Методика обучения изобразительному искусству Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика обучения школьников 4 классов живописному изображению сюжетных композиций по представлению.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава
I. Теоретические аспекты обучения школьников 4 классов живописному изображению
сюжетных композиций по представлению.. 6

1.1.
Композиция в изобразительном искусстве. 6

1.2.
Особенности обучения живописному изображению сюжетных композиций по
представлению младших школьников на уроках рисования. 11

1.3.
Методы и приемы обучения живописному изображению сюжетных композиций по
представлению.. 13

Глава
II. Экспериментальная работа, направленная на изучение уровня обучения
живописному изображению сюжетных композиций по представлению младших школьников
на уроках рисования. 16

2.1.
Методы исследования. 16

2.2.
Ход исследования. 19

2.3.
Результаты исследования. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

Приложение 1  30

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что проблема
развития способностей школьников всегда интересовала и интересует в наше время
огромное количество ученых, которые в своих трудах рассматривают понятие
способностей и анализируют данный феномен развития способностей.

Так, во всемирной электронной
энциклопедии (Википедии) находим, что «способности — это индивидуальные
особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного
осуществления определённого рода деятельности». Однако, способности не сводятся
к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в
быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой
деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими
возможность их приобретения.

Среди них, таких как Л. С.
Выготский, Н. Мануэль, Н. Мейер, В.С. Кузиным, Н.Н. Ростовцевым, В.И. Киреенко
и др. Так, например, анализ литературы позволил нам выделить наиболее
популярные компоненты художественных способностей по В.И. Киреенко:

— способность целостного
видения;

— способность остро чувствовать
вертикальные и горизонтальные направления; -способность точной оценки
отклонения от опорных направлений;

— способность точной оценки
пропорций;

— способность оценки «светлотных»
отношений;

— способность к оценке
перспективных сокращений;

— способность к цвету;

— зрительную память.

В своих исследованиях, Киреенко
В.И. рассматривал проблему развития художественных способностей через призму
аналитической составляющей художественной деятельности, где четко
регламентируется различная художественно-специфическая деятельность.

Б.М. Неменский. А.А.
Мелик-Пашаев предложили рассматривать художественные способности сквозь призму
понятия «эстетическое отношение к действительности».

Важным составляющим в таком
подходе художестве6нных способностей на взгляд этих исследований на начальном
этапе является эстетическое отношение к действительности, различение
прекрасного и безобразного. Неожиданный поворот в исследовании изобразительной
деятельности и художественных способностей совершил Р.Арнхейм. Его
интегративный анализ визуального восприятия позволил с другой стороны
посмотреть на психологию изобразительного творчества, на развитие
художественных способностей, в процессе чего важным является формирование
художественного восприятия.

В.С. Кузин в своих работах
высказал свою точку зрения по поводу успешности в изобразительной деятельности,
где указывал на то, что художественная деятельность требует развития
художественных способностей, но при этом главное условие является практическая
составляющая для их развития.

Так же В.С. Кузин определил
основные свойства художественных способностей:

а) свойство
художественно-творческого воображения и мышления;

б) свойства зрительной памяти:

в) эмоциональное отношение;

г) волевые свойства
личности. Из выше сказанного следует, что исследователи по
большей части объединяет рассмотрение проблемы развития художественных
способностей, но с различных позиций самого процесса (психологической; педагогической,
искусствоведческой и др.) Из всех определений данных различными исследователями
нам наиболее ближе подходит следующее: Художественные

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В начальных классах происходит
активизация интеллектуальных способностей детей, развивается творческое
мышление. Дети открыты и позитивно относятся ко всему новому, эмоционально
воспринимают творчество учителя.

Создание изображения сюжетных
композиций по представлению имеет большое значение в решении задач
художественного воспитания, так как по своему характеру является художественной
деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие
возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционального
отношения к действительности.

Изобразительная деятельность
является эффективным средством развития творческих способностей младших
школьников. Сам процесс рисования является творчески-художественным
преобразованием реального объекта в новую для ребенка изобразительную форму.

Посредством изобразительной
деятельности осуществляется взаимосвязь творчества с особенностями мышления, с
интеллектом, бессознательными процессами, эмоциональной сферой и другими
компонентами, которые составляют структуру творческих способностей.

Формирование творческих
способностей в процессе создания изображения сюжетных композиций по
представлению можно определить, как процесс целенаправленного и организованного
овладения ребенком такими качествами как познавательная активность в ходе
рисования и ознакомления с произведениями искусства, эмоциональность,
самостоятельность при выполнении рисунков, стремление к самовыражению и к
творческим достижениям.

В ходе экспериментальной работы
было замечено, что созданию изображения сюжетных композиций по представлению с
использованием творческих заданий способствовали:

— развитию воображения,
творческих способностей;

— развитию ассоциативного
мышления; — развитию композиционных навыков; — возникновению у школьников
устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;

— использованию учащимися
приобретенных навыков в коллективной творческой деятельности.

Современная педагогика
посредством создания изображения сюжетных композиций по представлению решает
массу задач, таких как:

1. Формирование у детей
эстетических потребностей, приобщение к различным видам искусства и их жанрами.

2. Формирование чувства цвета
(выделять цвета и их оттенки, смешивать цвета для получения оттенков), умение
передавать форму, строение предмета.

3. Умение передавать
композиционный центр, симметрию или асимметрию, линию горизонта в различных
видах изобразительной деятельности.

4. Овладение различными
техниками, как классическими, так и нетрадиционными.

5. Умение экспериментировать с
художественными умениями во время создания образа.

6. Расширяет представление об
окружающей действительности, развивается творческая активность и чувство ритма.

7. Умение самостоятельно ставить
эксперименты с материалами, готовность к исследованию.

8. Расширение эмоциональных
чувств ребенка.

9. Формирование индивидуального
стиля, умение создать оригинальный художественный образ.

10. Умение доводить работу до
конца, умение учавствовать и создавать работу в коллективе.

11. Формирование творческой
активности, самостоятельности, коммуникативным навыкам общения со сверстниками
и взрослыми.

12. Умение выражать свои мысли,
эмоции.

13. Формирование своего
эстетического вкуса, умение критически оценивать свою работу и принимать
советы.

Таким образом создания изображения
сюжетных композиций по представлению решает искусствоведческие,
художественно-изобразительные, познавательно-развивающие, эвристические,
эмоционально-личностные и эстетически-ценностные задачи.

В заключении, следует отметить,
что создание изображения сюжетных композиций по представлению является важной,
неотъемлемой частью жизни любого ребенка, все дети любят заниматься
художественным творчеством.

Создание изображения сюжетных композиций по
представлению является одним из главных ключевых компонентов в формировании
личности младшего школьника. При правильном, грамотном, совместном подходе
педагогов и родителей она будет способствовать общему гармоничному развитию
ребенка, обогащению его

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические
аспекты обучения школьников 4 классов живописному изображению сюжетных
композиций по представлению

1.1. Композиция в
изобразительном искусстве

Термин «композиция» происходит
от латинского compositio, что означает составление, соединение, сочетание
различных частей в единое целое, приведение их в порядок в соответствии с
какой-либо идеей. Поэтому сочетание частей, сложение элементов в определенном
порядке их взаимосвязь, которая переходит в гармонию целого и создает картину.
В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного
произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Композиция в картине – это выраженный смысловой центр с объединением рисунка,
цвета и сюжета.

Идейный замысел картины
претворяется путём поисков художественно-образного решения и композиционного
построения. Благодаря удачному композиционному решению картина приобретает свою
выразительность, визуальную стройность, логическую взаимосвязь отдельных частей
и целого. Всё это способствует созданию выразительной целостной художественной
формы, вызывающей в зрителе эмоциональный отклик.

Через композиционные приёмы и
средства, такие как контраст, симметрия, асимметрия, золотое сечение, масштаб,
равновесие, выделение композиционного центра и т. п., выявляются смысловые
завязки между предметами и образами в картине. Плохо организованное
композиционное пространство картины теряет смысловую завязку и содержание, даже
если она обладает высоким живописным качеством деталей.[1]

Можно вспомнить слова великого
русского художника – автора композиционно сложных полотен на историческую тему
– Василия Сурикова: «Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твёрдый,
неумолимый закон, который можно только чутьём угадать, но который до того
непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя
поставленная точка, разом меняет всю композицию…

В движении есть живые точки, и
есть мёртвые. Это настоящая математика. Сидящие в санях фигуры держат их на
месте. Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.
Чуть меньше расстояние – сани стоят. А мне Толстой с женой, когда «Морозову»
смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». А там ничего
убавить нельзя – сани не поедут». Эти слова ещё раз подтверждают важность
композиции и умения композиционно мыслить для воспитания творческой личности
художника.[2]

Говоря о развитии художественного и
композиционного мышления, нельзя не упомянуть труд О. А. Авсияна. В своей книге
он поднимал вопросы развития творческого мышления, влияния наброска на развитие
цельного видения, зрительного восприятия пространства, движения и формы,
композиционного замысла, рассматривал проблемы методических особенностей
рисования по представлению, по памяти и по воображению. В [1] Василенко П.Г.
Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к
изобразительной деятельности / П.Г. Василенко [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru (дата обращения: 22.03.2021) [2] Ломакин М.О.
Закономерности и противоречия реалистического и условно-плоскостного восприятия
видимого мира — на основе опыта преподавания декоративного рисунка в Высшей
школе народных искусств (академии) // Традиционное прикладное искусство и
образование. — 2019. — № 1 — С. 16-21. — URL:
http://dpio.ru/stat/2019_l/2019-01-03.pdf (дата обращения 21.03.2021).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы