Фонетико- фонематическое недоразвитие речи Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере сонорных звуков [й], [н]

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного
возраста. 6

1.1. Формирование произносительной
стороны в норме. 6

1.2
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ФФНР. 17

Глава 2. Логопедическая работа по формированию
звукопроизносительной стороны речи дошкольников с ФФН.. 19

2.1 Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. 19

2.2 Фонетико-фонематическое нарушение звуков [й], [н] 22

Глава 3. Подбор упражнений для логопедической работы с
дошкольниками. 25

3.1 Основные
принципы логопедической работы.. 25

3.2 Использование игровых ситуаций и игровых упражнений на. 27

логопедических занятиях. 27

Заключение. 30

Литература. 32

  

Введение:

 

Актуальность темы.  Особенности
развития речи. У дошкольников с недоразвитой фонематической речью установлено,
что наиболее частым дефектом у дошкольников среднего и старшего возраста
является нарушение произношения голоса. В эту группу входят дети с неправильным
произношением определенных звуков, одной или нескольких групп звуков (например,
свист, свист и свист; свист и тревога) с нормальным физическим слухом.

В контексте психолого-педагогической классификации речевых нарушений
профессор Р.Е. Левина выделила группу детей с фонетическим и фонематическим
развитием речи (ФФН) [9, с. 51].

Фонетическое и фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса
формирования системы родного произношения у детей с различными нарушениями речи
из-за недостатков восприятия и произношения фонем.

В эту категорию входят дети с нормальным физическим слухом и
интеллектом, с нарушением произношения речи и особым слухом — фонематическим.

Прослушивание фонем — это тонкое и структурированное прослушивание,
которое позволяет вам различать и идентифицировать фонемы на вашем родном
языке. Фонематический слух, который является частью физиологического слуха,
предназначен для сравнения и сравнения слышимых звуков с их стандартами,
которые хранятся в человеческой памяти организованным образом — в
«фонематической решетке». Понятие «фонематическое слушание» следует отличать от
понятия «фонематическое восприятие». Нормально развивающийся ребенок с раннего
возраста слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых
губ и пытается имитировать их. При этом ребенок постоянно сталкивается с
разнообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки (например, гласные,
а, о и т. д.) Совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами
и женщины. У каждого человека есть индивидуальные особенности произношения
звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок издает звуки чистым высоким
голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т. д. Но эти звуковые нюансы
не позволяют отличить звуковые оболочки от языковых единиц. Индивидуальный
вариант звучания фонем определяется не одной характеристикой, а их полным
набором, который включает не только звуковые составляющие (такие как шумовые,
частотные и высотные характеристики), но также визуальный образ и двигательные
ощущения, возникающие в результате произношения звука. По мнению Н.И. Жинкина,
сами процессы кодирования, происходящие при переходе сигнала с периферии
нервной системы в центр, также являются частью звуковых знаков [14]. Установлено, что с самых ранних
стадий речевого развития ребенок обращает внимание на особенности различных
особенностей фонем. Однако трехлетний ребенок, который все еще неправильно
произносит звуки своего родного языка, сможет узнать, правильно ли он звучит в
речи других. Это явление возможно благодаря фонематическому слуху и
фонематическому восприятию. Фонематическое наблюдение — это
способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное
развитие фонематического слуха и фонематического восприятия — основа
безупречной грамотности в процессе обучения.

Объект исследования – Психолого-педагогическая
характеристика дошкольников с ФФНР.

Предмет исследования
– Логопедическая работа по формированию
звукопроизносительной стороны речи дошкольников с ФФН.

Цель исследования – Фонетико-фонематическое нарушение звуков
[й], [н].

 Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

1. Психолого-педагогическая
характеристика дошкольников с ФФНР. 2. Фонетико-фонематическое
нарушение звуков [й], [н].

3. Психолого-педагогическая
характеристика дошкольников с ФФНР.

4. Формирование
произносительной стороны в норме

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Фонетическое и фонематическое недоразвитие — это нарушение процесса
формирования системы родного произношения у детей с различными нарушениями речи
из-за недостатков восприятия и произношения фонем. В эту категорию входят дети
с нормальным физическим слухом и интеллектом, с нарушением произношения речи и
особым слухом — фонематическим.

Прослушивание фонем — это тонкое и структурированное прослушивание,
которое позволяет вам различать и идентифицировать фонемы на вашем родном
языке. Фонематическое наблюдение — это способность различать фонемы и
определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и
фонематического восприятия — основа безупречной грамотности в процессе
обучения.

Помимо особенностей произношения и фонематического восприятия, у детей с
ФФНР наблюдаются: общая помутнение речи; нечеткий словарь, некоторая задержка в
формировании грамматической структуры словарного запаса и речи (например,
ошибки в основных частях, использование предлогов, сопоставление прилагательных
и чисел с существительными).

Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дискалью
акустико-фонематической и артикуляционно-фонематической форм.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на усвоение
звукового анализа. Степень неразвитости фонематического восприятия может быть
разной. Есть следующие уровни:

1. Начальный уровень. В основном нарушается фонематическое восприятие.
Предпосылки для управления анализом голоса и уровень функций анализа голоса
недостаточно обучены.

2. Средний уровень. Очередное нарушение фонематического восприятия.
Нарушения кинестезии речи наблюдаются из-за анатомических и двигательных
дефектов органов речи. Нарушается нормальное слуховое произношение — основной
механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляются несколько
состояний:

• трудности с анализом нарушенных звуков при произношении;

• недискриминация артикулированной артикуляции, принадлежности звуков к
разным фонетическим группам;

• невозможность определить наличие и порядок звучания в слове.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста

1.1. Формирование произносительной стороны в норме

Звуковое произношение является одним из компонентов речевой системы
человека наряду с лексической и грамматической структурой. Речь считается
полностью сформированной с достаточным словарным запасом для возраста,
способностью грамматически правильно построить речевое высказывание, используя
слова, имеющие отношение к значению, в правильной форме и с произношением звуков,
соответствующим стандартам речи.

Одним из разделов общей речевой культуры, характеризующейся степенью
соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая
культура речи, или ее произношения. Основные составляющие звуковой культуры
речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи).

Интонация — это набор звуковых средств языка, который фонетически
организует речь, устанавливает смысловые отношения между частями предложения,
придает предложению повествовательное, вопросительное или императивное значение
и позволяет говорящему выражать различные чувства. В письменной форме интонация
в той или иной степени выражается через знаки препинания [9].

Интонация состоит из следующих элементов: мелодия, ритм, темп, тембр
речи и логический акцент. Речевая мелодия — повышение и понижение голоса для
выражения утверждения, вопроса, восклицания в предложении. Ритм речи — это
равномерное чередование ударных и безударных слогов, разной продолжительности и
силы голоса. Темп — это скорость произнесения речи. Его можно ускорить или
замедлить, в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. С
повышением скорости речи снижается ее различимость, разборчивость. В медленном
темпе речь теряет выразительность. Для выделения смысловых частей высказывания,
а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы —
остановки в потоке речи. В детской речи часто бывают паузы, связанные с
дыханием необученной речи, с неспособностью ребенка распределить истечение речи
по длине произнесения. Тембр — эмоциональная окраска высказывания, выражающая
различные чувства и придающая речи множество нюансов: удивление, печаль,
радость и т. д. Печать речи, ее эмоциональная окраска достигается изменением
высоты тона, силы голоса при произнесении предложения, текста.

Логическое ударение — это семантическое выделение слова в предложении
путем усиления голоса в сочетании с увеличением времени произношения [2].

Для формирования ритмико-мелодической стороны речи у детей необходимо
развивать:

· вербальный
слух — такие элементы, как восприятие темпа и ритма речи, соответствующих
ситуации, а также слушание высоты звука восприятие движений тона голоса (подъем
и падение),

· основные
качества голоса — сила и тон,

· речевое
дыхание — его продолжительность и интенсивность.

Система фонем. В любом языке есть ряд звуков, которые создают звуковой
вид слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его только в
структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, ком, том, лом,
сом). Такой дискриминатор звукового значения называется фонемой. Все звуки речи
различаются на основании артикуляционных (различие в обучении) и акустических
(различие в звуках) характеристик.

Звуки речи — это результат сложной мышечной работы различных частей
речевого аппарата. В их образовании участвуют три отдела голосового аппарата:
энергетический (дыхательный) — легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань;
генератор (голосообразование) — гортань с голосовыми связками и мышцами;
резонатор (звуковой генератор) — полость рта и носа [10].

Взаимосвязанная и согласованная работа трех частей речевого аппарата
возможна только благодаря центральному управлению процессами речи и
голосообразования, то есть процессами дыхания, формирования голоса. Голос и
артикуляция регулируются деятельность центральной нервной системы. Под его
влиянием проводятся акции на окраинах. Таким образом, работа дыхательной
системы обеспечивает силу звука голоса; работа гортани и голосовых связок — ее
высота и тембр; Работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и
согласных звуков и их разграничение по способу и месту артикуляции. Полость
носа выполняет функцию резонатора — она ​​улучшает или ослабляет гармоники,
придающие голосу звучность и сладострастие.

