Фонетика-фонематическое недоразвитие Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере лабиализованных гласных звуков [о], [у])

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме развития
фонетико-фонематической стороны речи. 6
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме. 6
1.2. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим
нарушением речи  11
1.3. Анализ программы обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим нарушением речи. 13
Глава 2. Особенности речи детей с фонетико-фонематическим
нарушением речи  18
2.1. Методика обследования речи детей с
фонетико-фонематическим нарушением речи  18
2.2. Описание результатов обследования. 21
Глава 3. Методические рекомендации по развитию речи детей с
фонетико-фонематическим нарушением речи. 27
Заключение. 35
Список литературы. 37
Приложения. 39

  

Введение:

 

Формирование
у детей дошкольного возраста фонетически четкой и грамматически правильной речи
является одной из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку в
дошкольных организациях. А внедрение федерального государственного
образовательного стандарта в дошкольное образование и рост количества детей с
наличием речевых патологий ставит новые задачи перед педагогами в поиске
инновационных технологий и методов педагогической деятельности, которая будет
отвечать требованиям коррекционных задач и учитывать особенности развития речи
детей.

Актуальность работы определяется частотностью
нарушений речевого развития у дошкольников, в частности необходимостью
коррекции всех сторон речи, в том числе и фонетико-фонематической, у детей
данной группы для их полноценного развития, обучения и социализации.

Современные
подходы речевого развития детей дошкольного возраста основываются на
исследованиях отечественных и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов.

Особенности
становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах
таких исследователей, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова М.М.
Конин, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и многих других. Развитие фонематического
восприятия раскрывается в трудах таких авторов, как З.Е. Агранович, Г.В.
Бабина, Н.Ю. Сафонкина, Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова, Н.С. Четверушкина и
др.

Актуальность изучения фонетико-фонематических
нарушений речи у детей, определена тем что у детей наблюдается целый ряд
пробелов в развитии фонетической стороны речи. Часто наблюдается отставание в
развитии речи, также довольно стойкие фонетико-фонематические нарушения и
расстройства артикуляции. Детям свойственны признаки нарушений речевого
развития, неполнота речевой регуляции действий, несформированность планирующей
функции речи.

Нарушения познавательной
деятельности у детей ведут к замедленному темпу речевого развития в целом, к
его качественному своеобразию. Отечественные психологи и дефектологи отмечают,
что речевые нарушения входят в структуру дефекта и чаще всего имеют системный
характер (У.В. Ульенкова, Н. Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, В.И. Лубовский, Е.С.
Слепович).

На речевое развитие ребенка влияют
нарушения звукопроизношения, которые у дошкольников встречаются гораздо чаще,
чему их сверстников с нормальным развитием.

 По данным Е. В. Мальцевой, нарушения
произношения наблюдаются у 30% детей. В. А. Новиков и Ю. Г. Демьянов выявили
такие нарушения у 70% детей.

Дефекты звукопроизношения носят как
мономорфный  у 52,1% детей, так и
полиморфный характер. Наиболее характерны: нечеткость произношения ряда звуков,
нестойкость употребления нарушенных звуков в речи, замена одних звуков другими,
более простыми по артикуляции (Г. Г. Голубева).

Одной из причин нарушения
звукопроизношения у детей являются дефекты строения артикуляционного аппарата:
аномалии прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний прикус), укорочение
подъязычной связки, толстый массивный язык.

Характерны недостатки речевой
моторики, что проявляется в трудностях удержания позы языка и переключения
органов артикуляции с одного положения на другое. Отмечается общая вялость
артикуляции, что обусловлено проявлениями неврологической симптоматики – нарушениями
тонуса артикуляционных мышц.

Наряду с дефектами произношения у
детей имеются трудности дифференциации, которые связаны не только со
свистящими, шипящими, аффрикатами, сонорными, но и твердыми и мягкими, звонкими
и глухими согласными звуками.

Как правило, страдает не только
звукопроизношение, но и просодика. Речь маловыразительна, голос слабо
регулируется по силе и высоте, могут наблюдаться темпо – ритмические
недостатки.

Отмечаются трудности в понимании
смыслоразличительных характеристик интонаций (Е. А. Стебляк). Характерной
особенностью являются нарушения звуко – слоговой структуры слова (Н. Н.
Катаева).

Цель
исследования: изучить методику логопедической работы с
дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере
лабиализованных гласных звуков [о], [у]).

Объект
исследования: методика логопедической работы с
дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.

Предмет
исследования: методика логопедической работы с
дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере
лабиализованных гласных звуков [о], [у]).

Задачи:

1) провести анализ литературы по проблеме
исследования

2) разработать и провести констатирующий
эксперимент

3) Разработать методические рекомендации

Методы:
анализ,
синтез, обобщение, классификация.

Практическая
значимость заключается в разработке методических
рекомендаций.

Структура
исследования: работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив
лингвистические и онтогенетические аспекты проблемы фонетико фонематических
нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи III  уровня, мы определили, что нарушения в
развитии звуковой стороны речи, а  также
недостаточный уровень сформированности фонематических процессов и  звукопроизношения у детей дошкольного
возраста являются препятствием для 
своевременного формирования предпосылок к овладению практическими  навыками анализа и синтеза звукового состава
слова. Такое состояние приводит, в свою очередь, к появлению трудностей при
дальнейшем овладении грамотой,  поскольку
в ее основе лежит сформированное умение проводить анализ  звучащей речи и звуко-слогового состава слова.

Характеризуя
психолого-педагогические основания нарушений фонетико-фонематического строя как
логопедической  проблемы, мы установили,
что сложившаяся современная ситуация в системе 
воспитания и обучения детей дошкольного возраста указывает, что
постоянно  растет количество детей,
которые имеют отклонения в речевом развитии. 
Статистика показывает, что значительная часть таких детей – это дети 5-6
лет,  которые не смогли овладеть в
нормативные сроки звуковой стороной языка. При 
наличии полноценного слуха и интеллекта зачастую такой ребенок не готов
к  овладению школьной программой по
причине недостаточного развития 
фонематического восприятия.

Несформированность
фонематического слуха и восприятия может 
привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности и
к  нарушениям произносительной стороны
речи. Для того, чтобы сознательно и 
планомерно развивать фонематический слух и восприятие, необходимо
знать  период оптимальных сроков
развития, во время которого развивающийся 
организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям, поэтому

47

появляется
необходимость проследить закономерности формирования их в  онтогенезе.

Фонетико-фонематическое
развитие речи протекает постепенно, а 
формирование правильного фонематического отражения звуковой стороны
речи  опирается на способность ребенка
анализировать и синтезировать речевые 
звуки, тем самым завися от определенного уровня развития
фонематического  слуха.

Общим
недоразвитием речи является сложное речевое расстройство, при  котором у детей с нормальным слухом и
первично сохранным интеллектом 
отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов,
аграмматизм,  дефекты произношения и
фонемообразования. Характерны  следующие
нарушения фонетико-фонематического строя: недоразвитие умения  дифференцировать звуки, замены, смешения,
перестановки и сокращения  звуков,
недоразвитие умений звукового анализа.

Проведенный
анализ диагностических методик позволил обозначить  основные направления обследования нарушений
фонетико-фонематического  строя речи у
детей: звукопроизношение, фонематический слух, 
фонематическое восприятие, просодические компоненты: темп, ритм, а
также  сравнить рассмотренные методики по
направлениям обследования, содержанию, 
наличию/отсутствию словесного и наглядного материала в полном объеме
или  проспективному, наличию процедуры
проведения, качественных и  количественных
критериев оценки диагностики, возможности использовать  начинающими специалистами.

Анализ
методик коррекции позволил определить основные направления  работы логопеда по устранению
рассматриваемого нарушения и разработать на 
их базе собственный коррекционный комплекс упражнений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Анализ литературы по проблеме развития
фонетико-фонематической стороны речи

1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме

Исследования
различных авторов говорят о том, что раннее понимание ребенком слов и фраз,
которые произносятся взрослыми, основывается не на восприятии ими
фонематического состава слова, а на улавливании общей ритмико-методической
структуры слова или фразы. В раннем возрасте слова, слоги и фразы
воспринимаются ребенком единым нерасчлененным звуком, который имеет
определенную ритмико-мелодическую структуру. Отмечается, что период дофонемного
развития речи протекает в течение первого года жизни ребенка, потом сменяясь
периодом фонематического развития речи [26]. Р.Е. Левина предлагает выделять
такие этапы становления фонематической системы языка дошкольников:

1.
Дофонетическая стадия.

На
этой стадии характерным является полное отсутствие различения фонем в
окружающей речи, притом, отсутствие активных речевых возможностей и понимания
речи.

2.
Стадия начала восприятия фонем.

Для
данной стадии свойственно появление акустического различия наиболее контрастных
звуков речи, однако, по-прежнему отсутствует различение фонем, которые близки
по тому или иному дифференциальному признаку. Ребенок на этой стадии
воспринимает слово глобально, опираясь на мелодико-интонационные
характеристики.

3.
Стадия различения звуков по их фонематическим признакам. На этой стадии ребенок
начинает отличать правильное и неправильное произношение. Помимо этого, ребенок
способен узнать неправильно произнесенное слово на этом этапе. Это стадия
преобладания в восприятии правильных образов звучания фонем родного языка.
Однако на этой стадии развития фонематического восприятия характеризуется
нестабильностью сенсорных эталонов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы