Дошкольная логопедия Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере звонких звуков [б], [б‘])

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Проблема развития фонетико-фонематической стороны речи в современной психолого-педагогической литературе 5
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме 5
1.2 Характеристика речи детей с ФФНР 9
1.3 Анализ программы обучения и воспитания детей с ФФНР 13
Глава 2 Особенности речи детей с ФФНР 16
2.1 Методика обследования речи детей с ФФНР 16
2.2 Описание результатов обследования 18
Глава 3 Методические рекомендации по развитию речи детей с ФФНР 21
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложения 1 27
Приложения 2 28
Приложения 3 29

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. У детей частота фонетико-фонематического недоразвития речи, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода у новорожденного).
Каждая форма нарушения речи, в том числе и ФФНР, требует специфических приемов логопедической работы по коррекции нарушений. Очень важно установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение старших дошкольников с фонетико-фонематических недоразвитием состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Изучением особенностей овладения языковым анализом и синтезом у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР занимались В.П. Глухов, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Однако, несмотря на теоретическую разработанность, методический аспект проблемы освещен недостаточно, что обусловливает актуальность исследования.
Объект исследования – развитие фонетико-фонематической стороны речи в современной психолого-педагогической литературе.
Предмет исследования – методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.
Цель работы – определить специфику логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Описать особенности развития фонетико-фонематической стороны речи в норме.
2. Дать характеристику речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
3. Провести анализ программ обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
4. Провести исследование особенностей речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
5. Разработать методические рекомендации по развитию речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; диагностика.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дефектами произношения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и трех приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нарушение речи в целом и фонетико-фонематическое недоразвитие речи в частности у детей с влечет за собой нарушение в развитии познавательной, интеллектуальной и волевой сферах.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушенными являются звукопроизношение и слуховое восприятие, которое имеет вторичный характер. Невнятная речь дошкольников с ФФНР ограничивает их возможности в развитии четкого слухового восприятия и контроля, что, в свою очередь, усугубляет нарушения звукопроизношения.
Ведущим в структуре дефекта при ФФНР является стойкое нарушение фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекционному воздействию и отрицательно влияет на формирование других сторон речи, в том числе и звукопроизношение. Поэтому и коррекционная логопедическая работа должна быть комплексной.
Проведенная диагностика речи дошкольников с ФФНР показало, что у этих детей отмечаются нарушения звукопроизношения: свистящие звуки; шипящие звуки заменяются на свистящие звуки; сонорные звуки отсутствуют или заменяются на более легкие; смягчение согласных звуков, обусловленное напряжением средней части спинки языка.
С целью коррекции ФФНР у дошкольников были разработаны методические рекомендации по развитию речи детей, в основе которых лежит принцип комплексности.
Разработанные рекомендации следует рассматривать как первую и обязательную ступень при подготовке детей к обучению грамоте. предлагаемые приемы оптимизации процесса коррекционно-логопедической помощи детям дошкольного возраста с ФФНР целесообразно использовать при обучении детей в дошкольных учебных заведениях специального и общеобразовательного назначения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Проблема развития фонетико-фонематической стороны речи в современной психолого-педагогической литературе

1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме

На ранних возрастных этапах ведущая роль в развитии речи ребенка принадлежит формированию фонематического слуха – способности различать звуки речи, узнавать их, ведь именно фонематический слух создает основу для полноценного фонематического восприятия – специфического речевого действия, которое направлено на переработку воспринятой речевой информации (в ее физических характеристиках) в систему языковых знаков и смыслов) [14, стр. 25-37].
Структура процесса восприятия различных модальностей, в т.ч. и фонематического, является многоуровневой и содержит сенсорный, перцептивный и смысловой уровни [2; 4]. На сенсорном уровне (6-8 мес.) происходит слуховой анализ услышанных речевых сигналов, в результате чего становится возможной дифференциация звуков речи по их физическим, акустическими признаками, их повторение на имитационном уровне. Именно благодаря формированию сенсорного уровня фонематического восприятия у ребенка появляется лепет, который состоит из звуков, услышанных от близких взрослых. С 8 мес. у ребенка формируется элементарное понимание речи, основанное на восприятии, выделении, запоминании и последующем узнавании отдельных ритмико-интонационных образований [14, стр. 25-37; 16].
На перцептивном уровне (9-10 мес.) вследствие роста речевого опыта ребенка через его общения с родителями осуществляется выделение константных полезных признаков фонем (осознание положения органов артикуляционного аппарата при произношении определенного звука в различных фонетических позициях) и их обобщения, что позволяет стабилизировать звуковой состав речи, а, следовательно, в дальнейшем узнавать фонемные образы слов в речи взрослых.
На смысловом уровне (с 1 г. 8 мес.) устанавливается взаимосвязь между звуковыми образами слов и соответствующими предметами, действиями, явлениями, то есть осуществляется понимание значения целых слов, в результате чего происходит значительный рост в развитии импрессивной речи [14, стр. 25-37].
К двум годам ребенок в нормальном онтогенезе хорошо различает на слух все звуки речи, что свидетельствует о достаточном уровне развития у него фонематического слуха. В словах появляются устойчивые звуковые замены, обусловленные недостаточной сформированности артикуляционной базы звуков (то есть неправильным положением органов речевой-двигательного аппарата). С 2,5 до 3,5-4 лет у детей формируются фонематические представления, соответствующие собственному звукопроизношению, а с 4-5 лет ребенок дифференцирует все звуки речи, как на слух, так и в произношении, то есть его фонематическое представление является уже полностью сформированными и соответствующим языковым нормам [1; 6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы