Методика обучения и воспитания в области музыкального искусства Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Методика обучения и воспитания в области музыкального искусства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Специфика организации деятельности педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе 5
1.1. Особенности деятельности педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе 5
1.2. Условия и организация учебного процесса на уроке музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе 10
Глава 2. Методические основы организации деятельности педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе 18
2.1. Особенности преподавания предмета музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе 18
2.2. Методические разработки и рекомендации по работе педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе 24
Заключение 35
Литература 36

 

  

Введение:

 

В Проекте Концепции развития детских школ искусств РФ указано, что «целью системы ДШИ — с помощью всех возможных форм творческого обра¬зования сформировать позитивные изменения уровня культурного образова¬ния населения страны, сделать доступным освоение детьми не только тради¬ционного, но и современного творческого инструментария в целях дальней¬шего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воз¬действия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков» [1].
Достигается цель через решение ряда задач, в том числе, и задач по формированию личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценно¬сти разных народов.
Велика роль музыки в системе дополнительного образования. Л. В. Виноградов указывал: «Музыка привлекалась для воспитания подрастающего поколения с древних времен. Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитани¬ем ребенка. Никто и никогда не отказывался от музыкальных занятий, спра¬ведливо считая, что без музыки невозможно развитие полноценной личности. Главное, на что обращали внимание во все времена, — это что музыкальные занятия формируют у ребенка те положительные чувства, ту этическую сторо¬ну, без которой человеку обойтись невозможно» [5].
Т.е. занятия музыкой из¬давна рассматривались как обязательное средство в развитии личности, сред¬ство в формировании базовых ценностей России. В русле преодоления необя¬зательности работают педагоги ДШИ. И основным инструментом в этом слу¬жит взаимосвязь индивидуальной и коллективной форм работы при значимо¬сти последней. Как бы не относились в отечественной и зарубежной педагоги¬ке к этой форме, без нее невозможен образовательный процесс в ДШИ.
Но особенно сложно реализовать развитие личности ребенка в условиях ДШИ, т.к. и число детей здесь не велико, и педагогический коллектив не всегда представлен разнообразность предоставляемых педагогических услуг. Здесь педагогу необходимо быть виртуозом, причем не только в собственной специальности, но и как методист, воспитатель.
Часто в ДШИ работа проводится в разновозрастных группах, что усложняет методические задачи педагога. Вопрос об особенностях организации работы педагога в разновозрастных группах в условиях ДШИ в специальной литературе практически не рассматривается, что методически обедняет возможности педагога, работающего на селе. Именно недостаточность методического сопровождения ДШИ и определила актуальность выбора темы данной курсовой работы.
Цель работы – изучить специфику организации деятельности педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе.
Объект исследования — методики обучения и воспитания в области музыкального искусства в условиях ДШИ.
Предмет исследования – процесс организации работы на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе.
Задачи работы:
1) изучить особенности деятельности педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе,
2) раскрыть условия и организация учебного процесса на уроке музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе,
3) рассмотреть особенности преподавания предмета музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе,
4) представить методические разработки и рекомендации по работе педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день дополнительное образование является важной частью школьного и дошколь¬ного образовательного процесса. Создание максимальных условий, при которых дети с раннего возраста могли бы активно развиваться в сфере своих интересов и желаний, это и есть одна из главных задач до¬полнительного образования.
Важно, чтобы дети не только изучали окружающий мир, но и пробовали свои силы в изобретательской, спортивной, а также в творческой деятельности. В рамках учебной дея¬тельности эта задача не может быть решена в полную меру. Практика свидетельствует, что именно в до¬школьном возрасте проявляется активность, которая у ребенка формируется под воздействием факторов социально-природной среды [9, с. 3].
В исследованиях В. А. Берёзиной говорится о роли учреждений дополнительного образования. Ав¬тор отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в об¬ласти научно-технической, художественной и другой образовательной деятельности» [6, с. 12].
Профессор В. П. Голованов пишет, что «дополнительное образование детей — это иной способ вза¬имодействия растущего человека с миром взрослых, безоценочный, обеспечивающий достижение ребен¬ком успеха в соответствии с его способностями не зависимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам» [5, с. 68].
При условии, что занятие ведется в разновозрастной группе, педагогу необходимо изыскивать такие пути организации и ведения занятия, которые позволяет раскрыться каждому учащемуся. Педагог должен в ходе занятия уделить достаточно внимания каждому из своих учеников, поняв, что он понял, в чем затрудняется, наметить пути его дальнейшего развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Специфика организации деятельности педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе
1.1. Особенности деятельности педагога на уроках музыкальной литературы в ДШИ в разновозрастной группе

Обучение музыкальной литературы в ДМШ — это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 — 15 лет). И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь.
Как донести до детей большой объем необходимого для усвоения материала, при этом не вызвав у них отрицательных эмоций, как найти время на уроке для музыки, творчества и общения, как привить детям любовь к музыкальной культуре и желание слушать и изучать ее в будущем? Поиски ответов на эти вопросы приводят к поиску методов и форм подачи материала, максимально способствующих оптимизации учебного процесса.
Использование активных методов обучения на уроках музыкальной литературы позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Ребенок интуитивно понимает, что у красоты нет утилитарного назначения, но есть некое положительное эмоциональное наполнение, которое человеку необходимо, необходимо для его души.
Произведения разных видов искусств имеют схожие средства выразительности. Например, такое средство выразительности, как “ритм” существует и в изобразительном искусстве, и в литературе (в поэзии), и конечно, в музыке. То же самое можно сказать и о динамике, и о гармонии (только в изобразительном искусстве это будет называться колоритом).
В такой ситуации деятельность педагога отличает от привычной организации занятий. Остановимся на данном вопросе несколько подробнее.
Воспитательный потенциал разновозрастного занятия реализуется тогда, когда осуществляется совместная учебная деятельность детей. Только в этом случае можно говорить о разновозрастном обучении.
Под разновозрастным обучением мы понимаем совмест¬ную деятельность детей разного возраста, направленную на ре¬шение как общих для всех, так и частных, в зависимости от воз¬раста, образовательных и воспитательных задач [13].
Педагоги малочисленной школы при организа¬ции учебно-воспитательного процесса должны:
— расширять и обогащать связи учащихся с окружающим миром через организацию взаимодействия детей разного возрас¬та в учебной и внеучебной деятельности;
— формировать субъектную позицию ребенка в процессе обучения в разновозрастных группах.
Учебный процесс в малочисленных школах по¬зволяет осуществить классификацию занятий в разновозрастных группах по разным признакам.
1. По регулярности проведения занятий в разновозрастных группах:
а) все занятия по всем предметам проводятся в разновоз¬растных группах, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух, трёх классов;
б) занятия проводятся постоянно в разновозрастных груп¬пах по отдельным предметам;
в) занятия проводятся систематически при совпадении со-держания учебного материала;
г) занятия организуются периодически, то есть 2-3 раза в четверть (либо запланированные, либо вне плана из-за болезни учителя);
д) занятия организуются редко, 2-3 раза в год как не¬обычная форма учебного занятия, интересная ученикам и колле¬гам, как форма отчёта, подведения итога и т.п.
Регулярность проведения занятий в разновозрастных группах зависит от количества учащихся в школе и классах, а также от желания и стремления педагога организовать взаимо¬действие детей разного возраста, понимающего важность и учебно-воспитательную эффективность такого занятия.
2. По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах:
а) почти полное совпадение содержания учебного мате¬риала. Отличие содержания состоит лишь в глубине его изуче¬ния в определённом классе. В этом случае проводятся однотем¬ные занятия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий. Это создаёт возможности для объединения на занятиях детей почти любого возраста.
Возможен ещё один вариант организации однотемных за¬нятий — межпредметная интеграция с такими предметами.
Возможен вариант совместной деятельности на этапе по¬вторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не полу¬чаются однотемные занятия. В этом случае основой объедине¬ния разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями могут быть:
— комбинированное занятие;
— занятие изучение нового материала;
— занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;
— занятие контроля;
— практикум;
— конференция;
— экскурсия в музей или театр;
— занятия с элементами занимательности на основе крае¬ведческого материала, связанные с юбилейными датами, заоч¬ные путешествия;
— итоговые занятия (общественные смотры знаний, заня¬тия-зачёты, контрольные работы, конкурсы).
Профессионализм педагога подтверждается тем, насколь¬ко целесообразно он сможет даже на разнотемных разновозра¬стных занятиях найти и организовать варианты совместной дея¬тельности учащихся (взаимопроверка домашнего задания, взаи¬модиктант, взаимооценивание, решение проблемной ситуации, творческий проект и т. д.), чтобы использовать воспитательный потенциал общения учащихся разного возраста;
г) содержание разное, и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе. В этом слу¬чае возможны организация помощи старших младшим в освое¬нии материала, обращения младших к старшим в зависимости от затруднений и индивидуального продвижения каждого.
3. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии:
а) взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в раз-новозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновоз¬растных команд и др.);
б) взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач;
в) взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помо¬щи, при подведении итогов;
г) учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы