выполненные в технике ручной росписи ткани всегда уникальны,
эксклюзивны и неповторимы. Батик занимает ведущее место в ряду декоративного
искусства. Он широко используется в дизайне интерьера, прекрасно сочетается с
различными цветовыми решениями, интерес к нему с каждым годом растет. В связи с
этим необходимо внедрение курса «Батик» в систему образования. Курс дает
возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний к необходимому
умению осмысленно применять и реализовывать знания и умения в продуктивной
деятельности.
Формирование знаний и умений в этой
области является одним из важнейших условий для успешного профессионального
совершенства, и это еще раз подчеркивает актуальность данной темы исследования.
Для системы начального
профессионального обучения вопросы формирования знаний и умений на внеурочных
занятиях имеют особое значение, ведь курс «Роспись по ткани в технике батик» в
любой профессии может открывать нечто новое, привлекать внимание учащегося к
самому замыслу труда, и к процессу его осуществления. Кроме того, в процессе
обучения развивается творческое воображение и чувства гармонии. Но основная
цель внеурочных занятий это – формирование у учащихся знаний и умений при
изучении курса «Роспись по ткани в технике батик».
Обучение батику – это процесс
творческий, состоящий из различных компонентов, как индивидуальных,
психологических, так и личностных, социальных. Он способствует всестороннему
развитию учащегося, ведь мало знать только специальные дисциплины, чтобы стать
хорошим профессионалом.
Цель курсовой работы: теоретический анализ проблемы
формирования знаний и умений у учащихся профессионального училища при изучении
курса «Роспись по ткани в технике батик» на внеурочных занятиях; разработка
учебно-методического комплекса по дисциплине «Роспись по ткани в технике
батик».
Задачи курсовой работы:
1.Рассотреть узелковый батик как
способ художественного окрашивания ткани.
2.Рассмотреть техники выполнения
узелкового батика.
3.Разработать программу дисциплины «Роспись
по ткани в технике батик».
4.Подготовить педагогический
эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.
Практическая значимость исследования заключается
в разработанных уроках для учащихся по узелковому батику, а также в проведении
педагогического эксперимента по выявлению знаний и умений учащихся по использованию техники узелкового батика. Разработанный
учебно-методический комплекс может быть использован на уроке технологии в 7-8
классах.
Структура работы. Раота
состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных
источников и приложения.
Заключение:
В ходе данного исследования были решены следующие
задачи:
1. Рассмотрен узелковый батик как способ
художественного окрашивания ткани.
2.Изучены техники выполнения узелкового батика.
3.Разработана программа дисциплины «Роспись по
ткани в технике батик».
4.Подготовлен и проведен педагогический
эксперимент по выявлению эффективности формирования знаний и умений у учащихся.
В ходе решения первой
задачи было выявлено, что что узелковый батик считать одним из
древнейших видов оформления ткани. Этому искусству в настоящее время насчитывается
уже более двух тысяч лет. Интересно при этом, что даже самая простая, самая
дешевая ткань, которая расписана в технике узелкового батика, в конечном счете
становится прекрасным изделием декоративного, прикладного или практического
назначения.
В ходе решения второй задачи было выявлено, что техника выполнения узелкового батика достаточно разнообразна, и результат может быть
совершенно непредсказуемым. Понимание того, что должно получиться в итоге,
приходит с опытом, когда понимается основная логика соответствия узелков и
итогового узора.
В ходе решения третьей задачи был составлен план и содержание
учебной программы по батику, куда входили занятия по узелковому батику.
Программа рассчитана на 1 год 7-8 классов.
В ходе решения четвертой задачи мы выявили
уровень сформированности знаний и умений учащихся в технике узелкового батика.
Были получены высокие результаты исследования, поскольку учащихся с низким
уровнем не было выявлено. Преимущественно у учащихся был констатирован высокий
уровень теоретических знаний и практических умений касаемо техники узелкового
батика.
Задачи исследования решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЗЕЛКОВОМУ БАТИКУ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
1.1
Узелковый батик как способ художественного окрашивания ткани
Под термином «батик» принято понимать все
виды ручной росписи ткани. Причем, отмечается, что существует разнообразие
техник росписи, каждая из которых имеет свои уникальные особенности становления
и развития. К примеру, в древности японские и китайские художники тушью
наносили на рисовую бумагу или шелк необыкновенно красивые воздушные пейзажи,
бытовые сценки, или же цветочные композиции с птицами и бабочками [1]. И это можно полноправно считать основой батика
как искусства художественной росписи ткани.
На территории Западной Африки по традиции
покрывали крупными ромбовидными узорами. Орнамент создавался при помощи
завязывания большого количества различных узелков. И, кроме непосредственно
ромбов, стали появляться на изделии полосы, круги и другие узоры.
В Индии, где узелковый батик называли
традиционно «банадной», был придуман дополнительный эффект придания узорочья
тканям, которые украшались техникой узелкового батика [16, с.57]. Мастера поддевали ткань с
помощью длинного острого ногтя на мизинце, после чего завязывались сотни
маленьких узелков, которые впоследствии создавали невероятно сложные
многоцветные орнаменты. При этом каждый узелок
завязывался отдельной нитью [3].
Узелковая техника батика, в свою очередь,
также является достаточно древней. Она появилась в Индокитае еще до VII века [8]. И в то время, и в настоящее
технология исполнения оставалась достаточно простой: ткань резервируется от
попадания краски при помощи ниток или веревок, в зависимости от задачи,
которыми очень плотно обматывается ткань. Далее ткань обмакивается в резервуар
с краской или ткань окрашивается кистью. После высыхания ткань освобождается от
веревок, и результат является следующим: места сгибов от веревки остаются
неприкрашенными, в то время как сам рисунок имеет характерную фактуру.
Причем, эта фактура зависит от способа
завязывания ткани, от ее складывания. Узелки, что примечательно, завязываются
непосредственно вручную, или же еще их можно выполнить иголочками [2].
Различают несколько основных способов
подготовки ткани к окрашиванию:
— Завязывание;
— Скручивание;
— Складывание
и подгибание;
— Зашивание.
Интересно, что на территории России батик
появился в прошлом столетии, наиболее активно он использовался для украшения
интерьера: украшались занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно.
В 70-е годы прошлого столетия в технике
узелкового батика молодежь выкрашивала футболки, которые считались очень
модными, кроме того, джинсы «вываривались» также в этой технике [15].
Таким образом, мы можем полагать, что узелковый
батик считать одним из древнейших видов оформления ткани. Этому искусству в
настоящее время насчитывается уже более двух тысяч лет. Интересно при этом, что
даже самая простая, самая дешевая ткань, которая расписана в технике узелкового
батика, в конечном счете становится прекрасным изделием декоративного,
прикладного или практического назначения.
Интересными переходами цвета, которые
получаются после снятия ниток или веревок, зачастую покрываются футболки,
платья, куртки и даже пальто. Это очень интересная техника, которая имеет
вполне самостоятельное художественное значение.