Курсовая с практикой на тему Методика изучения сказок А.С. Пушкина в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения сказок А. С. Пушкина 5
1.1.Определение жанра «сказка» 5
1.2.Особенности сказок А.С.Пушкина 8
Глава 2. Методические аспекты изучения сказок в начальной школе 12
2.1.Методические подходы к изучению сказок А.С.Пушкина в начальной школе………………………………………………………………………………..12
2.2.Констатирующий эксперимент 27
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложение 42
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день сложилась такая тенденция, при которой можно наблюдать отсутствие интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Раньше книга способствовала воспитанию ребенка, а сейчас дети вырастают на сериалах и компьютерных играх. Одной из важных задач учителей младших классов является формирование у школьников потребности в постоянном чтении книг, которые будут способствовать развитию образного и логического мышления, связной речи и творческих способностей, обогащать словарный запас. Все это может быть реализовано при работе над сказками на уроках литературного чтения.
Так, работа над сказками в младших классах должна проходить постоянно, способствуя развитию кругозора детей и их литературоведческих понятий. Сказка является занимательным рассказом о необыкновенных событиях и приключениях. Давая необходимую гамму переживания, сказка создает особенное настроение у ребенка, вызывает добрые чувства. Так же сказка дает возможность к возрождению духовного опыта нашей культуры и традициям нашего народа, воспитывая у детей чувства добра и справедливости.
Степень изученности темы. При написании курсовой работы использовались труды выдающихся ученых и исследователей, таких как Иванова Э.И., Ефросина Л.А., Львов М.Р. и т.д.
Объектом написания курсовой работы является анализ содержания сказки на уроках литературного чтения в начальных классах.
Предмет курсовой работы заключается в методике работы со сказкой.
Цель курсовой работы – исследовать содержание и подобрать методы работы со сказками на уроках литературного чтения в начальных классах.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу и монографии по проблеме исследования;
2. Выделить исторические корни сказок;
3. Определить особенности и значение сказок;
4. Дать понятие и классификацию сказок;
5. Произвести анализ содержания сказки на уроках литературного чтения в начальных классах;
6. Разработать приемы организации работы в начальных классах над содержанием сказки;
7. Сделать вывод по изученному и проанализированному материалу.
При написании курсовой работы использовались методы: синтез, индукция, дедукция. Основным методом исследования стал метод анализа теоретических работ.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Некоторые восточные мотивы могли проникнуть в творчество Пушкина и через русские сказки. Например, подслушивание царя — довольно распространенный сюжет и в русских сказках.
Чудесный город есть во всех сказках этого типа, во многих из них есть и тридцать три богатыря. В записанном Пушкиным варианте есть еще дуб с золотой цепью, по которой ходит кот ученый и, как символ богатства нового царства, «два борова грызутся, а меж ними сыплется злато да серебро». (Боров, свинья в славянской, германской и кельтской мифологиях очень часто связываются с богатством и изобилием).
Такие имена, как Людмила, Дадон, Балда, Салтан, бабариха, Черномор, царевна Лебедь, Елисей имеют исконно русское происхождение, и это не случайно: это любимые положительные и отрицательные герои Пушкина, они ему интересны, они живые, поэтому они продолжают нести в себе исконно русский смысл. Незначительное количество героев, имеющих заимствованные из других языков имена, тоже уместны в русских сказках, потому что они характеризуют не русскую природу носящих их героев, те , и другие сказочные герои стали для русского человека близкими и родными.
В ходе исследований понятие картины мира органически влилось в современную лингвокультурологию и семиотику, в число задач которых входит осмысление ситуации множества культур в мире и процессов генезиса человечества.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития лингвистики, языковые модели мира становятся объектом описания и интерпретации в рамках комплекса наук о человеке. Картина мира любого языка рассматривается не только в контексте фольклора, мифологии, культуры, истории, обычаев и психологии данного народа, но и в контексте лингвистики. Важнейшей задачей семантики и лексикографии на современном этапе развития становится реконструкция наивной модели мира на основе описания лексических и грамматических значений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения сказок А. С. Пушкина
1.1.Определение жанра «сказка»
Русская сказка является одним из популярных и любимых жанров фольклора, так как имеет занимательный сюжет, удивительных героев. В ней присутствует ощущение истинной поэзии, открывающей для читателя мир человеческих чувств и взаимоотношений, прославляя доброту и справедливость, приобщая к русской культуре, народному опыту и родному языку [16].
Изучая сказки, многие исследователи по-разному определяют ее значение и особенности. Некоторые из них стремятся охарактеризовать сказочный вымысел независимым от реальности, другие стараются проанализировать, как в фантазии сказок переломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности.
Ю.М. Соколов указывал, что под сказкой необходимо понимать устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера. При этом автор отмечает, что сказки имеют множество различных жанров и видов, поэтому каждую необходимо рассматривать индивидуально [20].
Сказки учат мечтать и фантазировать, способствуют развитию творческого мышления и воспитывают любовь к человечеству. Сложная картина окружающей действительности представляется ребенку в сказке как простая и наглядная схема борющихся принципов, опираясь на которую детям легче разбираться в жизни.
Следует отметить, что идеал человека, который дается в сказках, может выступать основной воспитательной целью, причем всегда этот идеал является дифференцированным [6].
Начиная с 17 века, в речи употребляется слово «сказка», которое заменило термин «байка» или «басень». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, в которой осуждались люди, «сказывающие сказки небывалые». Однако исследователи данного вопроса предполагают, что в народном обиходе этого слово употреблялось гораздо раньше.
В 19 веке начинается сбор и систематизация устного народного творчества. Одним из таких собирателей был А.Н. Афанасьев, который создавал сборники русских народных сказок. В 1884 году выходит сборник собирателя Д.Н. Содовникова, который содержал в себе 72 текста от сказочника Абрама Новопольцева [10].
В советское время выходят различные сборники, которые представляли репертуар одного исполнителя. Так, мы можем встретить такие имена – А.Н. Барышникова, М.М. Коргуева, Е.И. Сороковикова и др.
Определение сказки дается в словаре В.И. Даля, в котором говорится, что сказка является вымышленным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью и сказанием [17].