Звуки речи образуются во рту и носовых полостях. Эти полости разделены
небом, передняя часть которого — твердое небо, задняя часть — мягкое небо,
заканчивающееся маленьким язычком. Полость рта играет самую большую роль в
формировании звуков, потому что она может изменять форму и объем за счет
наличия подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, небольшого язычка [14].

Наиболее активными подвижными органами артикуляционной системы являются
язык и губы, которые выполняют самую разнообразную работу и в конечном итоге
формируют каждый звук речи.

Язык состоит из мышц, которые работают в разных направлениях. Он может
менять форму и делать самые разные движения. На языке можно выделить острие,
спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык
совершает движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом, но и
отдельными частями. Таким образом, кончик языка находится внизу, а передняя
часть спины может доходить до альвеол (на звук с); кончик, передняя и средняя
части спинки языка могут быть опущены, а спинка может очень высоко подниматься
(при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части
спинки, а также боковые края могут опускаться (на звук л). Из-за чрезвычайной
гибкости и эластичности языка он может создавать множество суставов, которые
производят всевозможные акустические эффекты, которые мы воспринимаем как
разные звуки речи.

Каждый отдельный звук уникально характеризуется сочетанием отличительных
характеристик, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих знаков
необходимо для правильной организации работы по обучению и коррекции звукового
произношения [1].

Рассмотрим артикуляционные признаки звуков речи, знание которых дает
воспитателю возможность зафиксировать внимание детей на определенных движениях
органов артикуляционного аппарата, выявить нарушения артикуляции звуков и найти
наиболее эффективные средства. устранить их.

Различное звучание гласных и согласных в основном определяется тем, что
ротовая полость может изменяться по форме и объему за счет наличия подвижных
органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба), а
также работа гортани.

Когда образуются гласные (а, э, о, и, у, ы), исходящий
воздушный поток не встречает никаких препятствий в оральной плоскости. И
наоборот, при образовании согласных исходящий воздушный поток встречает в
полости рта различные препятствия.

При образовании носовых звуков (м, м ‘, н, к’) мягкое небо опускается,
воздух проходит через нос. При образовании ротовых звуков (всех остальных)
мягкое небо приподнято, маленький язычок прижимается к задней части глотки,
воздух поступает только в полость рта [15].

При образовании гласных сонорных (звуковых) согласных (м, м ‘, н, н’, л,
л ‘, p, p’) и звонких согласных (в, в ‘, з, з’, ж, б, б ‘, г, г ‘) голосовые
связки сомкнуты и вибрируют, при этом формируется голос.

При образовании глухих согласных (ф, ф’, с, с’, ш, п, п’, т, т’, к, к’, х, х’,
ц, ч, щ) голосовые связки открываются, не вибрируют и голос не
формируется.

Согласные делятся на две группы: по способу образования и по месту образования.

Способ формирования отражает характер препятствия, то есть форму, в
которой оно сформировано: носовая часть сочлененных элементов, зазор между ними
и т. д [6].

Щелевые (фрикативный) — органы артикуляционной системы сближаются друг с
другом, образуя пространство, в котором идет поток выдыхаемого воздуха:

ф, ф ‘, в, в’ — нижняя губа образует пространство с верхними зубами;

с, с ‘, з, з’ — передняя часть спинки языка образует пространство с
зубами и верхними деснами — мягкие ткани, покрывающие альвеолярный
(альвеолярный) край челюсти от шейки зубов и проходящие в слизистую оболочку
неба;

ш, ж, щ — широкий приподнятый кончик языка образует пространство с
альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильный звук шипящих звуков в их
нижнем суставе (кончик языка находится за нижними зубами, а пространство
образовано передней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом).

Смычно-щелевые (аффрикаты)  — органы суставного аппарата сомкнуты, но дуга
не взрывается, а переходит в щель, то есть согласные со сложной артикуляцией,
имеющие начало замыкания и конец щель, и переход от одного стыка к другому
незаметен:

ц — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала
образует дугу с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в пространство
между ними;

ч — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует дугу с
верхними зубами или альвеолами, незаметно переходя в пространство между ними
(правильный звук возникает также при нижнем положении кончика язык) [3].

Дуговые ходы — органы суставного аппарата образуют дугу, но для
выходящего воздушного потока один ход остается в другом месте:

м, м ‘- губы образуют дугу, струя воздуха проходит через нос;

н, н ‘- передняя часть спинки языка образует дугу с верхними зубами или
альвеолами, поток воздуха проходит через нос;

л, л ‘- кончик языка образует дугу с альвеолами или верхними зубами,
воздушный поток проходит по бокам языка, между языком и щекой.

Дрожь (вибрация):

p, p ‘- кончик языка приподнят и ритмично колеблется (вибрирует) в
проходящем воздушном потоке.

Место образования определяется движущимися органами (языком или губами),
которые создают преграду исходящему потоку воздуха.

