Курсовая с практикой на тему Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере твердых звуков [д], [н].
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме
1.2 Характеристика речи детей с ФФНР
1.3 Анализ программы обучения и воспитания детей с ФФНР
2 Особенности речи детей с ФФНР
2.1 Методика обследования речи детей с ФФНР
2.2 Описание результатов обследования
3 Методические рекомендации
по развитию речи детей с ФФНР
3.1 Описание
работы по развитию речи детей с ФФНР
3.2 Инновационный метод развития речи у детей дошкольного
возраста с ФФНР
Список использованной
литературы
Приложение А Речевые карты обследования детей
Приложение Б Логопедическое занятие фонетико-фонематического
нарушения речи у детей дошкольного возраста на примере твердых звуков [д], [н]
Введение:
Актуальность
выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Чтобы
этого избежать, не допустить серьезных недоработок в процессе развития речи
ребенка педагогу-логопеду необходимо обладать новейшими методами работы, в
совершенстве знать методы и приемы работы над устранением недочетов
произношения и речи у ребенка. Это дает двойную пользу: не только устранения
недочетов произношения и речи у ребенка, но и способствует совершенствованию
методики обучения. Работа над устранением таких недостатков должна проводиться
плавно, постепенно и последовательно.
В повседневной жизни
часто встречаются дети дошкольного возраста, разговаривая, пропускают,
коверкают или заменяют нужные звуки в словах другими, чем и привлекают к себе
внимание. При этом слышится своеобразное произнесения звуков, которое бывает
четко выраженным или менее заметным. Такое произношение не соответствует общепринятым
литературным нормам, замедляет формирование культуры устной речи, обесценивает
и ограничивает общение. В таких случаях можно говорить про несформированность
звукопроизношения и наличие тех или иных нарушений проговаривания у детей.
Нарушение
звукопроизношения у детей может быть как самостоятельным дефектом, так и одним
из симптомов более сложного речевого расстройства. О дефекте звукопроизношения
как отдельное нарушение речи принято говорить в случаях, когда они единичным
отклонением от нормы в речи ребенка. Но если дефекты проявляются у ребенка на
фоне недостаточного словарного запаса, в грамматически построенном или вообще
несформированном построении речи, тогда они только одним из симптомов более
сложного языкового расстройства. Самые разнообразные нарушения речевого
развития, которые встречаются у детей, условно распределяют в зависимости от
глубины расстройства, на такие группы: фонетические нарушения, фонематическое
нарушение.
При фонетических
нарушениях нарушения речи сводятся к неправильному произношению звуков (в
основном свистящих, шипящих, л, р, д, н). При фонематических нарушениях недостатки
звукопроизношения сопровождаются отклонениями слухового восприятия речевых
звуков (фонем). Нарушения фонематичного слуха сочетается с неправильным
звукопроизношением. Вследствие таких нарушений дети не всегда четко
дифференцируют и правильно воспринимают речевые звуки, часто неспособны воспринять
оттенки подобных звуков. В частности, у детей возникают трудности при
распознавании звуков, похожих за артикуляцией или звучанием.
Объект
исследования – особенности фонетико-фонематического нарушения
речи детей дошкольного возраста.
Предмет
исследования – логопедическая работа по коррекции ФФНР
на примере звуков [д], [н].
Цель
исследования – обоснование методики коррекции речевого
развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи на примере твердых звуков [д], [н].
Задачи
исследования:
—
рассмотреть развитие
фонетико-фонематической стороны речи в норме;
—
описать характеристику речи детей с ФФНР;
—
проанализировать программу обучения и
воспитания детей с ФФНР:
—
подобрать методику обследования детей с
ФФНР;
—
описать результаты обследования детей с
ФФНР;
—
обосновать методические рекомендации по
коррекции ФФНР на примере твердых звуков [д], [н] развития речи у детей
дошкольного возраста с ФФНР.
Методы
исследования. В работе были применены следующие
методы:
1.
Теоретический (анализ логопедической и
научно-методической литературы).
2.
Эмпирический (диагностическое обследование
детей дошкольного возраста на ФФНР).
Практическая
значимость исследования – заключается в применении методики по
преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ФФНР на примере
твердых звуков [д], [н].
Структура
работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников, приложения.
Заключение:
В процессе исследования
выявлено, что одним из основных заданий логопедической службы в школе является
помощь ученикам, имеющих ФФНР и вследствие этого не успевают в учебе.
Дети с ФФНР имеют
недостаточно четкое фонематическое восприятия, что приводит к трудностям
звукового анализа слов. Детям трудно определить количество слогов или звуков в
слове, их последовательность, выделить тот или иной звук в слове, вызывает у
них нарушение письма, так называемую дисграфию, связанную с проблемами
восприятия и неправильным произношением определенных звуков. В письменных
работах таких детей появляются специфические ошибки: замена одних букв другими,
которые соответствуют звукам, похожим по артикуляции или звучанию (свистящие и
шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие, д, н). Рядом с нарушениями письма
у таких детей наблюдаются недостатки чтения.
Во
второй главе было проведено обследование особенностей речевого развития
дошкольников с фонетика–фонематическим недоразвитием речи. Экспериментальное
обследование показало, что дети, имеющие отклонения в развитии фонематического
восприятия, не могут ни четко повторить звуки, ни правильно показать карточки с
определенным звуком; так же возможны частичные нарушения, связанные с
недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем
различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной
затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить
такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния
фонематического слуха.
Следует отметить, что
дети с ФФНР и большинство звуков воспринимают правильно и, что особенно важно, в
основном правильно воспринимают составную структуру слов, благодаря чему они допускают
на письме перестановку или пропусков складов. Это важным фактором речевого
развития детей и служит им опорой для овладения достаточной мере (по возрасту)
словарным запасом и грамматической строением языка. Такие дети, несмотря на
нарушение звукопроизношения специфические ошибки в письменных работах, свободно
владеют связанной речью – правильно и достаточно объемно передают содержание
прочитанного или увиденного, дают исчерпывающие и логично обоснованные ответы
на вопросы, хорошо усваивают учебный материал по другим предметам. Они не отстают
от остальных детей и в написании переводов и произведений. Не вызывают у них
особого труда задания на подбор родительных слов, синонимов, антонимов,
усвоение и осознание особенностей грамматических категорий.
Однако наличие у них на письме
специфических ошибок отрицательно влияет на успешность их обучению русскому языку.
Для обучения нужно искать
новые методы, формы, приемы работы. Особое внимание обращается на дидактические
игры, используемые с обучающейся целью. Развитие фонематических процессов при
коррекции речевых отклонений следует начинать с самых первых этапов работы.
Особое внимание следует
обращать на подбор речевого материала, способа подачи инструкции и выполнения
задач в игровой форме. Сначала используются игровые упражнения, целью которых
является научить детей распознавать источник неречевых звуков, их направление,
силу, высоту, отображать определенные ритмы звукоподражания, активизировать
слуховое внимание, память, вызывать интерес к процессу обучения речи.
Эти упражнения готовят
слух ребенка к восприятию звука и его правильного артикуляционного
произнесения. Начинать работу нужно с упражнений направленных на развитие
слухового внимания, умения распознавать не речевые звуки с их звуковыми
свойствами, затем используются упражнения, развивающие речевой слух.
После этого можно
использовать упражнения, направленные на развитие процессов и функций
фонематического восприятия, анализа, синтеза, фонематических представлений.
Фрагмент текста работы:
1
Проблема развития фонетико-фонематической стороны речи в
современной психолого-педагогической литературе
1.1
Развитие
фонетико-фонематической стороны речи в норме
Речевой слух – это
различение в речевом потоке отдельных звуков речи, которые обеспечивают
понимание слов, различия их значений. Без элементарного речевого слуха общение
невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей во время восприятия
устной речи окружающих и в процессе собственного произношения слов.
Леонтьев А. Н. доказывает,
что для формирования речевого слуха ребенка, конечно, необходимо наличие слуха
и артикуляционного аппарата. Однако только объективное существование речевых
звуков окружающей среды может объяснить, почему у ребенка формируется речевой
слух [12, с. 95].
Речевой слух состоит из
двух механизмов: различия и узнавания. Кроме формирования с помощью процесса
различия образов фонем, морфем и слов, речевой слух охватывает также процесс узнавания
целого, который протекает с помощью других механизмов, чем процесс различия.
Основными компонентами
речевого слуха называют: физический слух, фонематический слух, звуковой слух
вместе с чувством тона, а также чувство ритма вместе с чувством темпа.
Поскольку фонемы
реализуются в произносимых вариантах звуках, важно, чтобы эти звуки
произносились нормировано. Неправильное для данного языка произношение
оценивается фонетическим слухом как неправильное.
По Исениной Е. И.
фонетический слух – это умение слышать не только фонемы родного языка, но и
другие звуки, которые реально произносятся ребенком в родном, или изучаемом
языке [8, с. 201]. Ученый отмечает, что фонетический слух можно развить до
любой степени тонкости. Минимум требований в этом случае – это умение различать
все фонемы родного и изучаемого языка. Максимум – умение различать не только
фонемы, но и некоторые оттенки фонем родного, так и изучаемого языка.
Ученые отмечают, что
фонематический слух играет ведущую роль в становлении и функционировании всех
видов речевой деятельности, поскольку он осуществляет операции различения и
узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух во
время усвоения звуковой стороны языка выступает дважды: один раз на его основе
подается образец, второй раз результат действия. Главным условием усвоения
звуковой стороны языка является четкое различие звука заданного и звука ребенок
произносит реально. Как утверждают ученые (Д. Б.
Эльконина, Ф. А. Сохина, А. Г. Тамбовцевой, Г. А. Тумаковой и др.), Безусловно,
правильно ребенок слышит только те звуки речи, которые умеет выговорить.
Фонематический слух
формируется в раннем детстве. С начала ребенок учится отделять звуки окружающей
среды от звуков обращенной к нему речи. Ребенок, стремясь удовлетворить свои
потребности, активно ищет звуковые обозначения элементов окружения. Одни ученые
признают, что фонематический слух оказывается сформированным у ребенка уже на
конце второго года жизни, малыш хорошо понимает обращенную к нему речь и
говорит сам. Однако другие отмечают, что фонематический слух у нормально
развитого ребенка формируется в пять шесть лет.
Для развития
фонематического слуха необходимы следующие условия:
—
постоянное повторение образца;
—
различия звуков по знач ению;
—
двигательная реализация заданного
акустического эталона.
Сформированный
фонематический слух предусматривает развитие многих умений, главными из которых
являются:
—
умение слышать отдельные звуки в слове,
вычленять звуки в словах и составлять из звуков слова;
—
умение распознавать слух все звуки речи,
которые принадлежат к разным фонемам, не смешивая их;
—
умение соотносить, услышанный звук с
определенной фонемой языка.
Исследователи детской
речи пришли к выводу, что недостаточное развитие фонематических процессов
негативно влияет на качество разговора ребенка, тормозит овладение грамотной
речи, приводит, в частности, к трудностям усвоения звукобуквенного анализа и
синтеза слов.
Таким образом, формирование
фонематичного слуха необходимо считать первичным и очень важным заданием
начального этапа обучения любого языка.
Ученые также выделяют
понятие фонематическое восприятие. Каше Г. А.
называет фонематическое восприятие высшей ступеней фонематического слуха. К
этому понятию относятся: способность устанавливать, какие звуки можно услышать
в слове, определить их порядок и количество [9, с. 146].
Фонематическое восприятие
– это способность различать фонемы и определять
звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и
чтения в процессе школьного обучения. Благодаря восприятию звуков и
различия, слова дифференцируются по значению, однако при этом они не делятся на
составные части, и их звуковой состав не осознается.
Содержание:
Введение 3
1 глава. Проблема развития фонетико-фонематической стороны речи в современной психолого-педагогической литературе 6
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме 6
1.2 Характеристика речи детей с ФФНР 7
1.3 Анализ программы обучения и воспитания детей с ФФНР 17
2 глава. Особенности речи детей с ФФНР 23
2.1 Методика обследования речи детей с ФФНР 23
2.2Описание результатов обследования 25
3 глава. Методические рекомендации по развитию речи детей с ФФНР 29
Заключение 32
Список источников и литературы 33
Введение:
В мировом образовательном процессе определяются тенденции, свидетельствующие о значимости проблемы в контексте общей и педагогической культуры. Это приводит к разработке новых подходов к обучению и воспитанию детей.
Современная стратегия развития дошкольного образования в России соответствует Международной конвенции о правах человека и ребенка. Новые подходы к реформированию концептуальных, содержательно-структурных и дидактических основ образования детей раннего возраста реализовано в действующих государственных программах.
Тот факт, что в России с каждым годом наблюдается существенное увеличение количества детей раннего возраста, имеющих нарушения психофизического, в частности речевого развития (Синев, В.В.Тарасун, В.В.Тищенко, М.К. Шеремет и др.), требует пересмотра методов и форм воспитания и обучения указанной категории детей.
Современный этап развития отдельных медицинских отраслей, коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется объединением научных поисков в направлении углубленного изучения общего, психического и, в частности, речевого развития детей раннего возраста для создания эффективных условий для их всестороннего развития с учетом индивидуальных, возрастных и психофизиологических особенностей, а также потенциальных возможностей каждого ребенка.
Анализ литературных источников свидетельствует о наличии широкого круга клинических исследований, посвященных современным методам диагностики и преодоления нарушений психомоторного развития детей первых лет жизни (Л.О.Бадалян, О.В.Головченко, Л.Т.Журба, Л.Г.Кирилова, Н.Кожевников, Л.С.Персианинов, Г.М.Савельев, И.О.Скворцов, Г.Е.Сухарева, Е.И.Ямпольська и др.).
Исследованию особенностей психического, доречевого и раннего речевого развития у детей с различными пороками развития посвящено большое количество работ. Психолого-педагогический аспект проблемы находим в работах: М.Зеемана, С.Н.Карповой, М.И.Лисина, А.К.Маркова, К.Л.Печоры, Е.И.Трува, В.В.Тарасун.
Особенности развития речи в процессе онтогенеза и дизонтогенеза освещены в исследованиях: А.М.Богуш, О.М.Винарськой, Л.М.Галигузовой, О.М.Гвоздева, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Т.Н.Ушаковой, Е.Ф.Соботович. Внедрение за рубежом программ ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии, в том числе речевого, представлены в трудах Н.Байлей, Н.Дик, А.Геселл, К.Кеннинг, Д.Лешли, Д.Хант и др.
Результаты исследований Н.С.Жуковой, Р.Е.Левиной, О.М.Мастюковой, Е.Ф.Соботович, В.В.Тарасун, Т.Б.Филичевой, М.К.Шеремет и др., посвященные проблемам задержки речевого развития и общиму недоразвитию речи у детей дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с нарушениями речи со значительными трудностями овладевают речевой деятельностью в процессе усвоения родного языка, отклонения речевого развития указанной категории детей характеризуется недоразвитием как экспрессивной, так и импрессивной речи.
Анализ исследований свидетельствует о том, что в России пока недостаточно разработана методическая систему обнаружения и преодоления речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования.
Вышеупомянутое обусловливает актуальность и необходимость решения проблемы выявления и преодоления отклонений в речевом развитии детей первых лет жизни, разработки диагностических и коррекционно-развивающих методик и их внедрения в систему дошкольного образования.
Целью данной работы является анализ методики логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи на примере твердых звуков [д], [н].
Объектом исследования является логопедическая работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.
В качестве предмета работы выступает анализ методики логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи на примере твердых звуков [д], [н].
Для достижения поставленной цели, с учетом сформулированных выше объекта и предмета работы, сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме.
2. Дать характеристику речи детей с ФФНР.
3. Осуществить анализ программ обучения и воспитания детей с ФФНР.
4. Охарактеризовать методику обследования детей с ФФНР.
5. Описать результаты исследования.
6. Сформулировать методические рекомендации по развитию речи с ФФНР.
Методологической основой исследования являются разработанные в педагогике, психологии и психолингвистике положения о структуре речевой деятельности и ее психофизиологические механизмы (В.И.Бельтюков, М.О.Бернштейн, Л. С. Выготский, Д.Б.Эльконин, О.Р.Лурия , О.О.Леонтьев, Павлов, Т.М.Ушакова); психофизиологические закономерности речевого онтогенеза и дизонтогенеза (Т.В.Ахутина, Т.Г.Бетелев, О.М.Гвоздев, М.И.Жинкин, О.Р.Лурия); комплексный подход к коррекции и развития всех компонентов речи (Р.Е.Левина, О.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Г.В.Чиркина); психолого-педагогические концепции усвоения знаний, умений и навыков (В.И.Бондар, В.В.Засенко, О.М.Леонтьев, В.М.Синьов, В.В.Тарасун, Л.И.Фомичова, Н.К .Шеремет, М.Д.Ярмаченко и др.).
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, три главы, заключение, список источников и литературы.
Заключение:
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования процессов произношения у детей с различными с различными речевыми расстройствами из – за, дефектов восприятия и произношения фонем.
В фонетико – фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
1. трудности в анализе нарушенных в произношении звуков
2. при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам
3. невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове
Важными предпосылками при подготовке к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи является сформированное фонематическое восприятие, звукопроизношение, навык звукового анализа и синтеза, что помогает детям в дальнейшем избежать ненужных ошибок при овладении письмом.
Состояние фонетического восприятия детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи характеризуется отсутствием, заменами, нестойким употреблением, искаженным произнесение звуков. Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков. Звук может произноситься искаженно и в тоже время смешиваться с другими звуками или опускаться.
Дети старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи с трудом различают звуки из – за недостаточной дифференциальной способности слухового анализатора.
Фрагмент текста работы:
1 глава. Проблема развития фонетико-фонематической стороны речи в современной психолого-педагогической литературе
1.1 Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме
При нормальном речевом развитии дети к 5–ти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу [2].
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики [16].
Основными признаками ФФНР в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического и лексического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа [15].
Cвоевременное и правильное речевое развитие является необходимым условием формирования личности ребенка. Речь для ребёнка – важнейшее средство общения со взрослым, организации различных видов их совместной деятельности, а также средство познания окружающего мира. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще [17].
1.2 Характеристика речи детей с ФФНР
Необходимо отграничивать общее недоразвитие речи от ФФНР.
Дифференциальная диагностика речевых нарушений ОНР I уровня включает в себя ситуативное понимание, не сформированную фразовую речь, частое использование парадигматических средств общения. Дети этой категории не понимают грамматических изменений слов, а их словарный запас включает в себя лепетные слова, отдельные существительные и глаголы, непонятные для окружающих, звукоподражание, широкий пассивный словарь. Слоговая структура слов и фонематический слух не сформированы, звуки раннего отногенеза редуцированы. При этом наблюдается динамика, а прогноз – относительно благоприятный с логопедической помощью. В соотнесении с медицинской классификацией наблюдаются моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, псевдобульбарная дизартрия, заикание [7].
Общее недоразвитие речи II уровня представляет собой сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Понимание осуществляется на бытовом уровне. Отсутствует понимание форм, числа и рода прилагательных, значение предлогов, форм мужского и женского рода глаголов. Фразовая речь имеет только начатки, используются простые фразы из 2-3 слов. Такие дети не владеют навыками словообразования, путают падежную форму, употребляют существительные в именительном падеже, глаголы в инфинитиве, не согласуют число и род прилагательных и существительных, существительных и глаголов, опускают предлоги. Говоря о словарном запасе детей с общим недоразвитием речи II уровня, можно отметить, что такие дети не называют, не объясняют, не знают части предметов, опускают предлоги, заменяют слова близкими по смыслу, затрудняются в использовании действий, признаков, не знают цвет, форму, размер. Слоговая структура слов включает в себя множественные и стойкие