Курсовая с практикой на тему Методика изучения видов параллелограмма в условиях реализации развивающей технологии обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект обучения видам параллелограмма в условиях реализации развивающей технологии обучения 6
1.1 Концепции развивающего обучения, а также роль изучения геометрии в процессе формирования общего развития обучающихся 6
1.2 Методические особенности изучения темы в школьном курсе математики 13
Глава 2. Методика обучения видам параллелограмма в условиях реализации развивающей технологии обучения 16
2.1 Содержание, объем понятия «параллелограмм». Свойства и признаки параллелограмма 16
2.2 Методика введения понятия параллелограмма, его видов 19
2.3 Конспект урока по теме «Параллелограмм. Виды параллелограмма» в концепции развивающего обучения 23
2.4 Организация и проведение контроля знаний по теме 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение А 35
Приложение Б 37
Приложение В 38
Введение:
Актуальность темы. Как и любой раздел математики, геометрия важна курсе школьной математики. Тема «Параллелограмм» есть важной для геометрии средней школы, поскольку без нее не возможно дальнейшее обучение. Ознакомление с понятием параллелограмма и его видами, свойствами и признаками – это важный этап в изучении теории других геометрических объектов в школьном курсе.
По действующим программам по геометрии к учебникам для 8 класса содержательная линия «Параллелограммы» предусматривает изучение основных свойств и признаков параллелограмма, основных свойств и признаков отдельных его видов (прямоугольника, ромба, квадрата) и их применение к решению задач, в том числе на доказательство. Она входит в тему «Четырехугольники».
Соотношение (связь) между отдельными видами параллелограммов обычно сопровождают наглядными рисунками, в которых пересечением множества прямоугольников и множества ромбов является множество квадратов.
При классификации же параллелограммов обычно придерживаются одного из двух распространенных подходов, суть которых не изменились со времен их изложения в [2], [16]. Но, несмотря на хорошо освещены в методической литературе требования и рекомендации относительно классификации математических понятий, в частности геометрических объектов, некоторые учителя математики, «классифицируя» параллелограммы позволяют себе следующую «классификацию: прямоугольники, ромбы, квадраты и другие». Конечно же, такое состояние исправное может не вызывать беспокойства.
Как известно, при обучении учащихся решению заданий по теме «Параллелограмм» возникают некоторые трудности в отыскании решений того или иного задания, методов и способов решения. В первую очередь они основаны на том, что дети плохо различают родовую принадлежность. В данном вопросе традиционные методы обучения практически неэффективны, поскольку современная образовательная среда не способна справится со всеми этими проблемами полноценно. Здесь рационально использовать инструменты развивающего обучения.
В 30-х годах ХХ В. Л. С. Выготский сформулировал один из принципов современного обучения, который говорит об отсутствии плетения в хвосте развития самого обучения, а ведении его за собой. Данный принцип характеризуется связью развития и обучения, рассмотренными психологическими механизмами развивающего обучения, которые обеспечивают важность роли обучения. Авторами концепции развивающего обучения есть Д.Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. Они заложили его психологические основы.
Потому этот вопрос является достаточно актуальным в школьном курсе математики. Все это и определяет актуальность и тему курсовой работы: «Методика изучения видов параллелограмма в условиях реализации развивающей технологии обучения».
Объект исследования: методика преподавания математики.
Предмет исследования: методика изучения понятия параллелограмма, его свойств, признаков и видов в условиях реализации развивающей технологии обучения геометрии.
Цель работы – разработать методику обучения теме «Параллелограмм и его виды» в условиях реализации развивающей технологии обучения геометрии.
Достижение поставленной цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Исследовать и проанализировать научную литературу по данной теме.
2. Описать основные современные концепции развивающего обучения, а также роль изучения геометрии в процессе формирования общего развития обучающихся.
3. Раскрыть методические особенности изучения темы в школьном курсе математики.
4. Рассмотреть содержание, объем понятия «параллелограмм». Свойства и признаки параллелограмма. Методику введения понятия параллелограмма, его видов в условиях реализации развивающей технологии обучения геометрии.
5. Разработать конспект урока по теме «Параллелограмм. Виды параллелограмма» в концепции развивающего обучения.
6. Показать особенности организации и проведения контроля знаний по теме в условиях реализации развивающей технологии обучения геометрии и на основе результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
— теоретические методы: теоретический анализ научной и методической литературы;
— практические методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем составляет 34 страницы.
Заключение:
На основе проведенного исследования, хотелось бы отметить необходимость дальнейшего исследования методики изучения видов параллелограмма в условиях реализации развивающей технологии обучения, а также других геометрических объектов.
В курсовой работе «Методика изучения видов параллелограмма в условиях реализации развивающей технологии обучения» был систематизирован теоретический материал о концепции развивающего обучения, а также роли изучения геометрии в процессе формирования общего развития обучающихся. Подробно рассмотрена методика обучения видам параллелограмма в условиях реализации развивающей технологии обучения.
Также на основе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Большинство современных технологий обучения являются представителями технологий развивающего обучения, основной целью которых является способность учащихся к самостоятельному добыванию знаний и их применению как инструмента для дальнейшего познания и преобразования действительности. Характерными чертами обобщенной модели технологий развивающего обучения являются:
— обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования;
— приближенность учебной деятельности к научному познанию;
— рефлексивная деятельность учащихся, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.
2. При изучении теми «Параллелограмм», которая входит в тему «Четырехугольники», следует обратить внимание учащихся на то, что каждый прямоугольник, ромб, квадрат является параллелограммом, а каждый квадрат, является одновременно ромбом и прямоугольником. Всем четырехугольникам, относящимся к множеству параллелограммов, присущи свойства параллелограмма, то есть родового понятия. В то же время определенный вид параллелограммов имеет свои свойства, причем такие свойства присущи не каждому параллелограмму.
3. Содержание понятия «параллелограмм» – это геометрическая фигура, плоская, замкнутая, ограниченная четырьмя прямыми, имеющая взаимно параллельные стороны. Объем рассматриваемого понятия – это множество всех возможных параллелограммов.
4. Существует много разных методических пособий по геометрии для 8-го класса, в которых преподавание темы «Параллелограмм» имеет различные методические подходы. Выбор методички (а также учебника) зависит от школы, учителя и его взглядов. Однако, прежде всего, нужно добиться, чтобы учащиеся научились различать понятия «свойство фигуры» и «признак фигуры», поскольку, каждый автор трактует их по-своему. Это же касается и способов изучения видов параллелограмма, а также способов их классификации.
5. В работе приведенный пример урока по геометрии на тему «Параллелограмм. Виды параллелограмма» в рамках развивающей технологии обучения.
6. Подбор системы упражнений для этапов «осознание, осмысление, применение» материала в контексте развивающего обучения важно и при организации и контроля полученных знаний, умений и навыков. При отборе содержания упражнений учителю следует руководствоваться определенными принципами, а именно: полноты, однотипности, контр-примеров, сравнения, непрерывного повторения, вариативности, единственного различия.
7. Основываясь на полученных результатах можно сказать, что цель курсовой работы достигнута, а задачи, поставленные в начале, выполнены
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект обучения видам параллелограмма в условиях реализации развивающей технологии обучения
1.1 Концепции развивающего обучения, а также роль изучения геометрии в процессе формирования общего развития обучающихся
Развивающее обучение современного мира классифицируют по двум направлениям [21]:
1) основоположник Л.В. Занков. Его творчески переработан и критически осмысленный опыт включает в себя педагогические и психологические достижения. Отношение Занкова к данному опыту было скептическое в начале и при его завершении. Он считал, что особого расширения в психологии и педагогике не произошло по сравнению с другими периодами, поэтому на них нельзя было опираться.
Опишем более подробно развивающее обучение по системе Занкова. Поставленная перед Л.В. Занковым задача интенсивного развития учащихся оценивалась как неправомерная. Он говорил о том, что учебный материал скудный и это способствует только прививки навыков детям. Занков выступал против облегчения учебного материала и медленного темпа для изучения с однообразными повторениями. Развивающее обучение Занкова направлено именно на решение проблем в обучении, описанных выше. Им были разработаны основные принципы развивающего обучения [9]:
— Принцип осознания.
— Принцип обучения на высоком уровне трудности (ведущая роль теоретических знаний).
— Принцип работы над развитием.
Наличие отличительных черт в системе Л.В. Занкова: а) наличие высокого уровня сложности, на котором и ведется обучение; б) направленность на высокое общее развитие детей; в) значительный рост теоретических знаний; г) быстрый темп прохождения учебного материала; д) развитие эмоциональной сферы учащихся, мышление, учение выявления и понимания общего смысла с содержанием материала.
Целостная система обучения по Занкову была использована в трудах М.Я Дмитриевой, И.И. Аргинской, А.В. Поляковой и других его последователей. Они рассматривали неделимость создаваемого образа, восприятие, понимание материала является исходной точкой для дальнейшего усиления межпредметных связей для освоения [9].
2) Основоположник В.В. Давыдов.
Теперь рассмотрим основы развивающего обучения по системе Давыдова. Она считается противопоставлением существующей системе с принципиального направления познавательной деятельности ученика и процесса познания. Работа мышления ребенка развивается по системе:
— от конкретного к абстрактному;
— от частичного к общему;
— от разового действия к его систематичности.
Мышление, которое развивается в процессе данного обучения, В.В. Давыдов назвал эмпирическим.
В.В. Давыдов, используя работы Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, поднял тему о возможности теоретической разработки новой системы обучения, включающей направление обратное традиционному, то есть от общего к конкретному, от системного до единичного, от абстрактного до конкретного. Данное мышление по Давыдову получило название как теоретическое, а обучение с его использованием – развивающее [11].
Главная роль обучения в умственном развитии – это путь через содержание усваиваемых знаний, производным которых считаются способы и методы организации образовательного процесса. На данном положении Эльконина и Выготского основывался Давыдов. Он рассматривал существенные различия между эмпирическим и теоретическим мышлением.
С помощью содержательного обобщения и абстрагирования Давыдов получил теоретические знания и привел их характеристику. Они и являются основой развивающего обучения. Давыдов подчеркнул, что умственные действия анализа и синтеза важны для преобразования, сравнения, связи свойств для выявления обобщенного способа мыслительной деятельности.
Важное отличие теоретического знания от эмпирического выражается в установлении и открытии связи единичного с общим, понимание сущности целостной системы и связей внутри нее во время формирования теоретических знаний. Это основывается на представлении и активной умственной деятельности ребенка. Есть особые формы теоретического знания и его существование. Давыдов считал, что они относятся к обобщенным формам действий и способам умственной деятельности.
Основа предложенного понимания теоретического знания – переход от абстрактного к конкретному. Это возможно с помощью психологической интерпретации дидактических принципов, которые существуют в настоящее время. Давыдов основывался на общих дидактических принципах [11]:
— Принцип преемственности.
— Принцип доступности.
— Принцип сознания.
— Принцип наглядности.
Теперь сравним обе теории развивающего обучения в виде таблицы