Губные: п, п’, б, б’, м, м’
барьер образован нижней и верхней губой.

Губно-зубные: ф, ф’, в, в’ — барьер образован нижней губой и
верхними зубами.

Передний язычок: т, д, н,
л, л’, р, р’, ш, ж, ч, щ, т’, д’, н’, с, с’, з, з’, ц —препятствие образует передняя часть задней
части язычка.

Двуязычные: к, к’, г, г’, х, х’-
препятствие образует задняя часть спинки языка.

При классификации согласных по артикуляционным характеристикам, помимо
указанных выше, необходимо также учитывать так называемую дополнительную
артикуляцию — подъем от средней части языка к нёбу. Если к основной артикуляции
звука добавить подъем средней части языка к нёбу, образуется мягкий звук. В
русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, л
и л’: пыл — пыль, лук — люк и т. д. Но есть и непарные звуки: только твердые
— ш, ж, ц, только мягкие — ч, щ, j.

Особого внимания требует различие согласных по твердости и мягкости.
Жесткие и мягкие парные согласные обозначаются буквой, а различие в написании
достигается другими способами.

Гласные звуки (и, э, а, ы, о, у
делятся по трем артикуляционным характеристикам на следующие группы [8].

При участии передней части спинки языка образуются звуки, причем, е —
гласные первого ряда, средняя часть спинки языка — а, ы — гласные среднего
ряда, спинки языка — о, у — гласные заднего ряда.

Степень подъема от передней, средней или задней части спинки языка
определяет гласные нижнего подъема (а), среднего подъема (э, о) и верхнего
подъема (u, ы, y).

По степени выдвижения губ вперед гласные различают непрерывные (не
лабиализированные) — а, с (губы в нейтральном положении), е и (губы вытянуты,
как будто улыбаются) и округлые (лабиализированные). — о, у (губы округлены и
выдвинуты вперед).

Чтобы определять и отличать звуки от речи, они полагаются не только на
их артикуляцию, но и на акустические знаки. Без опоры на эти знаки невозможно
проводить работу над звуками, противоположными уху, что необходимо для
успешного усвоения детьми правильного произношения звуков [11].

Тональные звуки образуются голосом при практически полном отсутствии
шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные, а, э, и, о, у, ы.

Звонкие (звук) — их качество определяется характером звучания голоса,
который играет основную роль в их образовании, при этом в минимальной степени
участвует шум: согласные м, м ‘, н, н’, л, л ‘, p, p’, j.

Шумные — их качество определяется характером шума — акустический эффект
трения воздуха при закрытии или взрыва с закрытыми органами речи:

длинный громкий голос в, в’, з, з’, ж;

шумные мгновенные выраженный б, б’, д, д’, г, г’;

глухой шумный длинный ф, ф’, с,
с’, ш, х, х’;

глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’,
к, к’.

 В зависимости от акустического
впечатления, производимого звуками, выделяют следующие подгруппы звуков:

· свистящие с, с’, з, з’, ц;

· шипящие ш, ж, ч, щ;

· твердые п, в, ш, ж, ц и др.;

· мягкие п’, в’, ч, щ и др.

Таким образом, анализ классификации звуков в русском языке показывает,
что для успешного овладения системой фонематического языка ребенку требуется
большая работа по развитию звукомоторного и звуко-слухового анализаторов.
Следовательно, он должен развить фонематический слух, то есть способность
различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой
определенного языка; развивать хороший словарный запас, то есть подвижность и
дифференциацию органов артикуляционного аппарата, обеспечивая четкое и
однозначное произношение каждого голоса в отдельности, а также слов и
предложений в целом; развивает дыхание речи, т. е. способность производить
короткие вдохи и длинные выдохи ртом, обеспечивая долгое и громкое произношение
звуков речи, а также плавность и слитность произношения [17].

Знание русской фонемной системы показывает, что звуки группы образуют
основу для появления в речи ребенка других звуков, артикуляция которых более
сложна. Отношения с русским голосом и знание взаимозависимости играют важную
роль в практической работе логопеда.

Зная, как группы звуков соотносятся друг с другом, например, что
является обычным при артикуляции свиста, логопед (педагог) решает, с какой
группы звуков лучше всего начать корректирующую работу, если несколько групп
звуков нарушены. Понимание связи между звуками в любой группе (например, между с, з,
ц, с’, з’ — в группе свиста или между в, з, ж, б, д, г — в группе
голосов) дает речь терапевту предоставляется возможность решить, какой звук и
почему он является основным, основным, в этой группе и в каком порядке
проводить корректирующую работу. Рассмотрим это на примере шумов переднего
языкового разрыва из двух групп: сибилянт — с, сибилянт — ш, ж [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы