Курсовая с практикой на тему Методика обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1. Психолого-педагогические основы проблемы обучения дошкольников решению арифметических задач 6
1.1.Требования ФГОС к математическому развитию дошкольников 6
1.2. Характеристика вычислительной деятельности в дошкольном образовании 9
1.3. Возможности моделирования в обучении дошкольников основам математических знаний 11
Выводы по Главе 1 18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 50
Введение:
Работа по обучению старших дошкольников решению арифметических задач, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
В настоящее время в связи с введением новых стандартов начального общего образования существенно изменились требования к математической подготовке детей к обучению в школе. Современные педагогические исследования (А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, В.А. Козлова, Л.Г. Петерсон и др.) выявили очевидные недостатки традиционно осуществляемой в детском саду работы по формированию математических представлений, обусловленные преимущественной ориентацией образовательного процесса на освоение детьми предметных знаний, умений и навыков, преобладанием репродуктивных методов обучения и использованием фронтальных занятий в качестве ведущей формы его организации, что актуализирует пересмотр целевых и содержательных аспектов образовательного процесса, поиск новых форм и способов взаимодействия педагога с детьми. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на широкое использование в обучении детей потенциала игровой деятельности и в частности дидактических игр.
В современной теории и практике имеют место попытки раннего – начиная 4–5 лет – обучения детей решению арифметических задач (Е.В. Колесникова, Л.Г. Петерсон, Е.В. Соловьева и др.), что зачастую приводит к смешению у воспитанников способов осуществления вычислительных и счетных действий и тем самым осложняет процесс дальнейшего обучения. Вычислительные действия производятся с числами, а не с предметными множествами, поэтому их освоение требует достаточного уровня развития абстрактного мышления, а также сформированных представлений о числе. В связи с этим такие ученые, как А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина, Т.В. Тарунтаева считают необходимым формировать в дошкольном возрасте лишь предпосылки к освоению вычислительной деятельности. Анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы и педагогической практики позволил выделить противоречия:
— между достаточной изученностью феномена вычислительной деятельности и разноречивостью методических подходов к формированию предпосылок ее освоения в дошкольном возрасте;
— между признанием дидактической игры эффективным средством обучения детей дошкольного возраста и недостаточным использованием еѐ потенциала в формировании у них представлений о числе как предпосылок освоения вычислительной деятельности.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок освоения вычислительной деятельности с использованием моделирования.
Моделирование обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по обучению старших дошкольников решению арифметических задач. Возможности моделирования в обучении старших дошкольников решению арифметических задач определяют актуальность темы исследования .
Предмет исследования: обучение старших дошкольников решению арифметических задач с использованием моделирования.
Объект исследования: методика обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: проанализировать особенности методики обучения решению арифметических задач в старшей группе.
Гипотеза исследования: предположим, что использование моделирования эффективно сказывается на обучении старших дошкольников решению арифметических задач.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие и содержание процесса обучения старших дошкольников решению арифметических задач.
2) Проанализировать изменение средств организации НОД в дошкольном учреждении в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования.
3) Выявить возможности моделирования в обучении старших дошкольников решению арифметических задач.
4) Проанализировать опыт работы воспитателя ФИО МДОУ детский сад № … по теме «Обучение решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста».
В работе предполагается использовать следующие методы исследования: наблюдение, беседа.
База исследования – МДОУ д/с № …, г.о. Орехово-Зуево, дети старшей группы в количестве 28 человек
Заключение:
На сегодняшний день вопрос обучения детей решению арифметических задач актуален как в свете подготовки к школе, так и в плане их математического развития, поэтому методическая разработка определяет цели и задачи обучения решению задач, содержит рекомендации по обучению решению арифметических задач (что делать и как делать), а также практический материал (с помощью чего делать), представленный в виде наглядного раздаточного материала.
Одной из задач курса обучения детей основам математических знаний является овладение детьми действием моделирования. Модели и связанные с ними представления являются продуктами сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего, мыслительную переработку исходного чувственного материала, отбрасывание случайных моментов. Модели выступают как продукты и как средство осуществления этой деятельности.
Учебный предмет, развертывающийся как система понятий, требует логики движения в его познании от всеобщих свойств к конкретным, выделение и исследование оснований, определяющих данную систему, что невозможно без языка моделирования. Моделирование в обучении должно быть усвоено дошкольниками и как способ познания, которым они должны овладеть, и как важнейшее учебное действие, являющееся составным элементом образовательной деятельности.
Формирование действия моделирования, общих методов решения задач, способностей к решению любых задач предполагает качественно иной подход к формированию умения решать текстовые задачи.
Если моделирование – это метод и средство познания, то тогда система упражнений и текстовых задач – это один из «полигонов», где отрабатывается действие моделирования, умение решать задачи выступает как один из критериев сформированности действия моделирования.
Решению поставленных задач способствуют средства организации НОД, одним из которых является ИКТ как технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Для этого применяются мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски. Все эти средства организации НОД используются в процессе формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
В исследовании проанализирован опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что ИКТ дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу, способствовать проявлению интереса к поисковой исследовательской деятельности. Все эти моменты способствуют эффективному формированию математических представлений детей дошкольного возраста.
Таким образом, в ходе работы цель исследования была достигнута, задачи решены, а гипотеза получила свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
1. Психолого-педагогические основы проблемы обучения дошкольников решению арифметических задач
1.1.Требования ФГОС к математическому развитию дошкольников
Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на те элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения.
Формирование элементарных математических представлений, по определению А.В. Белошистой, – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики[2, с. 14].
Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие. Математическое развитие детей дошкольного возраста – это изменения в их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций[2, с. 16].
Следует отметить, что формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста не является чем-то новым. Эта область знания развивается не первое столетие. Так, в ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве рассматривались в работах великих педагогов – Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстым и др., в начале ХХ в. этими вопросами занимались Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр и др. Начиная со второй половины 1950-х гг вопросы формирования математических представлений детей дошкольного возраста рассматривались Р.Л. Березиной, В.В. Давыдовы, В.В. Даниловым, А.М. Леушиным, З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей, Т.В. Тарунтаевой и другими[6].
В предусмотренной программой начальной математической подготовки детей дошкольного возраста предусматривается обучение их счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач. Кроме того, формирование математических представлений детей дошкольного возраста предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными), проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений. Т.В. Тарунтаева отмечает, что в понятие «формирование математических представлений» входит такой объем материала,который значительно выходит за рамки развития у детей дошкольного возраста исключительно счетных навыков и умений, представляя собой, по сути, полноценную программу начального математического развития. Такая программа, по мнению педагога, должна обеспечить глубокое понимание детьми количественных и других отношений, а также заложить базу дальнейшего развития математического мышления у детей[24, с. 12].