Курсовая с практикой на тему Методика изучения современной литературы в среднем звене общеобразовательной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ СРЕДНЕГО
ЗВЕНА.. 5
1.1. Основные принципы литературного образования. 5
1.2. Пути изучения литературного произведения в школе. 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА
УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.. 15
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о произведениях
современной литературы учащихся среднего звена. 15
2.2. Формы работы с произведениями современной литературы в классах среднего
звена. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
Введение:
Изучение литературы в
школе – процесс сложный и творческий. Литературу нельзя изучать как обычный
предмет школьной программы, так как литература – это вид искусства и явление
культуры. Понять своеобразие литературы как вида искусства и как явления
культуры помогают связи, реализуемые на уроках через её соотнесение с
живописью, музыкой, театром, кино, а также с такими предметами, как русский
язык, история, обществознание, изобразительное искусство, иностранный язык и
даже география.
Предмет «Литература»
развивает личностные качества, так как обеспечивает культурную
самоидентификацию школьника, способствует пониманию литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, приобщает к литературе как искусству слова, формирует индивидуальный
эстетический вкус, — формирует коммуникативные свойства личности, так как
способствует правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных
ситуациях, — способствует формированию познавательных потребностей, через
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т. п., через формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознание художественной картины жизни, отражённой в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Цель работы: рассмотреть
закономерности изучения произведений современной литературы в классах среднего
звена.
Задачи:
— рассмотреть специфику
изучения литературных произведений в классах среднего звена;
— выявить основные формы
построения учебного процесса на уроках литературы в классах среднего звена;
— провести диагностику
уровня мотивации учащихся среднего звена к изучению современной литературы;
— охарактеризовать закономерности изучения
современной литературы в классах среднего звена.
Объект исследования –
урок литературы в контексте гуманитарных дисциплин.
Предмет исследования
– закономерности изучения произведений
современной литературы в классах среднего звена.
Теоретико-методологическую
базу работы составляют труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского,
А. Дистервега, Н.Г. Чернышевского, а также работы методистов Е.Н. Колокольцева,
В.Я. Коровиной, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова, О.Ю. Богдановой, Т.А. Ладыженской,
А.В. Дановского.
Методы исследования:
наблюдение, анализ, синтез, классификация, метод обобщения, метод
прогнозирования.
Практическое
значение результатов исследования состоит в том, что полученные в ходе работы
над заявленной проблематикой сведения могут также быть использованы в
учебно-воспитательном процессе среднего звена, при разработке учебных курсов,
посвященных проблеме.
Структура
работы обусловлена ее целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Работа с
детской аудиторией требует особой деликатности и филигранного подхода, поэтому
способы и механизмы взаимодействия должны быть адекватны возрасту. Следует
избегать примитивизации и излишней карнавальности. Мало удовлетворить
информационные потребности детей: они активные медиапользователи, участвующие в
создании контента, аудитория должна рассматриваться не как объект воздействия,
а как субъект взаимодействия, поэтому типологическая модель должна быть
интерактивной, динамичной, развиваться на основе систематического мониторинга
потребностей целевой аудитории. Среди основных форм интерактивного
взаимодействия, встречающихся в массовой коммуникации, для младших школьников и
подростков наиболее эффективно вовлечение, подразумевающее обращение к читателю
как соавтору, а также метод инспирирующего диалога, предполагающий
заинтересованное и самое активное непосредственное участие аудитории в
подготовке материала.
Работа по развитию
медиакомпетентности подростков способствует осознанию ими манипулятивных форм
медийного воздействия на индивидуальное сознание, выявлению скрытых авторских
целей. Первый этап в проведении занятий с подростками позволяет провести
актуализационную работу по проявлению личных позиций в отношении медиатекстов
различных жанров, помогает им сформировать критическое отношение к образам и
сюжетам определенного медиапродукта.
В работе осуществлено
теоретическое обоснование психолого-педагогических предпосылок к развитию
медиакомпетентности подростков. Эффективное решение задач по развитию
восприятия медиатекстов обусловлено следующими критериями: ключевое значение
связано с системной организацией заданий творческого характера, которая
позволяет учащимся осуществлять обобщение знаний, полученных ранее, решение
проблемных задач с преобразованием усвоенных ранее способов выполнения заданий,
активизацией индивидуального личностного потенциала и субъектной активности
учащихся. В ходе решения проблемных задач у учащихся среднего звена формируются
способы осознания личностных смыслов, стимулирующих субъектную активность. Это
происходит благодаря усвоению нравственно-эстетических категорий (возвышенное,
прекрасное, гармоничное, светлое, чистое), приводящему к личностно-значимому
переживанию.
Обеспечение комплексности в
получении учащимися медийных знаний и преемственности занятия обеспечивается
благодаря многоплановым взаимосвязям художественно-творческой деятельности
подростков и анализом медиатекстов, обсуждением в форме диспута творческих
работ, индивидуальной рефлексией.
Педагогическая технология
формирования медиакомпетентности учащихся среднего звена имеет такие
особенности:
— создание эвристических методов организации творческой
деятельности подростков связано с использованием их личного опыта в ходе
проблемного поиска, перенесением художественных приемов из одного вида искусств
в другой, изменением условий деятельности;
— становление учащегося в
качестве субъекта медиакомпетентности связано с решением проблемных ценностных
и нравственных вопросов. Это обусловлено потребностью в реализации творческих
возможностей, воссоздании индивидуальности эмоционального переживания. Эти
потребности составляют основу для того, чтобы организовать межличностное
взаимодействие между учащимися, активизировать творческую деятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 1.1.
Основные принципы литературного образования
Художественно-эстетическое российское образование складывалось на
протяжении
нескольких веков. В ходе формирования концептуальных его основ возникали
уникальные традиции и особенности преподавания. Особую значимость проблем
морально-нравственного воспитания обозначило светское российское образование XVII-XVIII вв., когда
предопределяется ведущее положение художественного творчества в обучении.
Иеромонах Русской православной церкви Е. Славинецкий в духовно-педагогическом трактате
«Гражданство обычаев детских» обозначил прямую взаимосвязь умственного и
нравственного развития детей. В XIX веке преимущество в педагогической теории
принадлежит идее «народности воспитания». Главной целью определяется воспитание
высоконравственной личности, а принципами обучения выступают гуманизм и
демократизм. В конце века возникают «фребелевские общества», деятельность
которых была связана с появлением детских садов, подготовкой воспитателей и
публикацией педагогической литературы, освещающей проблемы эстетического
воспитания.
Российский педагог-исследователь С.Т. Шацкий создал общество
«Сетлемент» для проведения
просветительской деятельности среди детей из рабочей среды, не получающих
системного образования. Выдвинутая членами общества концепция акцентировала
внимание на коллективистском, эстетическом, нравственно-этическом развитии
детей как альтернатива влиянию улицы, деклассированных элементов, бессистемного
воспитания со стороны малообразованных или не получивших систематического
образования родителей. Демократический принцип воспитания выражался в
формировании равноправно-уважительных отношений между учителями и детьми, между
старшими и младшими товарищами.
На I Всероссийском съезде по просвещению советский государственный
деятель А. В. Луначарский отзывается о роли искусства в детском развитии
следующим образом: «Разумеется, и эстетическое образование не может быть
оставлено в стороне: мы понимаем его как развитие творческих побуждений
человека к красоте». Так дисциплины искусства входят в состав учебного плана
школ и получают статус общеобразовательных.
Для первой половины XX века в педагогической науке характерным
является появление системы научных предметных знаний. В педагогических
исследованиях указанного периода особое внимание было отведено проблемам
нравственно-волевого воспитания детей дошкольного возраста. К
педагогам-исследователям того времени относятся: А.В. Суровцева, Ф.С.
Левин-Ширина, Н.Ф. Виноградова. А.В. Суровцева занималась проблемами
организации и планирования работы дошкольных учреждений, установлением связи
детского сада со школой. Труд Анны Васильевны «Воспитание воли детей» стал
методическим руководством для работников дошкольных учреждений и родителей.
Анализ Ф.С. Левин-Шириной в работе «Дошкольное воспитание» посвящен вопросам
организации педагогического процесса в детском саду, развитию творчества детей
в процессе обучения. В названных работах авторы предлагают разработки методов и
содержания нравственного воспитания,аа также определяют условия обучения для
достижения высоких результатов в гуманитарной области целостного процесса развития
подрастающего поколения.
В это же время активно разрабатываются основные виды
художественной деятельности в школе, такие как: беседа об искусстве, рисование
как один из видов формирования творческого потенциала. Работу учителей в
области искусства контролировал единственный научно-методический центр по
вопросам художественного воспитания. В дальнейшем подготовка компетентных
учителей становится ведущей задачей образования. К примеру, академик ИАХ Д.Н. Кардовский
создал собственную педагогическую систему, называемую «школой Кардовского».
Основными принципами названной системы являются: просвещение в области мирового
искусства и культуры, развитие творческих способностей таким образом, чтобы не
подавить индивидуальное видение ученика, воспитание самостоятельно мыслящего
человека.
После Великой Отечественной войны, в 1960-70-е годы,
разрабатываются идеи о воспитании всесторонне развитой личности, происходит
процесс оптимизации обучения, провозглашается необходимость повышения уровня
«идейно-теоретической и профессиональной подготовки» учителя. Вобрав лучшее из
опыта предыдущего поколения учителей, перед педагогикой предстала необходимость
реализовать новые методико-педагогические способы повышения эффективности
обучения. Внимание вновь обретают воспитательно-творческие дисциплины. Распространяются
художественные и музыкальные учреждения в рамках дополнительного образования.
Актуализируются методики преподавания искусства.
Десятилетие 70-80-х можно назвать периодом экспериментальных
школьных программ. В это время в области художественной педагогики
разрабатываются и апробируются программы Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского,
Б. П. Юсова. Л. М. Предтеченской. Проблема
эстетического образования была исследована в работах действительного члена АПН
СССР и РАО, директора научно-исследовательского института художественного
образования РАО Б.Т. Лихачева, советского психолога
Л.С. Выготского, театрального педагога и режиссёра Р.А. Быкова.
Б.Т. Лихачев утверждал, что литературно-художественное творчество
занимает в учебных программах скромное место, но оно помогает решить главные
педагогические задачи:
-развитие мыслительных процессов;
— углубление знаний;
-получение эстетического наслаждения;
-понимание социальной ориентировки.