Курсовая с практикой на тему Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере лабиализованных гласных звуков [о], [у])
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме развития
фонетико-фонематической стороны речи. 6
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме. 6
1.2. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим
нарушением речи 11
1.3. Анализ программы обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим нарушением речи. 13
Глава 2. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим
нарушением речи 18
2.1. Методика обследования речи детей с
фонетико-фонематическим нарушением речи 18
2.2. Описание результатов обследования. 21
Глава 3. Методические рекомендации по развитию речи детей с
фонетико-фонематическим нарушением речи. 27
Заключение. 35
Список литературы. 37
Приложения. 39
Введение:
Формирование
у детей дошкольного возраста фонетически четкой и грамматически правильной речи
является одной из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку в
дошкольных организациях. А внедрение федерального государственного
образовательного стандарта в дошкольное образование и рост количества детей с
наличием речевых патологий ставит новые задачи перед педагогами в поиске
инновационных технологий и методов педагогической деятельности, которая будет
отвечать требованиям коррекционных задач и учитывать особенности развития речи
детей.
Актуальность работы определяется частотностью
нарушений речевого развития у дошкольников, в частности необходимостью
коррекции всех сторон речи, в том числе и фонетико-фонематической, у детей
данной группы для их полноценного развития, обучения и социализации.
Современные
подходы речевого развития детей дошкольного возраста основываются на
исследованиях отечественных и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов.
Особенности
становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах
таких исследователей, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова М.М.
Конин, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и многих других. Развитие фонематического
восприятия раскрывается в трудах таких авторов, как З.Е. Агранович, Г.В.
Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова, Н.С. Четверушкина и
др.
Актуальность изучения фонетико-фонематических
нарушений речи у детей, определена тем что у детей наблюдается целый ряд
пробелов в развитии фонетической стороны речи. Часто наблюдается отставание в
развитии речи, также довольно стойкие фонетико-фонематические нарушения и
расстройства артикуляции. Детям свойственны признаки нарушений речевого
развития, неполнота речевой регуляции действий, несформированность планирующей
функции речи.
Нарушения познавательной
деятельности у детей ведут к замедленному темпу речевого развития в целом, к
его качественному своеобразию. Отечественные психологи и дефектологи отмечают,
что речевые нарушения входят в структуру дефекта и чаще всего имеют системный
характер (У.В. Ульенкова, Н. Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, В.И. Лубовский, Е.С.
Слепович).
На речевое развитие ребенка влияют
нарушения звукопроизношения, которые у дошкольников встречаются гораздо чаще,
чему их сверстников с нормальным развитием.
По данным Е. В. Мальцевой, нарушения
произношения наблюдаются у 30% детей. В. А. Новиков и Ю. Г. Демьянов выявили
такие нарушения у 70% детей.
Дефекты звукопроизношения носят как
мономорфный у 52,1% детей, так и
полиморфный характер. Наиболее характерны: нечеткость произношения ряда звуков,
нестойкость употребления нарушенных звуков в речи, замена одних звуков другими,
более простыми по артикуляции (Г. Г. Голубева).
Одной из причин нарушения
звукопроизношения у детей являются дефекты строения артикуляционного аппарата:
аномалии прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний прикус), укорочение
подъязычной связки, толстый массивный язык.
Характерны недостатки речевой
моторики, что проявляется в трудностях удержания позы языка и переключения
органов артикуляции с одного положения на другое. Отмечается общая вялость
артикуляции, что обусловлено проявлениями неврологической симптоматики – нарушениями
тонуса артикуляционных мышц.
Наряду с дефектами произношения у
детей имеются трудности дифференциации, которые связаны не только со
свистящими, шипящими, аффрикатами, сонорными, но и твердыми и мягкими, звонкими
и глухими согласными звуками.
Как правило, страдает не только
звукопроизношение, но и просодика. Речь маловыразительна, голос слабо
регулируется по силе и высоте, могут наблюдаться темпо – ритмические
недостатки.
Отмечаются трудности в понимании
смыслоразличительных характеристик интонаций (Е. А. Стебляк). Характерной
особенностью являются нарушения звуко – слоговой структуры слова (Н. Н.
Катаева).
Цель
исследования: изучить методику логопедической работы с
дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере
лабиализованных гласных звуков [о], [у]).
Объект
исследования: методика логопедической работы с
дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.
Предмет
исследования: методика логопедической работы с
дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере
лабиализованных гласных звуков [о], [у]).
Задачи:
1) провести анализ литературы по проблеме
исследования
2) разработать и провести констатирующий
эксперимент
3) Разработать методические рекомендации
Методы:
анализ,
синтез, обобщение, классификация.
Практическая
значимость заключается в разработке методических
рекомендаций.
Структура
исследования: работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Изучив
лингвистические и онтогенетические аспекты проблемы фонетико фонематических
нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, мы определили, что нарушения в
развитии звуковой стороны речи, а также
недостаточный уровень сформированности фонематических процессов и звукопроизношения у детей дошкольного
возраста являются препятствием для
своевременного формирования предпосылок к овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава
слова. Такое состояние приводит, в свою очередь, к появлению трудностей при
дальнейшем овладении грамотой, поскольку
в ее основе лежит сформированное умение проводить анализ звучащей речи и звуко-слогового состава слова.
Характеризуя
психолого-педагогические основания нарушений фонетико-фонематического строя как
логопедической проблемы, мы установили,
что сложившаяся современная ситуация в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста указывает, что
постоянно растет количество детей,
которые имеют отклонения в речевом развитии.
Статистика показывает, что значительная часть таких детей – это дети 5-6
лет, которые не смогли овладеть в
нормативные сроки звуковой стороной языка. При
наличии полноценного слуха и интеллекта зачастую такой ребенок не готов
к овладению школьной программой по
причине недостаточного развития
фонематического восприятия.
Несформированность
фонематического слуха и восприятия может
привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности и
к нарушениям произносительной стороны
речи. Для того, чтобы сознательно и
планомерно развивать фонематический слух и восприятие, необходимо
знать период оптимальных сроков
развития, во время которого развивающийся
организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям, поэтому
47
появляется
необходимость проследить закономерности формирования их в онтогенезе.
Фонетико-фонематическое
развитие речи протекает постепенно, а
формирование правильного фонематического отражения звуковой стороны
речи опирается на способность ребенка
анализировать и синтезировать речевые
звуки, тем самым завися от определенного уровня развития
фонематического слуха.
Общим
недоразвитием речи является сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и
первично сохранным интеллектом
отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов,
аграмматизм, дефекты произношения и
фонемообразования. Характерны следующие
нарушения фонетико-фонематического строя: недоразвитие умения дифференцировать звуки, замены, смешения,
перестановки и сокращения звуков,
недоразвитие умений звукового анализа.
Проведенный
анализ диагностических методик позволил обозначить основные направления обследования нарушений
фонетико-фонематического строя речи у
детей: звукопроизношение, фонематический слух,
фонематическое восприятие, просодические компоненты: темп, ритм, а
также сравнить рассмотренные методики по
направлениям обследования, содержанию,
наличию/отсутствию словесного и наглядного материала в полном объеме
или проспективному, наличию процедуры
проведения, качественных и количественных
критериев оценки диагностики, возможности использовать начинающими специалистами.
Анализ
методик коррекции позволил определить основные направления работы логопеда по устранению
рассматриваемого нарушения и разработать на
их базе собственный коррекционный комплекс упражнений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ литературы по проблеме развития
фонетико-фонематической стороны речи
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме
Исследования
различных авторов говорят о том, что раннее понимание ребенком слов и фраз,
которые произносятся взрослыми, основывается не на восприятии ими
фонематического состава слова, а на улавливании общей ритмико-методической
структуры слова или фразы. В раннем возрасте слова, слоги и фразы
воспринимаются ребенком единым нерасчлененным звуком, который имеет
определенную ритмико-мелодическую структуру. Отмечается, что период дофонемного
развития речи протекает в течение первого года жизни ребенка, потом сменяясь
периодом фонематического развития речи [26]. Р.Е. Левина предлагает выделять
такие этапы становления фонематической системы языка дошкольников:
1.
Дофонетическая стадия.
На
этой стадии характерным является полное отсутствие различения фонем в
окружающей речи, притом, отсутствие активных речевых возможностей и понимания
речи.
2.
Стадия начала восприятия фонем.
Для
данной стадии свойственно появление акустического различия наиболее контрастных
звуков речи, однако, по-прежнему отсутствует различение фонем, которые близки
по тому или иному дифференциальному признаку. Ребенок на этой стадии
воспринимает слово глобально, опираясь на мелодико-интонационные
характеристики.
3.
Стадия различения звуков по их фонематическим признакам. На этой стадии ребенок
начинает отличать правильное и неправильное произношение. Помимо этого, ребенок
способен узнать неправильно произнесенное слово на этом этапе. Это стадия
преобладания в восприятии правильных образов звучания фонем родного языка.
Однако на этой стадии развития фонематического восприятия характеризуется
нестабильностью сенсорных эталонов.