Теория и методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика обучения сжатому изложению

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЙ И ИХ ВИДЫ 5

1.1. Понятие «изложения» и их классификация 5

1.2. Основные виды изложений 7

1.3. Характер текстов для изложений 10

1.4. Содержание и последовательность работы над изложением 11

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 14

2.1 Методика и приемы работы с сжатым изложением в 5 классах 14

2.2 Разработка уроков для 5 класса по обучению сжатого изложения 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

  

Введение:

 

В воспитании, обучении, умственном и речевом развитии школьников важную роль играет изложение. Изложение основывается на подражании образцу. Но также и сохраняет в себе возможность ученику проявить себя, активизирует его творческое и производящее мышление.

В ходе работы над изложением учащиеся анализируют, выделяет главное, синтезируют, обращают внимание на одни явления и отстраняются от других. Написание изложения и работа с образцами тестов художественного типа имеет положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, обучает его чувствовать представленный образ, развивает воображение. Также происходит повышение читательской культуры.

С помощью изложения обогащается словарный запас и грамматический строй речи школьников, происходит совершенствование навыков правописания, происходит обучение целесообразности и правильности использования языковых средств согласно условиям и задачам общения и прочее. В соответствии с новыми образовательными стандартами крайне важна роль учителя в обучении учащихся в написании изложений. Если учитель владеет грамотной эффективной методикой обучения детей написанию разных видов изложений, то это положительно скажется на дальнейших успехах школьников в написании ГИА и ЕГЭ. Учителю необходимо уделять большое внимание обучению учеников подробному изложению, так как данным видом изложения в конце учебного года оценивается уровень сформированности у учеников коммуникативных умений, пунктуационных и орфографических навыков. Тем самым подтверждается актуальность данной темы.

Работы Н.Л. Войтелевой, Н.А. Пленкина, А.В. Текучева, И.А. Алексеевой, Г.М. Иваницкой посвящены исследованиям методики обучения написания изложений во время учебного процесса.

Методическая литература таких авторов как В.И. Капинос, Т.А. Новожилова, Т.А. Ладыженская, Т.М. Фалина подробно описывает методики обучения изложению.

Для эффективной работы в данном направлении есть основной «фундамент», описанный учеными, но какая форма работы и какой подход необходимо применять именно для того или иного класса, должен знать и решать учитель. Тем самым выявляется основная задача учителя – это обучить школьников правильному написанию изложений.

Целью данной работы является анализ проблемы изложений, преподаваемых в школе и методик, используемых на уроках русского языка.

Для достижения данной цели были выявлены следующие задачи:

1. Определение значения изложений для развития речи школьников;

2. Исследование изложения и его классификаций;

3. Рассмотреть цели и задачи изложений;

4. Изучить основные этапы работы над изложением;

5. Изучить методику и приемы обучения сжатому изложению для учащихся 5 классов;

6. Разработать уроки для 5 класса по обучению сжатого изложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Во всех сферах деятельности человека, ему необходимо обладать умением кратко передавать информацию. Начиная с уроков в школе, где нужно за короткий срок пересказать тему учебника или прочитанный текст, заканчивая любым разговором, где необходимо передать человеку информацию кратно и понятно.

Обучение умению краткого изложения начинается с начальной школы, где детям дается теоретическая информация о методах и приемах работы над сжатым изложением, даются специальные упражнения, которые направлены на развитие умений сократить текст, не изменив при этом его главную тему и мысль. В настоящее время, обучению сжатому изложению отведено мало времени и этого недостаточно как в практике обучения, так и в методике.

Анализ методической литературы, приведенный в данной работе, может стать базой для учителя по организации работы над изложениями на уроках русского языка. Для эффективного обучения детей сжатому изложению необходимо, что у детей были хорошо развиты умения усваивать исходный текст и их языковая подготовка. То есть учащийся должен уметь выделить основную мысль текста, выбрать подходящий для него способ сжатия и уметь провести языковую работу над исходным текстом и выбрать языковой прием для создания своего. Также в работе мы описали упражнения, которые формируют умения и навыки нужные для написания сжатого изложения.

Работа над изложениями используется на всех уроках в зависимости от поставленных целей. Тем самым определена методика работы над изложением на уроках русского языка. Подготавливая класс к изложению, учитель должен отобрать методические приемы, с помощью которых решаются поставленные задачи.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЙ И ИХ ВИДЫ

1.1. Понятие «изложения» и их классификация

Работы, которые связаны с воспроизведением написанного другим человеком текста называется изложение. Для успешного формирования коммуникативных умений необходимо организовывать уроки русского языка таким образом, чтобы можно было применить все виды обучения изложению.

Классификация изложений основана на трех основаниях:

— цель проведения: обучающие и контрольные;

— характер текстового материала: описание, рассуждение, повествование;

— способ содержания: подробные, полные, сжатые, выборочные, близкие к тексту, с элементами сочинения. [14, с.166]

С. И. Райский пишет: «изложение, близкое к тексту отличается от подробного тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение». [11, с.89]

С помощью «близких к тексту» и «подробных» изложений решается следующая дидактическая задача: обучить ребенка полно, с подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора воспроизводить содержание текста.

Изложения с элементами сочинения или творческими заданиями являются особой группой, так как с их помощью выполняется переход от изложения к сочинению.

Существует и другая классификация изложений в методических пособиях и практике:

— форма воспроизведения: устная и письменная;

— объем текста: изложения – миниатюры и изложения, которые рассчитано на урок;

— характер содержания теста: о природе, о любимом деле, о семье и др.;

— изложения с использованием наглядного материала. [7, с.66]

Для обучения речи необходимо понимать основные классификации, которые позволят правильно организовать работу, выделить потенциальные возможности, специфику изложения как одного из основных видов работы, направленной на развитие связной речи. Основаниями для классификаций изложения является:

— характер воспроизведения текста. Сюда относятся подробные изложения, выборочные, сжатые и изложения и творческим заданием. Подробные изложения воспроизводят текст полно, с подробностями, сохраняя его тип. Выборочные изложения воспроизводятся, частично выбирая фрагмент, который связан с заданной темой. Сжатые изложения передают лишь суть, все подробности, детали не излагаются. В изложениях с творческим заданием излагающий может вносить изменения в содержание исходного текста, менять композицию исходного образа, например, заменить лицо рассказчика, переставить части текста, дополнить текст своим;

— способ восприятия текста. Сюда относят зрительное восприятие, слуховое и зрительное, слуховое.

Благодаря различным способам восприятия текста у ребенка формируются речевые умения. Необходимо учитывать специфику восприятий. Практика показывает, что человек, который читает текст более сосредоточен на нем, нежели тот, кто слушает.

Т.А. Ладыженская также описала классификацию изложений:

1. Отношение к объему исходного текста: подробное и сжатое;

2. Осложненность языковыми заданиями: лексические, грамматические, синтаксические, морфологические;

3. Отношение к содержанию исходного текста: выборочное, полное, изложение с дополнительными заданиями;

4. Восприятие исходного текста: изложение прочитанного, услышанного, воспринятого зрительно и на слух;

5. Степень знакомства с текстом: изложение незнакомого текста и известного ранее. [9]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы