Курсовая с практикой на тему Методика обучения школьников грамматическим нормам русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава І. Теоретические основы
обучения школьников грамматическим нормам русского языка
1.1. Психолого-педагогические условия
обучения школьников грамматическим нормам русского языка
1.2. Анализ учебно-методического
обеспечения
1.3. Критерии и уровни
сформированности грамматических навыков учеников
Глава ІІ. Экспериментально-опытное
исследование
2.1. Цель и задание эксперимента
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность исследования. Социально-экономические
преобразования, вызванные информационными, глобализационными процессами,
утверждением тенденций общества к устойчивому развитию, обусловливают
необходимость ужесточения требований к содержанию и качеству образования. Среди
задач лингводидактики актуализируется потребность разработки эффективных
образовательных технологий, способствующих не только интенсивному освоению
системы языковых знаний, но и выработке у учащихся умений самостоятельно
приобретать знания в процессе своего творческого поиска, стремление повышать
культуру устной и письменной речи.
В стратегических документах указано,
что в школе не должно быть лишнего теоретизирования, вербального заучивания
грамматических положений и правил, поскольку для ученика естественно и гораздо
легче осознавать новое, осуществляя собственные исследования — наблюдая,
экспериментируя, моделируя речевые явления, и на их основе делать выводы, а
полученные знания применять в практической речевой деятельности. Вполне
оправдано значительное внимание современных теоретиков и практиков обучения
языку к проблеме формирования грамматической компетенции учащихся,
сформированность которой обеспечивает осознание всех уровней языковой системы
для построения осмысленных связных высказываний, свободное владение всеми
грамматическими понятиями, средствами выражения грамматических категорий,
умение коммуникативно уместно использовать грамматические явления в
коммуникативной деятельности для решения различных задач, реализацию
продуктивного общения.
Обучение грамматике должно быть
действенным, интенсивным и продуктивным, направленным не на формальное усвоение
грамматических знаний, формирование практических умений и навыков, а на
развитие у учащихся способностей мыслить, в процессе исследования познавать
морфологические и синтаксические понятия, грамматические явления,
закономерности и нормы, обеспечивая активное участие учеников в овладении
грамматической теорией и формировании в них ключевых и предметных компетенций.
В этом контексте обучение грамматики — это не только усвоение системы
морфологических и синтаксических знаний, что является инструментальной частью
грамматической компетентности ученика, но и процессом развития личности,
выработкой умений управлять собственной познавательной и интеллектуальной
деятельностью, прежде всего на основе осознания универсальных способов познания
языка.
Несмотря на значительные достижения
ученых в теории и практике обучения грамматики языка и тематический диапазон
этой проблематики, исследования по лингводидактике охватывают лишь отдельные
аспекты языковой подготовки учащихся.
На сегодняшний день недостаточно
внимания уделено поиску оптимальных путей усвоения грамматических сведений,
вопросам культуры устной и письменной речи учащихся, формированию у них умений
и навыков быстро выбирать правильную, коммуникативно уместную грамматическую
единицу, что делает невозможным решение ряда противоречий между возрастанием
требований к качеству коммуникации и недостаточным уровнем сформированности
грамматической компетентности учащихся; уровнем научного осмысления проблемы и
недостаточным теоретико-методическим обеспечением процесса формирования
составляющих грамматической компетентности учащихся; необходимостью
формирования умений самостоятельно добывать информацию, обрабатывать ее. Необходимость
решения указанных противоречий, актуальность и недостаточная научная
разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Методика обучения школьников
грамматическим нормам русского языка».
Цель исследования заключается в научном обосновании теоретических основ и разработке
методики обучения
школьников грамматическим нормам на
уроках русского языка.
В целях исследования определены
следующие основные задачи:
1. Обосновать
психолого-педагогические условия обучения школьников грамматическим нормам русского языка.
2. Проанализировать содержание
действующего учебно-методического обеспечения для учащихся.
3. Определить критерии и уровни
сформированности грамматических
навыков учеников.
4. Разработать методику обучения школьников грамматическим нормам
русского языка и экспериментально
проверить ее эффективность.
Объект исследования — процесс обучения русскому языку
учащихся общеобразовательного учебного заведения.
Предмет исследования – методика обучения
школьников грамматическим нормам на
уроках русского языка.
Для реализации поставленных задач
были использованы следующие методы исследования: теоретические:
анализ психолого-педагогической, методической литературы по выбранной проблеме
для обоснования теоретико-методических основ исследования; эмпирические:
наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анкетирование, беседа,
тестирование, беседы с учителями и учениками, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы), во время которого проверялась
эффективность разработанной методики; методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка.
Заключение:
В работе осуществлено теоретическое обобщение и практическое решение
проблемы обучения школьников грамматическим нормам языка в процессе обучения русскому
языку.
Изучение научно-методической литературы позволило обосновать и определить
психолого-педагогические основы формирования грамматической компетентности,
понимания сути и механизмов психических процессов, в частности мотива,
восприятия, лежащих в основе речевой деятельности. Установлено, что
формирование грамматической компетентности учащихся целесообразно осуществлять
с опорой на личностно ориентированный, системный, компетентностный,
коммуникативно-деятельностный подходы, которые бы способствовали раскрытию
внутреннего потенциала учеников.
На основе анализа содержания имеющегося учебно-методического обеспечения
процесса обучения школьников грамматическим нормам русского языка выяснено, что
сегодня функционируют несколько рекомендованных отраслевым министерством для
использования в образовательном процессе альтернативных учебников, пособий, авторы
которых стремились реализовать требования действующей программы и ответить на
социальные вызовы, однако, несмотря на значительное количество предлагаемых
учебных изданий, и до сих пор не теряет актуальности проблема разработки
учебников, пособий, которые бы способствовали формированию грамматической
компетентности старшеклассников.
Эффективная реализация экспериментальной методики обучения школьников
грамматическим нормам языка на уроках русского языка зависела от учета
психолого-педагогических основ, в частности закономерностей, принципов обучения
русскому языку и лингводидактических подходов к обучению. Результаты
экспериментального обучения подтвердили эффективность предложенной методики обучения
школьников грамматическим нормам русского языка. Большинство учеников
экспериментальных классов в процессе обучения достигла высокого и достаточного
уровней. Они продемонстрировали надлежащую работу с грамматическими сведениями,
достаточную нормативность устной и письменной речи, активное владение всеми видами
речевой деятельности, усвоение основ риторики. Результаты экспериментального
обучения подтвердили эффективность разработанной методики обучения школьников
грамматическим нормам русского языка.
Фрагмент текста работы:
Глава І. Теоретические основы обучения школьников
грамматическим нормам русского языка
1.1. Психолого-педагогические условия обучения школьников
грамматическим нормам русского языка
грамматическим нормам русского языка
Анализ законодательных документов об образовании, научно-методической
литературы по исследуемой теме подтверждает, что проблема обучения школьников грамматическим
нормам русского языка привлекала внимание многих отечественных лингводидактов.
Внимание к этой проблеме обусловлено тем, что содержательный аспект программ и
учебных планов общеобразовательной средней школы направлен на гуманизацию и
гуманитаризацию: выпускник общеобразовательного учебного заведения должен иметь
не только основательную подготовку по различным предметам и развитую
познавательную мотивацию, а прежде всего интеллектуальный потенциал и речевую
культуру, необходимые для приобретения любой специальности.
Сейчас на государственном уровне остро ощущается потребность в языковой
личности, носителе языка, который хорошо владеет системой лингвистических
знаний (усвоил понятие и соответствующие правила), репродуцирует речевую
деятельность, имеет навыки работы со словом, заботится о языке и способствует его
развитию, созданию русскоязычной среды в всех сферах общественной жизни, желает
вернуться к повседневному общению к языку, к возрождению культуры, традиций и
тому подобное. Владение русским языком, умение общаться, стремиться к успехам в
процессе коммуникации, уметь самостоятельно приобретать знания являются теми
характеристиками личности, которые в основном определяют достижения человека
практически во всех сферах жизни, способствуют его успешной адаптации к
меняющимся условиям современного мира.
Главными психолого-педагогическими принципами обучения школьников
грамматическим нормам русского языка является, прежде всего, создание
благоприятных условий для развертывания активной познавательной и речевой
деятельности учащихся, развития потребности осознанно и целесообразно
использовать единицы морфологического и синтаксического уровней в собственной речи,
формирование устойчивых коммуникативных умений и навыков.
В результате анализа и синтеза психолого-педагогической литературы
выделены исходные положения, имеющие важное значение для обучения школьников
грамматическим нормам русского языка, в частности учтено, что у учащихся
активно развивается абстрактное мышление, умение формулировать обобщения,
осуществлять логические операции, строить рассуждения, которые становятся более
аналитическими, осознанными; в учебно-познавательной деятельности старшеклассников
меняется соотношение между перцептивными, мыслительными и практическими
действиями, что является средством применения накопленных учащимися знаний.
Экспериментально доказано психологами (Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин,
М. Жинкин, Л. Карамушка, Г. Костюк, А. А. Леонтьев, С. Максименко, А. Маркова,
С. Рубинштейн и др.), что успешность обучения зависит от уровня
сформированности у учащихся умения сосредотачиваться на определенных учителем
или автором учебника аспектах, логично выстраивать собственные соображения
анализировать, синтезировать и сопоставлять усваиваемый материал,
самостоятельно формулировать соответствующие выводы, осмысливать и критически
обрабатывать информацию разных источников.
Эффективность обучения русскому языку учащихся основной школы зависит от
учета их возрастных и психологических особенностей. В этом контексте большое
значение приобретают пути стимулирования активного мышления в процессе учебной
деятельности, успешность которого непосредственно связана с познавательной активностью
и самостоятельностью учащихся, наличием познавательных мотивов, использованием
соответствующих дидактических средств, направленных на выполнение учебных
исследовательских задач, требующих поиска объяснения и доказательства
закономерных связей и отношений[1].
Психологи, психолингвисты, лингводидакты определяют, что в этот период у
учащихся повышается уровень абстрагирования и обобщения, формируются системы
прямых и обратных логических операций, соображений и умозаключений, становятся
более сознательными, обоснованными, логично совершеннее. Меняются соотношение
внешних и внутренних действий. Происходит переход внешних действий во
внутренней так называемый мыслительный план, формируются умственные действия,
являющиеся компонентами умений учиться. Меняются некоторые соотношения в
учебной деятельности между перцептивными, мыслительными и практическими
действиями. Практические действия выступают преимущественно средством
применения полученных знаний[2].