Информатика Курсовая с практикой Информатика

Курсовая с практикой на тему Методика изучения темы: Информация и информационные процессы в школьном курсе информатики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект исследования темы «Информация и информационные процессе» в контексте информатики как учебного предмета 6
1.1. Информатика как наука и как учебный предмет 6
1.2. Специфика линии «Информация и информационные процессы» в рамках школьного курса информатики 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Методический аспект изучения темы «Информация и информационные процессы» в школьном курсе информатики 20
2.1. Методика изучения темы «Информация и информационные процессы» 20
2.2. Методы, формы и средства изучения темы «Информация и информационные процессы» 25
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы. Информатика в настоящее время является одной из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Поэтому преподавание информатики в школе приобретает всё большее значение, а методика преподавания постоянно совершенствуется.
Можно выделить тенденцию постепенного разграничения задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем наблюдается тенденция к нарастанию их важности. Перед курсом основ информатики как общеобразовательным учебным предметом стоит комплекс учебно-воспитательных задач, выходящих за рамки прикладных задач формирования компьютерной грамотности обучающихся. В условиях массового внедрения вычислительной техники в школу и применения компьютеров в обучении всем учебным дисциплинам, начиная с младших классов, умения, составляющие «компьютерную грамотность» школьников, приобретают характер общеучебных и формируются во всех школьных учебных предметах, а не только в курсе информатики.
Формирование нового подхода к пониманию целей обучения информатике связано с выделением общеобразовательной функций курса, его потенциальных возможностей в решении общих задач обучения, воспитания и развития школьников. Основная цель изучения информатики в общеобразовательной школе – обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть обучающимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Педагогические функции образовательной области, связанной с информатикой, определяются спецификой ее вклада в решение основных задач общего образования человека:
1) формирование основ научного мировоззрения;
2) развитие мышления школьников;
3) подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.
Степень изученности. Вопросам содержания информатики в общеобразовательной школе занимались Л. Белоусова, Я. Глинский, В. Ряжский, Ю. Дорошенко, М. Жалдак, Н. Морзе, И. Сальникова, Е. Шестопалов, А. Спиваковский. Анализ опыта преподавания курса основ информатики и вычислительной техники, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывает необходимость выделения нескольких этапов овладения основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в школе.
Первый этап (I-IV классы) – пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.
Второй этап (VII-IX классы) – базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Объектом исследования является процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является методика преподавания темы «Информации и информационные процессы в школьном курсе информатики».
Цель исследования состоит в определении специфики методики преподавания темы «Информации и информационные процессы в школьном курсе информатики».
Достижению поставленной цели будет способствовать решению ряда задач исследования:
1. Рассмотреть сущность информатики как науки и как учебного предмета.
2. Описать специфику линии «Информация и информационные процессы» в рамках школьного курса информатики.
3. Разработать методику изучения темы «Информация и информационные процессы».
4. Описать методы, формы и средства изучения темы «Информация и информационные процессы».
Методы исследования:
− анализ литературы по теме исследования;
− метод синтеза;
− метод обобщения;
− описательный метод;
− метод теоретического конструирования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также в качестве лекционного материала для студентов-будущих учителей информатики.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута ее цель – определена специфика методики преподавания темы «Информации и информационные процессы в школьном курсе информатики».
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Рассмотрена сущность информатики как науки и как учебного предмета. В свете существенных изменений, произошедших в последнее время в области информатики, повышения ее социальной значимости, опыта изучения в средних общеобразовательных школах курса информатики, использования средств информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения различным учебным дисциплинам, необходимо различать Информатику как самостоятельную общеобразовательную дисциплину и компьютерно-ориентированные методические системы обучения отдельных дисциплин.
2. Описана специфика линии «Информация и информационные процессы» в рамках школьного курса информатики. Изучение темы «Информация и информационные процессы» дает обучающихся возможность познакомиться с такими ключевыми понятиями, как «информация», «информационные процессы», «информационная деятельность», «информационное общество». Основные знания, которыми должны овладеть обучающиеся, − это: информация, свойства информации, процессы хранения, передачи и обработки информации.
3. Разработана методика изучения темы «Информация и информационные процессы». Методика изучения данной темы должна базироваться на учете возрастных особенностей обучающихся, их возможностях.
4. Описаны методы, формы и средства изучения темы «Информация и информационные процессы». Педагогу необходимо использовать различные традиционные методы (словесные, наглядные, практические, активные) и формы работы с учащимися, а также ИКТ. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический аспект исследования темы «Информация и информационные процессе» в контексте информатики как учебного предмета
1.1. Информатика как наука и как учебный предмет

Основные характеристики информатики как отрасли соответствующих научных знаний обусловливают особенности информатики как учебной дисциплины и влияют на формирование адекватной частичной методики и на систему методической подготовки будущих учителей информатики. Несмотря на сложные взаимоотношения науки и учебной дисциплины без ориентации на четко определенный предмет науки формирование учебной дисциплины существенно усложняется. Поэтому рассмотрим современные подходы к выявлению объекта и предмета информатики как науки и определим, какой из них нужно положить в основу построения соответствующих школьных предметов для последующего развития методики обучения информатики.
Информатика, как и любая другая наука, может быть определена различными способами и через разные понятия. Отсутствие на сегодняшний день общепризнанного сжатого определения информатики как науки связано с бурным процессом ее развития, в результате которого определение, которое кажется корректным сегодня, становится неудовлетворительным уже в ближайшем будущем [2; 5; 12; 29].
Под информатикой понимают науку о методах накопления, передачи, хранения информации. В последнее время некоторыми авторами особый акцент делается на процессы обработки знаний. Роль теории искусственного интеллекта в информатике была обоснована академиком М.С. Поспеловым [24], в связи с этим В.Д. Ильин [11] предлагает предметом информатики как науки считать процесс создания, накопления и применения знаний, а К.К. Колин определяет информатику как общенаучную дисциплину, которая изучает свойства, закономерности, процессы, методы и средства формирования, хранения и распространения знаний в природе и обществе.
Многие американские ученые характеризуют информатику как часть теоретической математики, которая породила переход в информатику через понятие алгоритма. Одно из самых развернутых определений информатики как научной дисциплины дано в отчете группы американских экспертов, в котором под Discipline of Computing понимается систематическое изучение алгоритмических процессов, предназначенных для описания и преобразования информации, их теории, анализа, проектирования, эффективности, выполнения и приложений [Цит. по: 13].
Анализируя содержание каждого из аспектов процессов накопления, хранения, передачи и обработки информации, можно заметить, что он связан с определенным аспектом формализма. Задача накопления и хранения информации связана с задачей ее знакового представления. Задача обработки информации основана на возможности формального преобразования знаковых систем. Наконец, коммуникативный аспект информации связан с задачей интерпретации этих систем.
Учитывая вышесказанное можно дать такое определение: информатика – это фундаментальная естественная наука, объектом которой являются процессы в окружающем мире, предметом – формальные системы, моделирующие информационным паломничеством, и отражение формальных систем на архитектуру компьютерных систем с помощью построения информационных моделей, методологией является вычислительный эксперимент.
Под формальными системами будем понимать точные математические объекты, исследование которых можно вести математическими методами. Особенность формальных систем, задающих алгоритмы, заключается в том, что в них обеспечивается однозначность (детерминированность) алгоритма.
Возможность применения четких правил на каждом шагу делает формальные системы удобным средством для описания различных множеств. Множество, порождаемое формальной системой, − это множество объектов, которые получаются с начальных с помощью всех возможных последовательностей применений правил.
Под архитектурой компьютерных систем понимают: 1) общую схему информационных связей и связей управления, способы организации вычислительного процесса в компьютерных системах [16]; 2) совокупность свойств и основных характеристик компьютерных систем, наиболее существенных для пользователя [6].
Под вычислительным экспериментом будем понимать человеческую деятельность, связанную с решением задач с помощью компьютера.
Таким образом, можно выделить следующую систему базовых понятий информатики: информация, информационные процессы, формальные системы, информационная модель (алгоритм, структуры данных), архитектура компьютерных систем, вычислительный эксперимент.
Определим понятие «информационные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии». По мнению А.А. Маркова и Н.М. Нагорный [Маркова, Нагорный 1984], технология – это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых более или менее однозначно и имеющих целью достижение высокой эффективности.
На всех этапах развития общества информационные технологии обеспечивали информационный обмен между людьми, коллективами, институтами, отражали соответствующий уровень развития систем регистрации, хранения, обработки и передачи информации и, по сути, были синтезом методов оперирования людей информацией в интересах своей деятельности.
Термин «информационные технологии» ввел В.М. Глушков [7], также дал определение: «Информационные технологии – процессы, связанные с обработкой информации». При таком подходе становится очевидным, что в обучении информационные технологии использовались всегда, потому что обучение является процессом передачи информации от учителя к ученику. Каждая методическая система, будучи отделенной от своего автора и воспроизведенной некоторым другим человеком, превращается в технологию, потому что она описывает, как обработать, преобразовать и передать информацию для лучшего усвоения учеником. Это касается как частных методик, относящихся к любому предмету или темы, так и общих, таких, как проблемное обучение, программированное обучение, «коммуникативная ориентация» (или коммуникативный метод, используемый в обучении иностранным языкам) и пр. Методики не называли информационными технологиями только потому, что данный термин связан с появлением вычислительной техники (хотя о ней в определении информационной технологии не упоминается). Когда компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новые информационные технологии обучения», а со временем с появлением мощных телекоммуникаций и глобальной сети Интернет появился уточняющий термин – информационно-коммуникационные технологии обучения [20; 30].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы