Курсовая с практикой на тему Методика обучения основам художественного творчества дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы художественного творчества дошкольника 5
1.1. Характеристика понятия художественное творчество 5
1.2. Особенности художественного творчества детей дошкольного возраста 11
Выводы по главе 20
Глава 2. Практические основы обучения основам художественного творчества дошкольника 21
2.1. Методы обучения основам художественного творчества дошкольника 21
2.2. Методические разработки по обучению дошкольников художественному творчеству 23
Выводы по главе 33
Заключение 34
Список литературы 35
Введение:
Творчество – ключик к познанию и развитию человека любого воз-раста. Тем более, такого маленького, который еще не ходит в школу. Не зря психологи, чтобы лучше понять ребенка, просят его нарисовать сю-жетный рисунок. Художественная деятельность дошкольников является увлекательным развивающим занятием, а также служит доступным сред-ством выразить свои интересы, переживания.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по разви-тию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов спо-собностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемиче-ских, познавательных, моторных) и специальной направленности (матема-тических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
Проблемой развития детского изобразительного творчества занима-лись А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художе-ственных условий формирования способностей, меняются детские поколе-ния и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основ-ном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или са-мостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по художественно-му творчеству.
Объект исследования: художественное творчество дошкольника.
Предмет исследования: методы обучения дошкольников художе-ственному творчеству.
Цель исследования: изучение методики обучения основам художе-ственного творчества дошкольника.
Задачи исследования:
1. Определить характеристику понятия художественное творчество.
2. Выявить особенности художественного творчества детей дошколь-ного возраста
3. Обозначить методы обучения основам художественного творче-ства дошкольника.
4. Составить методические разработки по обучению дошкольников художественному творчеству.
Теорчетическая и практическая значимость исследования заклю-чается в том, что данные исследования могут быть полезны студентам пе-дагогических колледжей и практикующим воспитателям в организации проведения занятий по обучению дошкольников художественному творче-ству.
Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Способность к творчеству является специфической особенностью че-ловека, которая дает возможность не только использовать действитель-ность, но и видоизменять ее.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в до-школьном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.
Художественно-творческая деятельность применительно к дошколь-ному возрасту предполагает почти такие же виды деятельности. Перед другими творческими попытками малыша приобщают к рисованию. Далее идет построение различных фигурок. С расширением словарного запаса дошкольник не хочет оставаться пассивным слушателем детских произве-дений, а пробует свои силы в изменении сюжета или исполнении роли по-нравившегося героя.
Все виды художественной деятельности способствуют развитию лич-ности дошкольника. Происходит формирование эстетического вкуса, вос-питание эстетических чувств, развиваются творческие способности, за-крепляются нравственные нормы.
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ре-бенка при целенаправленном формировании творческих способностей. При этом важно учитывать и темперамент, и характер, и особенности не-которых психических процессов, настроение ребенка в день, когда пред-стоит творческая работа.
Непременным условием творческой деятельности, организуемой взрослыми, должна быть атмосфера творчества. Это возможно, если на занятиях художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддерж-ки в случае неудач, радость достижениям сверстников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы художественного творчества до-школьника
1.1. Характеристика понятия художественное творчество
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природно-го и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, лич-ностные качества): он становится творческой личностью.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; до-пустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологиче-ская наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундамен-тальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.) [4].
Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показате-лем творчества является новизна его результата (художественное произве-дение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результа-та творческой деятельности носит объективный характер, поскольку созда-ется то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность твор-ца.
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давы-дов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей прояв-ляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладе-нии общественно выработанными средствами деятельности в процессе спе-циально организованного обучения [16]. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: воз-никая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристи-кой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пре-делами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные ре-шения.
Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводя-щий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобрази-тельное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продук-та деятельности [16].
Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997), де-монстрирует очевидность существенного расширения и углубления под-ходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.
Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свой-ством, является предметная деятельность, суть которой – творчество. Од-нако этот атрибут не присущ человеку с рождения. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятель-ность человека воспитывает в нем субъекта творчества, прививает ему со-ответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.