Курсовая с практикой на тему Методика обучения студентов среднего профессионального образования сопровождению развития профессиональной направленности в рамках элективных курсов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Понятие профессиональной
направленности личности в психолого-педагогической литературе
1.2. Организация сопровождения
развития профессиональной направленности в учреждениях СПО
1.3. Элективные курсы в профильном
обучении
2. Эмпирическое исследование
профессиональной направленности студентов СПО
2.2 Анализ результатов исследования
Список используемых источников
Введение:
Актуальность.
Развитие профессионального образования в государстве должно обеспечить качество
профессиональной подготовки, что делает актуальной ориентацию учебных заведений
на способность их выпускников к практической реализации приобретенных
компетенций. Анализ применения категории «практико-ориентированный подход в
профессиональном обучении» в профессиональной литературе, позволяет
констатировать: ученые рассматривают его как средство ориентации учебного
процесса на конечный продукт профессионального обучения — конкретизированные
виды действий, усвоенные студентами в виде опыта в время работы с учебной
информацией. Это позволяет в процессе профессиональной подготовки моделировать
предметное содержание профессиональной деятельности и обеспечивать условия трансформации
учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.
Основным
средством реализации практико-ориентированного подхода является
практико-ориентированные задачи, а непременным условием их применения —
разработка корректных условий этих задач. Внедрение практико-ориентированного
подхода требует создания преподавателями среды, в которой студенты имеют
возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, сделать его
осознанной потребностью в саморазвития, собственной профессиональной и
социальной адаптации. Стремление найти разумный баланс между академической и
прагматичной составляющими профессиональной подготовки реализуется в
привлечении студентов к созданию практико-ориентированных проектов, которые
являются результатом индивидуальной или коллективной деятельности по четко
определенным правилам. Все это обусловливает проведение фундаментальных и
прикладных исследований по проблеме формирования профессиональной
компетентности специалистов.
Для
решения задач, определяемых ФГОС, созданы научные предпосылки. Профессиональное
образование обсуждалось в исследованиях С.Я. Батышева, Е. Л. Белкина, А.А.
Вербицкого, Т. П. Демидовой, В. П. Корнейчука, А. С. Ларикова, Т. С. Паниной,
Н. М. Халимовой. Вопросы становления и развития СПО обозначены в исследованиях
П.Ф. Анисимова, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Г.С. Гершунского, И.Л. Кожемяко,
М.Н. Скаткина, Д.В. Чернилевского. Различные аспекты профессионализма в
контексте компетентностного подхода рассматривались В.А. Адольфом, А.С. Белкиным,
В.А. Болотовым, А.А. Деркачём, И.А. Зимней, Е.А. Климовым, В.В. Сериковым, А.В.
Хуторским.
Таким образом, недостаточная
разработанность этой проблемы в психологической науке, ее актуальность и
практические потребности современного этапа развития образования обусловили
выбор темы исследования: «Реализация принципа
целенаправленности в профессиональном обучении».
Объект исследования: профессиональное
развитие личности на этапе первичной профессионализации.
Предмет исследования: реализация принципа целенаправленности в профессиональном обучении.
Цель исследования: теоретически
обосновать и эмпирически изучить психологические особенности реализации
принципа целенаправленности в профессиональном обучении.
Выбранная цель обусловила следующие
задачи исследования:
1.
Рассмотреть сущность понятий «дидактика»
«дидактические принципы», «принцип целенаправленности» «профессиональное
обучение».
2.
Изучить классификацию дидактических
принципов обучения.
3.
Рассмотреть средства реализации принципа
целенаправленности учащихся в профессиональном обучении.
4.
Проанализировать учет возрастных
особенностей учащихся профессионального обучения.
5.
Исследовать реализацию принципа
целенаправленности в профессиональном обучении на примере модуля ПМ «Организация
работы структурного подразделения».
В основу исследования был положен
следующие предположения:
Процесс
профессионального развития личности определяется системным взаимодействием его
онтогенетического, личностного и профессионального компонентов. Соотношение между
компонентами в процессе профессионального развития имеет сложный, нелинейный
характер: на этапе выбора профессии доминирующим является онтогенетический
компонент, содержание которого составляют индивидные особенности развития
(задатки, способности, психофизиологические особенности), на этапе первичной
профессионализации ведущим выступает личностный (комплекс личностных
характеристик), на стадии профессионализации — профессиональный (комплекс
профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств,
обеспечивающих успешность деятельности).
Теоретико-методологическую
основу исследования составили: теории и
концепции, раскрывающие развитие личности на этапе юношества (Л.С. Выготский,
И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, Э. Эриксон и др.), исследования профессионального
развития личности (В.А Моляко, К.Чарнецки и др.), положение связи личностного и
профессионального развития (В.Д.Шадриков, З.И.Рябикина и др.), идеи гуманизации
образования в рамках личностно развивающей парадигмы (А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов,
И.Б.Котова и др.).
Использован
комплекс методик диагностики
уровня сформированности базовых компетенций будущих специалистов, что включает: исследование мотивации
обучения в учебном заведении по методике Т. Ильиной; определение ценностных
ориентаций при изучении дисциплин на основе опросника Э. Карапешта
«Осознанность жизненных целей»; определения уровня усвоения будущими
специалистами базовых предметных знаний; определение уровня развития умений
будущих специалистов использовать знания по организации самостоятельной
познавательной деятельности на практике; определения индивидуальной меры
проявления рефлексивности по методике А. Карпова, В. Пономаревой определение
уровня самооценки профессионально значимых компетенций будущих специалистов на
основе методики А. Моткова «Самооценка профессионально-значимых качеств
личности»; определение интегрального показателя уровня сформированности базовых
компетенций будущих специалистов.
Заключение:
Можно сделать следующие выводы
У 53,1% студентов экспериментальной и 58,3% студентов контрольной
группы доминирующей является коллективистская направленность, что связано с
преобладанием мотивов общения, желанием поддерживать хорошие взаимоотношения с
однокурсниками, друзьями. Также это можно объяснить тем, что в профессиональной
деятельности будущих специалистов главной является коммуникативная функция,
умение и желание общаться с людьми, уметь устанавливать с ними позитивные
межличностные и деловые отношения. Преобладание данной направленности,
возможно, связано с тем, что первокурсники переживают процесс адаптации к
учебно-профессиональной деятельности и стремятся наладить межличностные и
деловые отношения в новой социальной среде как со своими сверстниками, так и с
преподавателями. В то же время студенты проявляют направленность как на задачу
(33% в экспериментальной и 19,5% в контрольной группе), так и на себя (33% в
экспериментальной и 19,5% в контрольной группе).
Направленность студентов на задачу вместе с направленностью на
взаимодействие указывает на их стремление к освоению профессиональных знаний и
умений. Хотя на данном этапе обучения представление студентов о своей будущей
профессии является достаточно неопределенным. Возможно, для них, на первых
этапах знакомства с профессией особенно значимы коллективистская и деловая
направленность, так как на начальном этапе профессионального обучения
совместная деятельность, направленная на взаимную поддержку, овладение новыми
знаниями, умениями и навыками будет способствовать успешности их деятельности.
Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что жизненная позиция
молодых людей проявляется в основном в доминировании коллективистской
направленности.
Анализ результатов
первичной диагностики по методике «Мотивы выбора профессии» показал, что:
внутренними индивидуально значимыми мотивами руководствуются 12% студентов
экспериментально и 10% контрольной группы (а именно: «профессия соответствует
моим способностям, соответствует умственному и физическому развитию, является
привлекательной»…). Социально-значимые мотивы, такие как: возможность приносить
пользу людям, дает возможность для роста профессионального мастерства и др.,
выбрали для себя 25% студентов экспериментальной и 27% студентов контрольной
группы. Внешние положительные мотивы «Близка к любимому школьному предмету,
является высокооплачиваемой и т.д.» 57% студентов экспериментальной и 59%
студентов контрольной группы. Внешние отрицательные мотивы (нравиться
родителям, избрана друзьями) – 6% студентов экспериментальной и 4% студентов
контрольной группы.
Таким образом, студентам в
большей степени свойственны внешние положительные мотивы, зачастую не связанные
с направленностью на будущую профессию.
На основании полученных
результатов диагностики и их анализа, а именно выявление коллективисткой
направленности и внешней положительной мотивацией у большинства студентов
первого курса СПО возникает необходимость разработки комплексной программы
психолого-педагогического обеспечения формирования профессиональной
направленности и развития профессионального самосознания студентов 1 курсов
учреждений СПО, которая может быть реализована на базе любого из этих
учреждений.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты проблемы сопровождения
профессиональной направленности обучаюшихся среднего профессионального
образования
1.1. Понятие профессиональной
направленности личности в психолого-педагогической литературе
направленности личности в психолого-педагогической литературе
Рассмотрим особенности этапов профессионализации,
предложенные различными авторами.
В возрастном периоде 14-25 лет
стадию профессионального развития Дж.Сьюпер определяет как «исследование» —
апробация своих сил [50, c.25]. По Г.Хейвигхерсту, в период от 15 до 25 лет происходит
приобретение конкретной профессиональной идентичности: человек выбирает
профессию и начинает себя к ней готовить. Она приобретает определенный трудовой
опыт, который помогает сделать выбор и начать карьеру. Согласно Т.В.Кудрявцеву,
период юношеского возраста связан с такими стадиями: возникновение и
формирование профессиональных намерений; профессиональное обучение и подготовка
к профессиональной деятельности [25, c.43].
Е.А.Климов предлагает группировки
следующих фаз: оптация (12-17 лет) — период выбора профессии и учебного
заведения; профессиональная подготовка — стадия адепта (15-23 года) — овладение
профессиональными знаниями, умениями, навыками; адаптация (16-18 лет) —
вхождение в профессию и привыкание к ней; фаза Интернал (18-23 лет) —
приобретение профессионального опыта [22, c.112]. Для этого периода характерно
переживание кризисов профессионального становления, сопровождающих переход от
одной стадии к другой и логически обусловлены процессом профессионализации
личности (Е.Ф.Зеер) [20] кризис учебно-профессиональной ориентации (14-16)
кризис выбора профессии (16-18) кризис профессиональных экспектаций (18-20) [31,
c.43].
Рассмотрим их с позиций ведущих
детерминант и способов преодоления.
1. Кризис учебно-профессиональной
ориентации. Факторы, детерминирующие кризис: формирование профессиональных
намерений, их реализация; становление «Я-концепции», ее коррекция; случайные
судьбоносные моменты жизни. Способы преодоления: выбор профессионального
учебного заведения или способа профессиональной подготовки.
2. Выбор профессии. Детерминанты:
неудовлетворенность профессиональным образованием, изменение
социально-экономических условий жизни; перестройка ведущей деятельности. Способы
преодоления: изменение мотивов учебно-профессиональной деятельности, коррекция
выбора профессии.
3. Профессиональных экспектаций.
Детерминанты: трудности профессиональной адаптации; несоответствия
профессиональных ожиданий и реальной действительности. Способы преодоления:
активизация профессиональных усилий, корректировки мотивов труда, увольнение,
изменение специальности.