Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика обучения имени существительного/ имени прилагательного/местоимения/глагола/глагольных форм/наречия/служебных частей речи в 6 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения частей речи в 6 классе 6
1.1 Анализ литературных источников по теме исследования 6
1.2 Принципы и приемы изучения частей речи 12
Глава 2. Практические аспекты изучения частей речи в 6 классе 20
2.1 Методика изучения частей речи в 6 классе на основе использования информационно-коммуникативных технологий 20
2.2 Разработка конспекта урока русского языка в 6 классе 22
Заключение 28
Список литературы 30

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Государственный статус русского языка предусматривает его приоритетное использование во всех сферах общественной жизни. Это повышает значимость изучения русского языка как школьного предмета. Языковая содержательная линия школьного образования направлена на воспитание и формирование личности, которая свободно и правильно пользуется литературным языком (полноценно владеет вокабулярием русского языка, нормами и правилами сочетаемости языковых единиц, культурой речи) во всех сферах общественной жизни. Следовательно, изучение русского языка в школе должно быть направлено на формирование речевой компетенции личности ученика. Революция в учебном процессе расширяет возможности формирования речевой компетенции учащихся с помощью новейших информационных технологий обучения.
Основные цели изучения морфологии в курсе русского языка заключаются в интенсивном развитии интеллектуальных и творческих способностей школьника, во владении знаниями о механизме функционирования языка. Обогащение речи школьников лексическими и грамматическими средствами проводится систематически и целенаправленно на каждом уроке во время усвоения всех разделов школьной программы.
Ведущим становится вопрос формирования личности с собственным уровнем коммуникативной компетенции, что является основой самореализации во всех сферах общественной жизни. Поэтому сегодня актуальным является поиск новых подходов, при которых формирование грамматических понятий в процессе изучения морфологии максимально соответствовать возрастным психолого-лингвистическим закономерностям развития учащихся, обеспечивая преемственность и перспективность накопления терминологического базиса как необходимой составляющей языковой и речевой компетенции.
Актуальной в современной школе остается проблема усвоения учащимися основных норм русского языка, в частности морфологических в процессе изучения морфологии в 6-7 классах.
Теоретические основы обучения морфологии разработаны такими учеными, как О. Беляев, М. Школьник и др. Накапливается опыт методистов и учителей об особенностях использования традиционных методов и приемов, разрабатываются нестандартные подходы к изучению морфологии в школах нового типа (О. Горошкина, С. Караман). Учитель-практик должен быть свободным в выборе средств, форм обучения, подчинять их тем задачам, которые выходят из своеобразия учебных заведений.
Современная наука накопила большое количество морфологических фактов, а именно: труды, Н. Трубецкого, А. Реформатского, Р. Аванесова, А. Кубряковой, А. Ахмановой, С. Бернштейна и др. В них сформирован предмет, задачи и цели морфонологии; очерчены ее пределы; определена роль морфологических явлений и использования альтернаций в системах словоизменения и словообразования современных языков (А. Кубрякова, Ю. Панкрац).
Цель исследования заключается в особенности изучения частей речи в 6 классах общеобразовательных школ.
В целях исследования необходимо было решить следующие задачи:
— проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по исследуемому вопросу;
— рассмотреть принципы и приемы изучения частей речи;
— раскрыть методику изучения частей речи в 6 классе на основе использования информационно-коммуникативных технологий
— разработать конспект урока русского языка в 6 классе.
Объект исследования — процесс формирования у школьников морфологических умений и навыков.
Предметом исследования выступают условия формирования речевой компетенции учащихся 6-7 классов на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология».
Гипотеза исследования заключается в том, что использование ИКТ на уроках русского языка при изучении частей речи способствует повышению познавательной активности учащихся 6 классов.
Методы исследования. Для решения определенных задач использованы общенаучные методы теоретического уровня: изучение, анализ и систематизация лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической и инструктивно- методической литературы с целью определения и теоретического обоснования исследуемой проблемы, а также обобщение полученной информации, передового педагогического и личного опыта.
Методологической основой исследования стали работы по теме исследования следующих методистов и языковедов: В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М. Разумовская, Л. А. Тростнецова, И. И Срезневский, А. В. Текучев, Л. П. Федоренко, А.В. Текучев, В.П. Озерская и др.
Следует также назвать имена ученых, внесших большой вклад в изучение морфологии. Это А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, Р. О. Якобсон К. Д. Ушинский, С. А. , В. В. Виноградов и др.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Содержательную основу изучения морфологии в школе составляет взаимосвязь и взаимообусловленности содержания учебного материала по морфологии (ознакомление с грамматическими признаками частей речи, углубление знаний в лексическом и грамматическом значении слов, особенности их словоизменения и словообразования, усвоение морфологических норм и правил) и технологии обучения морфологии как комплекса современных производительных методов и приемов, обеспечивающих оптимальную реализацию — творческой исследовательской и поисковой деятельности учащихся, основная цель которой — осознанное усвоение морфологических категорий, явлений и закономерностей и использования приобретенных знаний по морфологии в практической деятельности.
Поэтому основополагающим компонентом морфологии русского языка считаем рациональное использование трех методов: исследовательского, частично-поискового, или эвристического и метода проблемного изложения, Которые активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют воспитанию инициативности, любознательности, развития мыслительных способностей, поощряют потребность детей в самостоятельных поисках. К приемам исследовательского обучения морфологии относим, во-первых, приемы мыслительного характера, построенные на основе логических мыслительных операций (абстрагирование, характеристика, теоретическое рассуждение, анализ, синтез, трансформация, сравнение и сопоставление, классификация, построение выводов), во-вторых, лингвистический эксперимент (или языковедческие исследования).
Основная цель изучения школьного курса «Морфология» в основной школе — формирование у учащихся системы грамматических понятий, осознание сущности их, выделение и различия их основных признаков.
Изучение раздела «Морфология» в 6-7 классах предусматривает усвоение более 60 грамматических понятий, которые мы Классифицируя по следующим основным группам:
1) морфологические единицы: слово, словоформа;
2) лексико-грамматические классы слов (части речи): самостоятельные (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие) служебные (предлог, союз, частица) и возглас;
3) лексико-грамматические разряды (категории) слов;
4) грамматическое значение;
5) грамматическая форма;
6) грамматические (морфологические) категории.
Таким образом, большинство орфографических норм, усваивают ученики в процессе изучения морфологии в 6-7 классах, непосредственно или косвенно основывается на особенностях грамматического строя русского языка. Значительное количество написания частей речи можно определить только с помощью грамматического анализа.
Применение ИКТ на уроках русского языка предусматривает повышение эффективности и качества учебного процесса, интенсификацию обучения языку и активности познавательной деятельности, углубление знаний учащихся по предмету, развитие креативного мышления, коммуникативных умений, речевой компетенции, формирование умений адаптироваться к любой ситуации общения.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения частей речи в 6 классе
1.1 Анализ литературных источников по теме исследования
Изучение частей речи направлено на углубление знаний учащихся о грамматическом и лексическом значении слова, об особенностях словоизменения и словообразования в русском языке, о синтаксической функции слов в речи. Осознавая особенности словоизменения и словообразования, ученики при изучении частей речи более глубоко овладевают нормами русского литературного языка, в частности нормами произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, знакомятся с морфологическими и некоторыми синтаксическими синонимами.
Изучение морфологии имеет практическую направленность, ведь открывает возможности для развития речи учащихся на основе усвоения грамматических норм и правил, способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению правил словоупотребления. Без знания способов словоизменения, что является предметом изучения морфологии, невозможно в дальнейшем эффективное усвоение синтаксиса, орфографии, пунктуации. Умение изменять слова в соответствии с морфологическими правилами лежит в основе построения стилистически дифференцированных текстов как средства эффективной коммуникации.
Программами определены государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся. В частности в результате обучения морфологии учащиеся должны овладеть такими умениями и навыками:
— распознавать части речи, определять их постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль;
— правильно образовывать части речи в соответствии с известными способами словообразования;
— использовать в речи отдельные грамматические формы частей речи с учетом их функционального назначения [42, c.124].
В школах и классах с углубленным изучением предмета предоставляется преимущество лингвистическому аспекту, что обусловлено целью и принципами обучения в этих типах школ. Наряду с базовыми ученики усваивают такие понятия, как грамматическое значение, 11грамматическая форма, грамматическая категория, переходность-непереходность, состояние и другие. Способствуют совершенствованию устной и письменной речи методично адаптированы исторические сведения о языковые явления, этимологические комментарии и тому подобное. Углубление в лингвистическую теорию становится основой учебно-исследовательской работы.
Практический подход к вопросам морфологии преобладает в профильных негуманитарных классах. Обучение морфологии коммуникативно направленное, отдельные теоретические положения являются основой преимущественно для развития устной речи.
Характеризуя части речи не только за лексическими и морфологическими признаками, по особенностям словоизменения и словообразования, но и за синтаксической функцией, ученики предотвращают ошибки в различении частей речи и членов предложения, избегают ошибок при определении частей речи в случаях перехода прилагательных в существительные, наречий в предлоги.
Ознакомление учащихся с синтаксической функцией частей речи и их формами является необходимым условием для расширения знаний о синтаксическом строении речи, в частности о средствах связи слов в словосочетании и предложении, способы выражения главных и второстепенных членов, обособленных членов, строение побудительных, вопросительных, безличных и сложных предложений.
Ведущим направлением в изучении частей речи должно быть не изолированное ознакомление с лексико-грамматическими группами слов, а изучение системы частей речи и их форм путем осознания их синтаксической роли в строении словосочетаний и предложений [12, c.133].
Работа над словом как структурным элементом морфологического уровня языковой системы может оказаться действенным фактором углубления знаний и речевого развития школьников только в том случае, когда она органично сочетаться с материалом других разделов, то есть будет осуществляться с учетом дидактических принципов преемственности и перспективности для решения конкретных задач, усвоения содержательного компонента.
Изучение морфологии начинается с выяснения вопроса о разделении слов на части речи. Распределение слов по частям речи осуществляется по совокупности признаков семантических, морфологических, синтаксических. Ученикам легче дается восприятие семантики слова, тем более, что именно по этому признаку осуществляется и разделение частей речи на самостоятельные (означают названия понятий), служебные (выражают отношение между понятиями) и возгласы (служат для проявления эмоций).
Традиционно для классификации частей речи учитывают общие лексические признаки, грамматические категории, синтаксические функции и средства словообразования. В современном языкознании существуют различные взгляды по количеству частей речи. Это объясняется тем, что слова нельзя четко разделить на определенные классы, учитывая все вышеперечисленные признаки.
Изучение русского языка в основной общеобразовательной школе способствует не только обогащению словарного запаса учащихся, но и развитию языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, овладение современными методами оперирования языковыми знаниями, умениями и навыками, воспитанию у учащихся потребности в совершенствовании собственной речевой культуры в течение жизни.
В отечественной лингводидактике выделяют следующие основные подходы к изучению морфологии русского языка в основной школе:
— функционально-стилистический (направленный на усвоение учащимися выразительных возможностей всех частей речи);
— когнитивный (цель которого — овладение учащимися языковыми единицами как концептами, то есть глубинными значениями развернутых содержательных структур текста, что является воплощением мотивов и интенций автора);
— структурно-семантический (требует противопоставления в рамках каждой части речи группы слов, что, кроме общих для определенных частей речи дифференциальных признаков, отмечаются спецификой значения, формальных показателей, способа употребления)коммуникативный, или коммуникативно-деятельностный, функционально-коммуникативный (сущность которого проявляется в обучении учащихся решать коммуникативные задачи с целью овладения высоким уровнем общения на русском языке)
— социокультурный (предусматривает изучение русского языка в контексте обновления и расширения ее функций, рост интереса граждан
нашего государства в народоведению, русской литературе, устному народному творчеству, народным обычаям, традициям и т.д.);
— деятельностно-ориентированный (базируется на речевой деятельности, учитывает когнитивные, эмоциональные и волевые способности учеников и предусматривает формирование системы компетенций)
— проблемно-поисковый (обеспечивает непосредственное саморазвитие личности);
— системный (позволяет использовать принцип системности как умственную технологию, реализует на практике принцип целостного рассмотрения языковых явлений в сложной взаимосвязи их развития);
— личностный (проявляется в нравственном и эстетическом и этическом воспитании учащихся на основе усвоения морфологической системы, ее выразительных средств).
Значительную роль в умственном развитии учащихся, формировании у них языковой картины мира играет, по нашему убеждению, исследовательский подход к обучению морфологии русского языка.
К основным понятиям исследовательского подхода обучения морфологии русского языка, кроме указанных К. Ягодовской, мы относим также познавательную активность, познавательную самостоятельность и исследовательское поведение учеников. Целесообразность применения исследовательского подхода в процессе обучения учащихся отмечают и ученые-психологи. При таком подходе ученики вполне самостоятельно решают проблемные задачи: осмысливают познавательную трудность, осознают и формулируют проблему, выдвигают гипотезы, обосновывают собственные положения, определяют план достижения конечной цели. При этом, отмечают ученые, у учащихся в Наибольшей степени развиваются познавательные потребности, которые создают устойчивую мотивацию творческой деятельности.
Исследовательский подход в методике обучения русскому языку не является новым. Его элементы заложены в теоретических основах отечественной лингводидактики второй половины ХХ века А. Беляевым, В. Мельничайко, О. Передерий [10].
Так, выделяя три уровня усвоения языкового материала (восприятие материала, запоминание его и воспроизведение; многократное повторение материала по определенному образцу на основе осознанных знаний; усвоение знаний путем решения проблемных задач, когда ученики приобретают опыт творческой деятельности), ученые-методисты отмечают, что современный учебный процесс предусматривает обязательное доведение основных языковых знаний и умений до высокогоо уровня, что является условием развивающего обучения.
Сущность исследовательского подхода к обучению морфологии русского языка видим в органическом сочетании его содержательного и процессуального компонентов. Содержательную основу составляет взаимосвязь и взаимообусловленность содержания учебного материала по морфологии (ознакомление с грамматическими признаками частей речи, углубление знаний в лексическом и грамматическом значении слов, особенности их словоизменения и словообразования, усвоение морфологических норм и правил) и технологии обучения морфологии как комплекса современных производительных методов и приемов, обеспечивающих оптимальную реализацию процессуального компонента исследовательского подхода к обучению — творческий и исследовательской и поисковой деятельности учеников, основная цель которой — осознанное усвоение морфологических категорий, явлений и закономерностей и использование приобретенных знаний по морфологии в практической деятельности.
Поэтому основополагающим компонентом исследовательского подхода к обучению морфологии русского языка считаем рациональное использование трех методов: исследовательского, частично-поискового, или эвристического и метода проблемного изложения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют воспитанию инициативности, любознательности, развития мыслительных способностей, поощряют потребность детей в самостоятельных поисках.
К приемам исследовательского обучения морфологии относим, во-первых, приемы мыслительного характера, построенные на основе логических мыслительных операций (абстрагирование, характеристика, теоретическое рассуждение, анализ, синтез, трансформация, сравнение и сопоставление, классификация, построение выводов), во-вторых, лингвистический эксперимент (или языковедческие исследования).
Заметим, что исследовательский подход к обучению морфологии русского языка является явлением полифункциональным. Сущность исследовательского подхода к обучению морфологии русского языка заключается:
— во-первых, в рациональном использовании продуктивных методов на всех этапах обучения;
— во-вторых, в организации исследовательской и поисковой творческой деятельности школьников на основе соответствующих приемов исследовательского и поискового характера;
— в-третьих, в эффективном структурировании содержания учебного материала по морфологии с учетом внутрипредметных связей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы