Теория и методика обучения БЖД Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика обучения учащихся основам материаловедения в процессе изучения технологии обработки металлов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений 5

1.1 Требования к объектам труда при металлообработке 5

1.2 Влияние предметов работы на развитие школьников 9

Выводы по первой главе: 13

Глава 2. Методика организации работы по разделу «Технология обработки металлов» 15

2.1 Планирование работы по изучению раздела Технология обработки металлов в 5 классе 15

2.2 Методическая разработка урока по Технологии обработки металлов в 5 классе 24

Заключение 32

Список использованной литературы 34

  

Введение:

 

Общеизвестна важнейшая роль труда в жизни людей. Особенности трудовой деятельности имеют решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Ничто иное, как работа, не облагораживает человека, без работы человек не может сохранить свое человеческое достоинство».

Особое влияние человека на природу проявляется в работе. Работа как процесс, осуществляемый с использованием материалов, является сознательно волевой деятельностью людей, направленной на создание определенных потребительских ценностей, необходимых и полезных для человека.

Особый вид работы -школьная работа. Современная наука о трудовом обучении выделяет следующие виды студенческой работы: учебная, самообслуживания, производственная (трудовая деятельность в технологических классах). Все перечисленные виды работ служат для обучения подрастающего поколения, привития ему определенных личностных качеств, навыков и способностей.

Трудовое обучение молодежи — один из главных приоритетов образовательной стратегии новой страны. Ведь потенциал национальной экономики — важнейший фактор ее успешного функционирования. Труд также неразрывно связан с целостным процессом формирования и социальной адаптации личности.

Рассматривая труд как социальную стратегию, необходимо учитывать физиологическую сторону труда. Трудовая деятельность требует разнообразных движений и мышечных усилий, которые контролируются нервной системой.

Психические процессы также связаны с физиологической активностью организма. В работе человек испытывает чувство радости, морального удовлетворения, эстетического удовлетворения. В процессе труда человек думает, воображает, ощущает и запоминает; каждая работа требует внимания

Указанные выше личностные влияния характерны и для трудового воспитания в школе.

Актуальность работы.В настоящее время в школе идёт становление образовательной области «ОБЖ», основной целью которого является подготовка подрастающего поколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях.

Объектом исследования является обучения учащихся основам материаловедения.

Предметом исследования является обучения учащихся основам материаловедения в процессе изучения технологии обработки металлов.

Целью данного исследования является разработка методики обучения учащихся основам материаловедения в процессе изучения технологии обработки металлов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений;

2. Разработана методика организации работы по разделу «Технология обработки металлов».

Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование можно использовать в дальнейшем изучении данной темы.

Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования можно использовать на уроках ОБЖ и технологии.

Курсовая работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В традиционно сложившейся практике преподавателей в образовательных учреждениях важное место занимают методы информирования и развития (объяснения, рассказы, беседа), в которых учитель играет более активную роль, чем ученики. С целью закрепления знаний и повышения квалификации особенно часто используются репродуктивные методы (повторение — воспроизведение учебного материала учащимися, выполнение упражнений по шаблону, лабораторные работы по инструкции). Они больше ориентированы на запоминание и воссоздание учебных материалов, меньше на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.

В последние десятилетия получили распространение так называемые активные методы обучения, побуждающие учащихся к самостоятельному приобретению знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование устойчивых навыков и практических навыков. Методы поиска и творческого восстановления направлены на решение этих проблем.

Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность учеников протекает не самостоятельно, а под руководством учителя, который приводит учеников к выводам цепочкой вопросов и заданий. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать контакт с учащимися в учебной работе, создавать атмосферу сотрудничества.

В настоящее время в школе развивается образовательное направление «ОБЖ», основной целью которого является подготовка подрастающего поколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях.

Объектом исследования является обучения учащихся основам материаловедения.

Предметом исследования является обучения учащихся основам материаловедения в процессе изучения технологии обработки металлов.

Целью данного исследования является разработка методики обучения учащихся основам материаловедения в процессе изучения технологии обработки металлов.

В первой части работы рассмотрена роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений.

В профессиональном обучении гораздо чаще используется тип рассказа — объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются демонстрацией обучения. Необходимо уточнить общие принципы безопасности труда, санитарии и гигиены. Безопасные приемы работы с инструментами. Демо помогает классифицировать инструменты по группам. Лекция стимулирует воображение и чувства, стимулирует конкретное и образное мышление, но также активирует умение отбирать и систематизировать представленный материал. Этот метод обучения используется в средней школе.

Тематика работы должна быть посильной для школьников и в связи с физической нагрузкой. Например: разрезание металла ножницами, не находящимися в тисках, потребует от учащихся приложить значительные усилия, чтобы удерживать инструмент на месте. Таким образом, нервно-мышечное напряжение студентов сохраняется на протяжении всей работы. Работа с ножницами, завязанными в слесарных тисках, устраняет этот недостаток и позволяет учащимся резать более толстый листовой материал.

Во второй части работы :

Таким образом, во второй части нами была разработана методика организации работы по разделу «Технология обработки металлов».

Качество урока зависит от подготовки учителя. Каждый новый урок, даже по одному и тому же предмету, никогда не похож на предыдущие. Это связано с рядом обстоятельств и, прежде всего, с составом студентов, их уровнем подготовки, материальным обеспечением урока и т. д.

Форсайт-тематическое планирование предполагает продумывание системы уроков по каждой теме. Многие преподаватели, помимо календарного плана семестра, составляют тематический план по разделам программы. В таком планировании нет необходимости, но он очень удобен для подготовки к урокам, организации и проведения уроков.

Задачами урока являются ознакомление детей с устройством и назначением дрели.

Таким образом, были выполнены все поставленные в работе задачи, а именно:

3. Рассмотреть роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений;

4. Разработана методика организации работы по разделу «Технология обработки металлов».

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Роль объектов труда в освоении технологических знаний и формирований практических умений

1.1 Требования к объектам труда при металлообработке

Демонстрация приемов работы [10, c.210].

Самонаблюдение школьников.

Промышленные экскурсии.

Практические методы обучения:

Упражнения для выполнения приемов, операций.

Самостоятельная занятость.

Симуляторы

Лабораторно-практическая работа

Управление технологическими процессами.

Рассмотрим особенности каждого из методов.

В профессиональном обучении гораздо чаще используется тип рассказа — объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются демонстрацией обучения. Необходимо уточнить общие принципы безопасности труда, санитарии и гигиены. Безопасные приемы работы с инструментами. Демо помогает классифицировать инструменты по группам. Лекция стимулирует воображение и чувства, стимулирует конкретное и образное мышление, но также активирует умение отбирать и систематизировать представленный материал. Этот метод обучения используется в средней школе.

Рассказывание историй, объяснение и лекция — это монологические методы обучения, в которых преобладает пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение выборочных действий). При этом отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая учителю информация об обучении, развитии навыков и умений. Поэтому более совершенным методом является беседа – метод обучения, при котором учитель использует имеющиеся знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию нового материала.

А также осуществляет повтор и проверку присланных. Однако следует помнить, что вопросы, задаваемые на собеседовании, должны быть простыми, короткими, четкими, логичными и доступными. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущей и всей темой. Например,

· Что такое «пластичность»?

Какие линии используются для маркировки сортового проката?

Какое оборудование необходимо для создания этого продукта?

Самостоятельная работа студентов с техническим и педагогическим факультетом — это словесный метод обучения и одно из важнейших средств как обучения, так и закрепления знаний.

Письменная инструкция представляет собой вид работы с технической документацией и применяется на начальных периодах обучения, когда школьники еще не имеют для себя достаточных знаний, навыков и умений в новой области [9, c.432].

А также осуществляет повтор и проверку присланных. Однако следует помнить, что вопросы, задаваемые на собеседовании, должны быть простыми, короткими, четкими, логичными и доступными. Каждый вопрос должен быть логически связан с предыдущей и всей темой. Например,

· Что такое «пластичность»?

Какие линии используются для маркировки сортового проката?

Какое оборудование необходимо для создания этого продукта?

Самостоятельная работа школьников с техническим и педагогическим факультетом — это словесный метод обучения и одно из важнейших средств как обучения, так и закрепления знаний [8,c.341].

Письменная инструкция представляет собой вид работы с технической документацией и применяется на начальных периодах обучения, когда студенты еще не имеют для себя достаточных знаний, навыков и умений в новой области. Основное отличие письменных инструкций — это специально подготовленная колонка для самоконтроля, когда, выполнив указание о действии, учащийся может самостоятельно удостовериться в его правильности. Этот метод применим при проведении урока «Рубка металла».

В практике учителя техники безопасности жизнедеятельности демонстрационные методы (наглядные методы) занимают одно из важнейших мест. Поэтому в методологии принято называть совокупность действий учителя, которая заключается в показе учащимся самих предметов или их моделей и представлении их определенным явлениям или процессам с объяснением их существенных характеристик.

Демонстрация способна создать точную и конкретную модель рабочих действий учащихся, которую они имитируют и используют для проверки своих действий [7, c. 264].

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной техники изложения. Вот несколько рекомендаций, которым нужно следовать:

· Сообщите учащимся, что они собираются наблюдать и с какой целью.

· Организуйте наблюдение так, чтобы все учащиеся могли ясно видеть демонстрируемый объект.

· Разрешить учащимся, когда это возможно, воспринимать объект разными органами чувств, а не только через зрение;

• постарайтесь, чтобы наиболее важные особенности предмета производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

· Разрешить учащимся видеть объекты и процессы в присущих им движениях и изменениях.

При разработке плана урока в разделе «Обработка металлов» я использовал несколько демонстрационных методов, например,

· Образцы типов металлов и сплавов.

Похожие плакаты.

Схемы, использованные в учебнике.

Формы организации учебного процесса при изучении раздела

В настоящее время на уроках технологий установлены три основные формы организации студентов:

· фронтальная,

· звеньевая,

· индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мы используем фронтальный метод обучения на уроках. Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания с применением информационных технологий [6, c. 480].

Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. Структура комбинированного урока: внешняя и внутренняя.

Внешняя структура включает в себя 3 элемента:

Вводный инструктаж;

Самостоятельная работа и текущий инструктаж;

Заключительный инструктаж.

3) самостоятельное усвоение школьником новых знаний; 4) текущее повторение, базовое закрепление;

5) создание ориентировочной основы деятельности школьников на уроке — направленной на создание картины предстоящей практической работы студентов.

Самостоятельная работа и постоянное обучение.

Внутренняя структура этого элемента основана на видах самостоятельной работы школьников:

1) самостоятельная работа с целью приобретения новых навыков;

2) самостоятельная работа над повышением квалификации на основном и завершающем этапах;

3) творческая дизайнерская деятельность.

Окончательное оформление. Его внутреннее устройство:

· обобщение и систематизация изученного;

· контроль и оценка знаний, умений, навыков;

· выдача домашнего задания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы