Курсовая с практикой на тему Методика обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5 классе 6
1.1. Возрастные особенности учащихся 10-12 лет 6
1.2. Характеристика бега на короткие и длинные дистанции 11
1.3. Методические основы обучения бегу учащихся среднего школьного возраста 16
Заключение по 1 главе 22
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 23
2.1 Задачи исследования 23
2.2 Методы исследования 23
2.3 Организация исследования 25
Глава 3. Практические аспекты разработки системы упражнений, направленной на совершенствование быстроты и техники бега у учащихся 5-го класса 26
3.1 Методика исследования 26
3.2 Анализ результатов исследования 29
Заключение по 3 главе 36
Выводы 38
Список литературы 39
Приложение 42
Введение:
Актуальность исследования. В комплексной программе физического воспитания различным видам беговой подготовки уделено значительное внимание. Это не случайно, поскольку во всем многообразии используемых в физическом воспитании средств нет, пожалуй, другого, которое могло бы конкурировать с, бегом. Он является самым простым, естественным, доступным и всесторонне воздействующим упражнением, позволяющим широко варьировать величину нагрузки на организм.
Бег используется как обязательное средство для физической подготовки буквально на всех уроках нашего предмета. Занятия бегом способствуют равномерному развитию опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем организма. Беговые упражнения закаляют волю, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.
В разделе «Легкая атлетика» предусмотрено изучение техники бега и использование его в основном для развития таких двигательных качеств, как выносливость и быстрота. Бег с преодолением препятствий изучается как необходимое упражнение, имеющее прикладное значение. Следует учесть также, что бег является составной частью как легкой атлетики, так и других видов спорта, таких, например, как подвижные и спортивные игры, акробатические и гимнастические прыжки и др.
Методика проведения занятий по легкой атлетике и обучения двигательным действиям и развития физических качеств рассматриваются в работах Железняка Ю.Д., Жукова М.Н., Холодова Ж.К., Б.И. Мартьянова, Кузнецова В.С., В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, А.Д. Новикова, И.Ю.Кулагина, П.Ф.Лесгафта, М.Н.Жукова, Б.А. Ашмарина, П.А. Виноградова и д.р.
Программами по физической культуре предусмотрено обучение учащихся среднего школьного возраста следующим легкоатлетическим упражнениям: бег с высокого и низкого старта(10-60м); бег с ускорением (20-50м); бег с максимальной скоростью (40-80м); бег в равномерном темпе: мальчики до 20 мин; девочки до 15 мин; кросс.
Несмотря на большое внимание к данной проблеме большинства исследователей (Б.А. Ашмарин, А.А. Гужаловский, В.И. Лях, Л.А. Семенов и др.) на практике имеют место несоответствия, которые существенно снижают эффективность школьного физического воспитания. К можно отнести:
— постоянное увеличение учебной нагрузки в ущерб двигательной активности;
— недостаточное материально-техническое обеспечение школьного урока физической культуры;
— низкое качество организации и проведения видовых уроков физической культуры;
— отсутствие системы работы по формированию здорового образа жизни школьников.
Эти несоответствия позволили определить проблему исследования как обоснование эффективных средств и методов обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5 классе сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Методика обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5 классе».
Объект исследования — процесс физического воспитания учащихся 5 классов.
Предмет исследования — методика обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5 классе.
Цель исследования – изучить методику обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5 классе.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс обучения бега на уроках физического воспитания с учащимися 5 классов, будет эффективным, если:
– в программу занятий по физическому воспитанию будут включены упражнения, направленные на развитие выносливости, силы, скорости;
– на занятиях будут применяться разнообразные средства и методы физического воспитания;
– будет использоваться индивидуальный подход при дозировании
нагрузок с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности учителей адаптивной физической культуры, а также студентами при прохождении педагогической практики.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложения.
Заключение:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что в настоящее время всеобщее признание завоёвывает положение о том, что достижение высоких результатов в любом виде спорта требует высокого уровня развития быстроты и техники бега. В лёгкой атлетике высокий уровень спортивного мастерства в беге по дистанции достигается на базе развития быстроты и техники бега.
2. Выбран экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие скоростных способностей легкоатлеток 10-12 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как: прыжки через барьеры; ходьба через барьеры; бег в гору; прыжки с разбега, с места (тройной, пятерной); — прыжки с подтягиванием ног к груди; бег на отрезках от 30 метров до 100 метров; бег на 60 метров с ходу; бег с высоким подниманием бедра; челночный бег.
3. Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития скоростных способностей у юных легкоатлеток экспериментальной группы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы обучения бега в школе на уроках физкультуры в 5 классе
1.1. Возрастные особенности учащихся 10-12 лет
Ученые давно обратили внимание на тот факт, что в ходе роста и развития животных существуют периоды повышенной чувствительности к внешним воздействиям. Наблюдается естественная периодизация развития организма, включающая несколько взаимосвязанных этапов [4].
Этапы, в ходе которых проявляются наиболее значимые изменения называют критическими, поскольку играют огромную роль во всем развитии организма. К примеру, дефицит питания в возрасте 8-9 и 10-12 лет провоцирует замедление роста тканей трубчатых костей, что приводит к общему отставанию физического развития. Период полового созревания так же наиболее уязвим в отношении недостаточности питательных веществ.
Детей в период 8-12 лет можно обучить практически всем движениям, в том числе сложнокоординированным, но не требующим проявления мышечной силы и выносливости. К примеру, прыжки могут плохо усваиваться не из-за сложности координирования движений в воздухе, но из-за отсутствия достаточной силы для отталкивания 16].
Это обосновывает необходимость знаний о возрастных периодах, в которых может происходить активное развитие скоростных качеств. Накоплена значительная база исследовательских работ, направленных на изучение особенностей развития физических качеств и двигательных возможностей детей в различных возрастах. Анализ данных лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР показал, что:
-различные двигательные качества имеют свои периоды развития, и они не совпадают по времени;
-годовые величины приростов неодинаковы в разные возрастные периоды, отличаются у девочек и мальчиков, несоразмерны, если сравнить приросты в разных двигательных способностях;
-большинство детей в среднем школьном возрасте демонстрируют разный уровень различных двигательных качеств. Например, если мальчик показывает хороший результат в стометровке, еще не значит, что он будет быстро реагировать на сигнал в игре;
-при сопоставимости данных детей разных возрастов специальная тренировка одними методами, одного объема и интенсивности физической нагрузки, дает разный педагогический эффект и наиболее высокий в период роста развития двигательного качества.
Вышесказанное указывает на необходимость планирования для детей школьного возраста значительного количества упражнений, направленных на развитие определенных двигательных способностей и увеличения их количества в особенно чувствительные периоды.
Исследованиями особенностей развития двигательных способностей в младшем, среднем и старшем школьном возрасти занималось множество ученых, таких как [14, 25].
Двигательная функция человека определяется как совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений, позволяющих противодействовать организму факторам внешней среды.
Физические качества – это отдельные стороны двигательных возможностей организма. Специалисты сходятся во мнении, что в основе развития физических качеств стоят прогрессивные изменения на уровне морфологии и биохимии опорно-двигательного аппарата, ЦНС и периферической нервной системы, внутренних органов. Из чего следует, что согласованность соматических и вегетативных функций обеспечивает уровень развития физических качеств.