Курсовая с практикой на тему Методика обучения самостоятельной работе младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Специфика самостоятельной работы в психолого-педагогических
исследованиях
2.2. Основные результаты опытно-экспериментальной работы по
Введение:
Актуальность данной темы заключается в том, что
независимость является одним из компонентов универсальной образовательной
деятельности (УУД), с целью разработки которой был разработан Федеральный
государственный стандарт начального образования. Мета-субъектные результаты
разработки основной образовательной программы включают в себя ее процедурный
(операционный) компонент: семантическое формирование (личностный УУД);
самостоятельная постановка новых образовательных целей и задач, саморегуляция
познавательной деятельности, когнитивная рефлексия (регулятивные УУД);
самостоятельный подбор и постановка познавательных целей, поиск и отбор
необходимой информации, моделирование и трансформация модели и т. д.
(когнитивный УУД).
Деятельность считается независимой, в процессе которой
человек, зная свою конечную цель, ставит перед собой задачу, ведущую к
достижению этой цели, выбирает средства и методы действий, необходимые для
решения проблемы, выполняет эти действия и сам контролирует правильность их
выполнения.
Повышение самостоятельности школьников на уроках
физкультуры помогает выработать способы физического самосовершенствования,
поддержания оптимального здоровья и воспитания творческого социально активного
человека.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает,
что вопросам воспитания независимости уделялось большое внимание в трудах
отечественных ученых: Б.П. Есипова, Г. Б. Максон, Н. В. Клюева, Ю. К. Холодов
др.
Проблема воспитания умственно отсталых школьников
навыками самостоятельной работы рассматривается в различной методической
литературе применительно к задачам по различным предметам (М. Ф. Вопросы
обучения в специальной школе (А. Н. Граборов, Г. Н. Дульнев). Существуют также
специальные исследования, которые решать вопросы воспитания у учеников с интеллектуальной
недостаточностью самостоятельности в процессе преподавания некоторых общих
предметов. Важность правильно организованной самостоятельной образовательной
деятельности для корректирующего и развивающего воздействия на умственно
отсталых учащихся, исправления недостатков их мышления, речи, памяти,
добровольного внимания, подчеркивается формирование познавательных интересов и
т. д. Однако проблема воспитания школьников в коррекционных школах
независимости в процессе обучения очень мало освещена.
Несмотря на значительные достижения ученых в этом
вопросе, по нашему мнению, пути формирования самостоятельности младших
школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями нуждаются в более
глубоком изучении. Анализ современной системы образования в начальной школе
показывает, что проблема формирования самостоятельной работы учащихся с
ограниченными интеллектуальными возможностями еще не нашла полного решения.
Поскольку в настоящее время уровень развития самостоятельности младших
школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями не находится на
высоком уровне и требует системы действий учителя, направленной на развитие
способности к обучению и развитию.
Осознание необходимости изучения развития
самостоятельной деятельности учащихся начальных классов с умственными
нарушениями в классе было причиной выбора этой темы для дальнейших
исследований.
Объект исследования — самостоятельность младших
школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках.
Предмет исследования – методика обучения самостоятельной
работе младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования — проанализировать особенности
методики обучения самостоятельной работе младших школьников с интеллектуальной
недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты
самостоятельной работы учебной деятельности и раскрыть основные понятия темы
исследования.
2. Выявить условия, обеспечивающие формирование
самостоятельности младших школьников методика обучения самостоятельной работе
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Проанализировать особенности методики обучения
самостоятельной работе младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования:
— теоретические: анализ, сравнение, обобщение,
сопоставление различных точек зрений ученых на исследуемую тему, классификация;
— практические: наблюдение, обобщение передового
педагогического опыта по теме исследования.
Практическое значение
результатов исследования: выявленные этапы и особенности методики обучения самостоятельной работе
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью могут быть использованы
в образовательном процессе в начальных классах.
Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.
Заключение:
В
рамках ФГОС самостоятельная работа школьников стала не только требованием, но и
основой образовательного процесса. Все современные методы обучения
ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по
самостоятельному приобретению новых знаний, то есть деятельности, стимулирующей
творческую активность.
Учебная
программа начальной школы предполагает такое улучшение образования, которое
направлено на всестороннее развитие самостоятельности учащихся,
совершенствование навыков. Умственная деятельность должна быть связана с их
практической деятельностью; только в этом случае ученики с интеллектуальной
недостаточностью будут усваивать знания, понимая их значимость.
Особенность
самостоятельной работы заключается в том, что, поставив перед учеником задание,
учитель оставляет его наедине с заданием.
Одной
из характеристик самостоятельной работы является ее постепенный переход к
самоконтролю. Понятно, что постепенно ученик с интеллектуальной
недостаточностью будет ставить перед собой задачи и организовывать свои
действия для достижения цели. При самостоятельной работе развивается такое
внутреннее качество человека, которое называется независимостью.
Основная
цель организации самостоятельной работы — научить самостоятельно приобретать
знания.
Как
показывает практика, умственно отсталые ученики имеют смутные представления о
явлениях общественной жизни, их словарный запас слабый, методы учебной
деятельности не отражают специфику знаний, они знают лишь несколько источников
знаний об истории. Поэтому задачей учителя является стимулирование и развитие у
учащихся самостоятельности, методов обучения и приемов деятельности:
—
умение рационально планировать работу;
—
выбрать лучшие способы решения поставленных задач;
-провести
самоконтроль задачи;
Умение
анализировать результаты.
Исходя
из этого, мы попытаемся определить некоторые методологические требования:
—
самостоятельная деятельность учеников с интеллектуальной недостаточностью
осуществляется под руководством и контролем преподавателя, размер этой помощи
разный. Это зависит от степени сложности задания и уровня формирования умений;
—
самостоятельная работа сочетается с другими методами обучения, не занимая весь
урок;
—
материал должен быть доступен и подкреплен, что особенно актуально при работе
на начальных этапах обучения;
—
должны полагаться на знания и навыки предыдущих уроков.
—
необходимо учитывать индивидуальный уровень формирования у учеников с интеллектуальной
недостаточностью умений при самостоятельной работе.
Уровень
самостоятельности учеников с интеллектуальной недостаточностью должен меняться
не только от класса к классу, но и в течение одного учебного года. Развитие
самостоятельности в преподавании истории идет по следующим основным
направлениям:
—
способность усваивать исторические знания, постепенное расширение круга
источников, используемых в обучении;
—
способы воспроизведения усвоенных исторических знаний на уроках;
-объяснение
сущности явлений с возрастающей глубиной и очевидностью.
— овладение приемами работы с
различными источниками знаний.
Фрагмент текста работы:
1.1. Специфика самостоятельной работы в психолого-педагогических
исследованиях
Самостоятельная работа
считается эффективным способом усвоения учебного материала и присуща всем видам
и формам воспитательной работы. Каждый метод обучения учитывает усвоение
материала самими учениками, из чего следует, что ученики всегда выражают
определенный уровень независимости в мышлении, восприятии, восприятии, методах
и методах обучения, усвоении теорем, законов, правил и примеров, которые
объясните им.
Термин «самостоятельная
воспитательная работа», как правило, означает активную деятельность учащихся,
организованную преподавателем, которая ориентирована на реализацию намеченной
учебной цели в отведенное для этого время, поиск информации и методов
деятельности, их осознание, закрепление, развитие и совершенствование навыков
[4].
Т.И. Шамова, рассматривала
самостоятельную работу как такую деятельность, которую ученики выполняют,
используя свою максимальную активность, самостоятельные суждения, креативность
и инициативность [27].
Г.М. Коджаспирова, А.Ю.
Коджаспиров под самостоятельной работой понимают вид учебной деятельности,
направленной на развитие знаний, умений и навыков [16].
Л.В. Жарова рассматривает
самостоятельную работу как выполнение групповой, фронтальной и индивидуальной
познавательной работы [12].
О.Б. Даутова, Е.В.
Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. и
другие понимают самостоятельную работу как способ развития некоторых
субъективных качеств: активность, инициативность, самостоятельность [10].
Г.Ф. Гаврилычева рассматривает
значение определения «самостоятельная работа» как решение различных задач для
учеников с интеллектуальной недостаточностью без посторонней помощи, но под
руководством учителя [5].
В.И. Орлов отмечает, что
самостоятельная работа является важным инструментом, который помогает ученикам
расширять и углублять имеющиеся у них знания, учиться теоретически подходить к
решению проблем, анализировать и систематизировать прочитанное и уметь
доказывать свои утверждения. Самостоятельная работа — эффективный способ
подготовить себя к творческому решению проблемы, к научным исследованиям и,
наконец, к профессиональному развитию [20].
М.А. Данилов
интерпретирует понятие «самостоятельная работа» как задачи учителя, которые
включают интеллектуальный стресс учащихся, их самостоятельную умственную
деятельность и предназначены для выполнения в определенное время. Эти задачи
предоставляются ученикам для более глубокого понимания новых знаний, для
формирования способности детей работать самостоятельно, для развития
способности творчески применять знания [8].
Самостоятельная работа
должна восприниматься учеником как деятельность, которую он сам выбирает для
получения более эффективных результатов [14].
Самостоятельная работа
может быть представлена, с одной стороны, как учебная задача, то есть то, что ученик
должен выполнять, а с другой — форма выражения определенных действий (мышление,
память, творческое воображение) в процессе обучения. учащиеся, выполняющие
задания, в результате которых ученик либо получает новые знания, ранее ему
неизвестные, либо расширяет сферу уже существующих.
Самостоятельная работа по
дисциплине в аудитории проводится под непосредственным руководством
преподавателя и по его поручению. Внеклассная (самостоятельная) работа
осуществляется школьниками по указанию учителя, но без его непосредственного
участия.
Организация
самостоятельной работы — это подбор средств, форм и методов, стимулирующих
познавательную деятельность, обеспечивающих условия эффективности.
При организации
самостоятельной работы любое конкретное упражнение, предлагаемое учителем для
учащихся, влечет за собой появление мотивационного отношения. Такая задача
становится сложным внешним стимулом, индуцирующим аналитическую и синтетическую
активность под влиянием мотивационных возбуждений [6].
Во-первых, ученик с
интеллектуальной недостаточностью анализирует содержание полученного задания,
сравнивает его с накопленными в памяти знаниями и предыдущим практическим
опытом, с необходимой глубиной понимает и обдумывает цель задания, обеспечивает
предстоящие действия, необходимые для его выполнения, самостоятельно планирует
( программы) результаты, которые необходимо получить и на которых необходимо
сосредоточиться при выполнении задачи.
Во-вторых, выполняет запланированные практические
действия. На этом этапе ученики выполняют задание.
После этого проводится
третий этап — анализирует достигнутые результаты действий, сравнивает их с
намеченной целью и ожидаемыми результатами, то есть осуществляет самоконтроль
задания.
Из вышеизложенного можно
сделать вывод, что под термином «самостоятельная работа» понимается средство
обучения, которое:
1. Соответствует
определенной образовательной цели при любых обстоятельствах.
2. Формирует высокий
уровень знаний у учащихся начальных классов.
3. Способствует
постановке целей, чтобы увеличить свои собственные знания.
4. Помогает учителю
руководить самостоятельной деятельностью учащихся [27].
Сравнивая самостоятельную
работу учащихся на уроках с работой под руководством учителя, можно
констатировать, что если во втором случае учитель контролирует работу детей,
помогая решать проблемы, в которых у них возникают трудности, то в первом
случае, если ученик самостоятельно решает проблемы и преодолевает трудности.
Таким образом, раскрытие
основных понятий в области формирования навыков самостоятельной работы у
младших школьников побуждает нас рассмотреть психолого-педагогические аспекты
формирования навыков самостоятельной работы младших школьников с
интеллектуальными нарушениями в процессе обучения.