Курсовая с практикой на тему Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере твердых звуков [ц], [т])
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норма. 5
1.2. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 9
1.3. Анализ программы обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 13
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.. 16
2.1. Методика обследования речи детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием 16
2.2. Описание результатов обследования. 18
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ. 29
Введение:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норма. 5
1.2. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 9
1.3. Анализ программы обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 13
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.. 16
2.1. Методика обследования речи детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием 16
2.2. Описание результатов обследования. 18
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ. 29
Заключение:
В результате проведенного исследования
была достигнута цель данной работы: проведено исследование особенностей речи
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Задачами исследования были определены
следующие:
1. Провести анализ литературы по проблеме
исследования. В результате решения данной задачи позволило сделать вывод, что
процесс формирования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников имеет
онтогенетический характер. Нарушение речи в целом и фонетико-фонематическое
недоразвитие речи в частности у детей с влечет за собой нарушение в развитии
познавательной, интеллектуальной и волевой сферах.
У детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи нарушенными являются звукопроизношение и слуховое
восприятие, которое имеет вторичный характер. Невнятная речь дошкольников с
ФФНР ограничивает их возможности в развитии четкого слухового восприятия и контроля,
что, в свою очередь, усугубляет нарушения звукопроизношения.
Ведущим в структуре дефекта при ФФНР
является стойкое нарушение фонетической стороны речи, которое с трудом
поддается коррекционному воздействию и отрицательно влияет на формирование
других сторон речи, в том числе и звукопроизношение. Поэтому и коррекционная
логопедическая работа должна быть комплексной.
2. Разработать и провести констатирующий
эксперимент.
В
исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраст (6-7 лет) с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для
исследования состояния звукопроизношения была использована методика В.А.
Киселевой. В процессе обследования при изолированном произношении и в
спонтанной речи оценивалось: количество нарушенных звуков (групп звуков);
наличие замен; искажений; отсутствие звука.
В результате диагностики были выделены две
группы детей: 2 балла набрали дети, у которых: нарушены 2 звука (2 группы
звуков) по типу замен – 1 дошкольник с ФФНР; нарушены 3-4 звука (3-4 группы
звуков) по типу искажений и замен – 2 дошкольник с ФФНР; 1 балл набрали дети, у
которых нарушены более 4 групп звуков по типу искажений и замен – 2 дошкольника
с ФФНР.
Проведенная диагностика речи дошкольников
с ФФНР показало, что у этих детей отмечаются нарушения звукопроизношения:
свистящие звуки; шипящие звуки заменяются на свистящие звуки; сонорные звуки
отсутствуют или заменяются на более легкие; смягчение согласных звуков,
обусловленное напряжением средней части спинки языка.
3. Разработать методические рекомендации
для коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием.
С целью коррекции ФФНР у дошкольников были
разработаны методические рекомендации по развитию речи детей, в основе которых
лежит принцип комплексности.
Разработанные рекомендации следует
рассматривать как первую и обязательную ступень при подготовке детей к обучению
грамоте. предлагаемые приемы оптимизации процесса коррекционно-логопедической
помощи детям дошкольного возраста с ФФНР целесообразно использовать при
обучении детей в дошкольных учебных заведениях специального и
общеобразовательного назначения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. АНАЛИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Развитие фонетико-фонематической
стороны речи в норма На ранних возрастных этапах ведущая роль в
развитии речи ребенка принадлежит формированию фонематического слуха –
способности различать звуки речи, узнавать их, ведь именно фонематический слух
создает основу для полноценного фонематического восприятия – специфического
речевого действия, которое направлено на переработку воспринятой речевой
информации (в ее физических характеристиках) в систему языковых знаков и
смыслов) [14].
Структура процесса восприятия различных
модальностей, в т.ч. и фонематического, является многоуровневой и содержит
сенсорный, перцептивный и смысловой уровни [2; 4]. На сенсорном уровне (6-8 мес.)
происходит слуховой анализ услышанных речевых сигналов, в результате чего
становится возможной дифференциация звуков речи по их физическим, акустическими
признаками, их повторение на имитационном уровне. Именно благодаря формированию
сенсорного уровня фонематического восприятия у ребенка появляется лепет,
который состоит из звуков, услышанных от близких взрослых. С 8 мес. у ребенка
формируется элементарное понимание речи, основанное на восприятии, выделении,
запоминании и последующем узнавании отдельных ритмико-интонационных образований
[14; 16].
На перцептивном уровне (9-10 мес.)
вследствие роста речевого опыта ребенка через его общения с родителями
осуществляется выделение константных полезных признаков фонем (осознание
положения органов артикуляционного аппарата при произношении определенного звука
в различных фонетических позициях) и их обобщения, что позволяет
стабилизировать звуковой состав речи, а, следовательно, в дальнейшем узнавать
фонемные образы слов в речи взрослых.
На смысловом уровне (с 1
г. 8 мес.) устанавливается взаимосвязь между звуковыми образами слов и
соответствующими предметами, действиями
Содержание:
Речевая карта на ребенка дошкольного возраста №1 3
Речевая карта на ребенка дошкольного возраста №2 5
Речевая карта на ребенка дошкольного возраста №3 7
Речевая карта на ребенка дошкольного возраста №4 9
Речевая карта на ребенка дошкольного возраста №5 11
Фрагмент текста работы:
Фамилия, имя ребенка: Маша Б.
Возраст: 6 лет
Общая история
С какой беременности: ребенок от первой беременности
Характер беременности: беременность без патологии
Как проходили роды: вовремя, без стимуляции
Вес и рост ребенка при рождении: 2 кг. 300 г
Кормление: искусственное
Раннее психомоторное развитие:
— когда я начал сидеть: 6 месяцев
— когда я начал ходить: 1 год 2 месяца
— когда появились зубы: 5 месяцев
— болезнь до года: простуда
— Болезнь после года: грипп
— поведение до года: беспокойный, плохой сон
Речевое развитие:
— ходьба: 10 недель
— лепет: 15 недель
— первые слова: 1 год
— первая фраза: 2 года
— с какого возраста нарушение речи: в возрасте 3 лет
— работа с логопедом: да
Исследование речи:
— личность ребенка: беспокойный, возбудимый, обидчивый, плаксивый, раздражительный
— стабильность внимания, концентрации, памяти: внимание нестабильно, хорошая память
— дисциплина дома и в детском саду: дисциплина соблюдается
— речевая активность: высокая речевая активность, довольно легко говорить в разговоре
— состояние общих двигательных навыков: нормальное
— состояние артикуляционного аппарата: анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений. Артикуляционные движения вялые. Неполный диапазон движения
— скорость речи: ускоренная
— ритмичная речь: без заикания
— слоговая структура слова: в норме
— пение: без заикания
— выдыхание от фонации и речи: прерывистое дыхание во время фонации
— судороги дыхания: возникают
— суставные спазмы языка, губ: спазм корня языка
— сложные звуки: [ц] и [т]
— наличие эмболофразии: ну, это