Курсовая с практикой на тему Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками 6
1.1. Возрастные особенности психофизического развития дошкольников 6
1.2. Содержание физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками 9
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Методические особенности обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям 22
2.1. Организационные основы обучения строевым упражнениям старших дошкольников 22
2.2. Методические рекомендации организации оздоровительной физкультуры с использованием строевых упражнений для старших дошкольников 26
Выводы по главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 32
Приложение 1 35
Введение:
Актуальность темы. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для оптимального физического и психического развития ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости; владение основными движениями, контроль и возможность управлять ими.
Достижение данного уровня развития возможно в результате успешного освоения ребенком образовательной программы дошкольного учреждения. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором физического развития, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса. Это вызывает необходимость поиска путей оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей дошкольного возраста [11].
Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы физического воспитания в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере. Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности, в том числе и развитию физических качеств.
Анализ исследований показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость) [3, 4, 6]. У дошкольников интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Физическое развитие предполагает достижение максимального развития двигательных качеств [2, 4, 5].
Многие исследователи подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью дошкольника [10, 13, 16, 17].
Строевая подготовка способствует выработке у детей образцового внешнего вида, правильной осанки, способствует организованности и сплочению, укреплению дисциплины. Организацию строевого обучения можно представить как ряд взаимосвязанных этапов (мероприятий), основными из которых являются планирование и подготовка занятий. Строевая подготовка должна проводиться регулярно, в течение всего периода обучения (во время проведения ежедневной зарядки и в водной части того или иного занятия), чтобы закреплялись соответствующие навыки.
Таким образом, актуальность методики обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям не вызывает сомнения, а недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Объект исследования – физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика строевых упражнений в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Цель исследования – обоснование методики обучения строевым упражнениям в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную и научно–методическую литературу по проблеме физкультурно-оздоровительной деятельности у дошкольников.
2. Охарактеризовать возрастные особенности психофизического развития старших дошкольников.
3. Обосновать методику обучения строевым упражнениям в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, индукция, дедукция, сравнение.
Гипотеза. Предполагается, что применение строевых упражнений может существенно повысить эффективность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста и обеспечить повышение уровня физической подготовленности детей.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована специалистами по физической культуре при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях; преподавателями; студентами для формирования и развития профессиональных способностей в условиях практической деятельности.
Заключение:
В настоящее время одним из приоритетных направлений, стоящих в процессе физического воспитания детей среднего дошкольного возраста, является не только сохранение здоровья детей, но и обеспечение оптимального развития основных физических качеств. Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в дошкольном возрасте, являющимся одним из наиболее ответственных периодов в жизни человека. В этот период происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
С ростом и развитием дошкольного организма увеличиваются его общие энергетические затраты и возрастает потребность в кислороде. Увеличиваются размеры тела, растущая потребность в кислороде обеспечивается развитием систем, осуществляющих поставку и транспорт кислорода в легких и в крови. В тканях совершенствуются метаболические процессы. По мере дальнейшего индивидуального развития организма улучшаются нейрогуморальная регуляция и координация деятельности механизмов, обеспечивающих обмен газов между внешней средой и тканями.
Изменения в двигательной функции дошкольников происходят весьма значительно. Возрастная эволюция двигательной функции у дошкольника представляет собой многогранный процесс, включающий скоординированное и неравномерное развитие звеньев нескольких систем, прежде всего мышечной и нервной системы. Для детей дошкольного возраста характерны высокие уровни обменных процессов во всех системах организма, что обусловлено более интенсивной работой сердца и дыхания.
В дошкольном возрасте специфическая иммунобиологическая защита развита слабее, чем у взрослых, а закаливание и поддержание на высоком уровне иммунобиологической защиты являются крайне важными мероприятиями. Поэтому включение оздоровительных мероприятий с закаливающим эффектом играют важную роль для формирования устойчивости к различным патогенным факторам.
В соответствии с поставленной целью нами в полной мере были решены задачи исследования. Применение строевых упражнений способствует физическому, эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, осанка, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Строевые упражнения являются одним из средств физического воспитания детей. Они содействуют воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.
Они представляют собой совместные или одиночные действия дошкольников в том или ином строю, удобном и целесообразном их размещении на спортивной площадке, в зале или в другом месте. Данный вид упражнений служит средством постепенного и умеренного разогревания мышц, а также содействию формирования правильной осанки и регулируют эмоциональный настрой занимающихся.
Методической основой обучения строевым упражнениям являются практические занятия с многократным повторением приемов (действий), показанных воспитателем в качестве эталонного образца, а также их четкое и правильное выполнение.
Применение строевых упражнений позволит достичь весомых результатов улучшения развития физических качеств у дошкольников при их систематическом применении.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что постоянная и целенаправленная работа над физическим развитием должна вестись в процессе занятий в дошкольных образовательных учреждениях, органически вплетаясь в разнообразную подготовку, направленную на совершенствование других качеств (силы, ловкости, гибкости), без развития которых невозможна эффективная подготовка детей к обучению в школе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
1.1. Возрастные особенности психофизического развития дошкольников
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в дошкольном детстве развиваются те физические качества, двигательные навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического, психического развития и поддержания здоровья [1, 9, 10, 13].
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка.
В многочисленных исследованиях, которые проведены по изучению данной проблемы, сделаны выводы о необходимости комплексного развития физических качеств детей [21]. Авторы утверждают, что в процессе физической подготовки детей применение упражнений, выполнение которых требует проявления быстроты, силы и ловкости, более эффективно, по сравнению со средствами, которые направлены только на развитие одного из вышеназванных физических качеств.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей среднего дошкольного возраста создают благоприятные условия для развития физических качеств.
Максимальное развитие двигательных качеств, работоспособности, укрепление здоровья, является актуальным направлением при интегрированной реализации задач воспитательного, оздоровительного и образовательного характера [7, 9, 13].
Уровень развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста находится в тесной взаимосвязи с их физическим развитием, которое является одним из важнейших объективных критериев здоровья подрастающего поколения. В процессе развития опорно-двигательного аппарата дошкольника изменяются двигательные качества мышц, такие как скорость, сила, ловкость, выносливость. Для детей дошкольного возраста характерны определенные особенности развития этих качеств, а также некоторые другие особенности организации двигательной деятельности.
Дети дошкольного возраста очень возбудимы, однако их работоспособность находится на низком уровне. Для них характерна быстрая утомляемость. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития быстроты. Соответствие кратковременных нагрузок функциональным возможностям организма ребенка обусловлено высокой возбудимостью иннервационных механизмов, которые регулируют деятельность опорно–двигательного аппарата [1].