Методика обучения и воспитания в области музыкального искусства Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Методика обучения и воспитания в области музыкального искусства Песенный фольклор в ДШИ как способ развития творческих способностей у младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы вопроса использования певческого фольклора в ДШИ как способа развития творческих способностей у младших школьников 7
1.1. Особенности творчества младшего школьного возраста 7
1.2. Значение фольклора в развитии творческих способностей у младших школьников 10
Глава 2. Методические основы исследования певческого фольклора в ДШИ как способа развития творческих способностей у младших школьников 15
Заключение 33
Список литературы 36

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Сегодня в ДШИ ведётся обучение по общеобразовательной программе в области искусства «Музыкальный фольклор». На отделении дети изучают такие базовые предметы, как сольфеджио, музыкальный инструмент, музыкальная литература. Но основой обучения являются учебные предметы фольклорный ансамбль и народное музыкальное творчество.
Пение в ансамбле значительно укрепляет дыхательную систему, развивает музыкальный слух, способствует развитию артистизма. В отличие от академического хора, которым руководит дирижёр, в фольклорном ансамбле цельность песни полностью зависит от каждого исполнителя, что особым образом развивает чуткость и дисциплину, учит детей командной работе. Освоение каждой песни выполняется очень кропотливо. Оно включает в себя слуховой анализ, подробный разбор текста, работу с диалектом, освоение элементов старинной лексики, а если это необходимо, то и элементы хореографии. Дети исполняют каждую песню очень вдумчиво, понимая все её явные и скрытые смыслы.
Дисциплина «народное музыкальное творчество» занимается подробным изучением жанров музыкального фольклора, обрядов и праздников, игр, специфики средств выразительности музыкального фольклора, а также литературных жанров фольклора (пословиц, поговорок, загадок, дразнилок, считалок, сказок, прибауток); вырабатывает умение анализировать народную песню. Помимо теоретической, выполняется и практическая работа — расшифровка песен с аудиозаписей. Здесь необходимо пояснение: в отличие от классической музыки, народную в письменном виде найти гораздо сложнее. Именно поэтому мы используем записи фольклорных экспедиций и профессиональных фольклорных ансамблей. Конечно, с детьми младших классов выполняются исключительно словесные расшифровки, в более старшем возрасте предполагается выполнять и нотные.
Работа включает изучение основных жанров русского песенного фольклора:
1. материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
2. музыкальные игры;
3. хороводные песни;
4. эпические песни (былины, исторические песни, духовные стихи).
5. лирические протяжные песни;
6. семейно-обрядовые песни;
7. календарные песни (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние). Они являются, если можно так сказать, основой бытия всего музыкального фольклора России, т.к. отражают бесконечный, никогда не прерывающийся жизненный цикл.
Песенное творчество представляют:
1. Календарные песни:
-веснянки и заклички «Агу, весна», «Весна-красна», «Ой, жаворонки», «Синички-сестрички», «Ай, весна», «Благослови мати», «Солнышко-вёдрышко»;
-масленичные песни: «Тётушка, не скупися», «Масленка», «Я думала Масленка»;
-пасхальные песни «Пришли стали Христос»;
-летние хороводные песни: «Таусень», «Пойдём, девки»;
-трудовые песни осеннего цикла: «Ой до конца жинчики», «Кумушка-любушка»;
-песни святочного периода: калядки «Авсень», «Авсень, колида», «Маленький хлопчик», «Святый вечер», «Колида, ходили-гуляли колядовщики», гадание «Растворю я квашёночку на донышке»;
2. Материнский фольклор: колыбельные «Ходил котик», «Коза нейдёт за орехом», «Старик Бабай», пестушки «Сорока кашу варила», «Сорока-дуда», «Купим мы бабушка», «Анунуненка»;
3. Игровые вечорочные песни: «Я на бочке сижу», «Мак
маковистый», «Кому вечер»;
4. Эпос: былина «Что не три горы зашаталися», духовный стих «Собиралися цари-короли»;
5. Лирические песни: «Журавлины долги ноги», «Ой я выйду на улицу», «У зелёном саду»;
6. Семейно-обрядовые песни: свадебные: «Ой там на горй>, «Avatkaa Viron verajed» (песня ингерманландских финнов, живших ранее на территории нынешнего Всеволожского района);
7. Шуточные песни: «Дома ли, кума, воробей?», «Церква Никола».
Особый интерес для отделения «Музыкальный фольклор» представляют учебные программы и виртуальные выставки, направленные на изучение народного прикладного творчества.
Проблема состоит в выделении условий развития творческих способностей младших школьников средствами песенного фольклора в условиях ДШИ.
Цель исследования: изучение и теоретическое обоснование проблемы использования песенного фольклора в ДШИ как способа развития творческих способностей младших школьников.
Объект исследования: образовательный процесс в ДШИ детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс использования песенного фольклора для развития творческих способностей обучающихся.
Гипотеза: изучение особенностей песенного фольклора будет осуществляться эффективно в целях развития творческих способностей младших школьников, если:
— будет учитываться возрастная специфика обучаемых,
— работа будет ориентирована на активизацию познавательной деятельности младших школьников,
— учитывать национальные и семейные традиции обучаемых.
Задачи:
— раскрыть особенности творчества младшего школьного возраста,
— изучить значение фольклора в развитии творческих способностей у младших школьников
— рассмотреть методические основы исследования певческого фольклора в ДШИ как способа развития творческих способностей у младших школьников.
Методологическим основанием работы являются:
• Концепция Д.Б.Кабалевского о методике преподавания музыки;
• Требования ФГОС.
Решению поставленных задач и проверке гипотезы на различных этапах исследования способствовало применение комплексной системы методов исследования: теоретико-методологический анализ специальной (музыкальной, дидактической), педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме; обобщение; анализ.
Практическая значимость работы заключается в использование полученных наработок учителям начальной школы в процессе музыкального развития младших школьников.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе работы над исходной проблемой были изучены и теоретически обоснованы проблемы использования песенного фольклора в ДШИ как способа развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, цель работы достигнута.
Достижение цели осуществлялось поэтапно. Прежде всего были раскрыты особенности творчества младшего школьного возраста. Далее изучена роль фольклора в развитии творческих способностей у младших школьников. И наконец, мы рассмотрели методические основы исследования певческого фольклора в ДШИ как способа развития творческих способностей у младших школьников.
Таким образом, все намеченные задачи решены в полном объеме.
Основным выводом работы стало утверждение о том, что изучение особенностей песенного фольклора будет осуществляться эффективно в целях развития творческих способностей младших школьников, если будет учитываться возрастная специфика обучаемых, а также работа будет ориентирована на активизацию познавательной деятельности младших школьников, учитывать национальные и семейные традиции обучаемых. Данное утверждение полностью совпадает с рабочей гипотезой, что и говорит о ее подтверждении.
В числе основных выводов следующие заключения.
В процессе ознакомления с музыкальным фольклором у младших школьников формируется музыкальная культура, раскрывается широкий потенциал восприятия художественных образов, вырабатывается определенная база знаний, умений и навыков по ознакомлению с фольклором и его характеристиками. [17] В процессе этого дети очень тесно общаются друг с другом, тем самым им становится проще адаптироваться в школьной среде, среде своих сверстников. Не менее значимым в начальной школе, по словам И.В. Арябкиной, является преподавание искусства, которое часто сводится к обучению творческим технологиям, алгоритмам работы с материалами, а также к понятийно-наглядным объяснениям произведений искусства, что непосредственно служит для формирования творческой личности и является необходимым развитием средств искусства образного, символического мышления. Именно в этот момент у детей появляется мотивация не только к творчеству в рамках школы, но и к самостоятельному творчеству, а также сотворчеству с ровесниками и взрослыми [18, с.94]. Это способствует и успешной социализации посредством музыкального воспитания.
Часто в ДШИ приходят не только русские дети, но и представители иных национальностей и народностей России. Важно, чтобы дети знакомились со своим национальным фольклором. Тем более, что для каждого этноса свойственная своя специфика как песенного фольклора, так и общая тенденция народного творчества.
Так, например, татарский фольклор содержит героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки, легенды и предания, загадки, пословицы и поговорки, песни (плясовые, сюжетные, обрядовые, игровые).
Татарские прибаутки развивают чувство юмора, стимулируют артистические способности, общее музыкальное развитие слуха, чувства ритма и так далее. Среди татарских пословиц, которые сохранились до наших дней есть такие, которые выражают протест против несправедливости, безделья, лени, эгоизма, например: «Где единство — там жизнь», «Герой рождается для себя, а умирает за родину».
Говоря о чувашском фольклоре, хочется упомянуть о чувашской народной музыке. Самыми популярными песнями чуваш являются песни «сохи и плуга», масленичные песни, свадебные, хороводные, игровые, посиделочные и гостевые.
Самыми лучшими являются хороводные песни, так как они отличаются красотой мелодии и художественностью образов. Хоровод у чувашей является главной неотъемлемой частью песенного и танцевального фольклора, чувашский танец всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Как и другие народы, чуваши выражают свою народную мудрость при помощи пословиц, поговорок и загадок.
Мордовское музыкальное народное творчество мордвы предполагает много движений связанных с изображением повадок и целых сцен жизни животных. Мордовские песни исполняются на волынке, скрипке, гармони. В мордовских хороводах разыгрываются трудовые темы, также просто прослеживается тема песен и все это изображается танцем. Мордовский детский фольклор, как и фольклор других народов неоднороден по своему жанровому составу: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, скороговорки, дразнилки, считалки, игры, колядки, заклички — все это составляет детское творчество мордовского народа.
В процессе изучения музыкального фольклора с целью более успешной социализации ребенка в обществе нужно, чтобы музыкальное воспитание было целенаправленным, учитывающим не только необходимость духовно¬нравственного развития, но и развития таких качеств, как терпение, трудолюбие, общительность. И, наконец, самая важная часть музыкального воспитания — это хоровое пение. При помощи хорового пения музыка становится более понятной и выразительной, а коллективный характер творчества развивает чувство товарищества, взаимовыручки, ответственности.
Таким образом, музыкальный фольклор является важным средством социальной адаптации младшего школьника, поэтому столь важно включать этнические компоненты в процесс профессиональной подготовки будущего учителя.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы вопроса использования певческого фольклора в ДШИ как способа развития творческих способностей у младших школьников
1.1. Особенности творчества младшего школьного возраста

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Б.М. Теплов отмечает, что «раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка» [18; 156].
У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н., Леонтьев доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.
Творчество — создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно.
Распространенным является определение: способности — это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считает В.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться
Различают общие (умственные способности — развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае — музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.
1. Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний — это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.
Основное требование к деятельности, развивающей способности — творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей — это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Первым этнографом — собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В. (1826-1900г. г) [4,c.115].
Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни», а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в своих песнях», куда вошло 267 песен и 18 игр.
Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например — “Сибирская живая старина», “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт» и другие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы