Курсовая с практикой на тему Методика изучения отрасли экономики на уроках географии (на примере газовой промышленности)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕГО ОБЗОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ РОССИИ 6
1.1 Характеристика общего обзора экономической и социальной географии России 6
1.2 Общая характеристика газовой промышленности России 14
Выводы по первому разделу 22
2 ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 24
2.1 Методика работы с планом характеристики отрасли экономики 24
2.2 Проектирование уроков по теме «Газовая промышленность России» 29
Выводы по второму разделу 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А Типовой план описания отрасли хозяйства 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Технологическая карта урока по теме «Газовая промышленность России» 42
Введение:
В последние десятилетия в сфере образования можно наблюдать постоянные преобразования, которые направлены на совершенствование и создание условий для успешного развития личности ребёнка. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в нашей стране изменился подход к преподаванию учебных предметов. В основе большинства предметов лежит системно-деятельностный подход, который позволяет развивать умения и навыки у обучающихся, необходимые им в практической жизни.
Одним из предметов в школе, готовящих школьников к будущей жизни, является учебный предмет «География». Именно в рамках данного учебного предмета формируются географические представления и понятия, развивается пространственное мышление.
Большую роль в отработке практических навыков работы с картографическим материалом и статистическими данными играет курс «Экономическая и социальная география Россия», в рамках которого у школьника создаётся целостное представление об особенностях экономического развития хозяйства нашей страны, функционировании и проблемах отраслей экономики России.
Как известно, эффективность экономического развития любого государства во многом зависит от развитых в стране межотраслевых комплексов и отраслей. Сохранение экономической независимости, наличие рабочих мест для населения, стабильность национальной валюты и успешное развитие отечественного производства во многом определено функционированием топливно-энергетического комплекса, огромная роль в которой принадлежит топливной промышленности и электроэнергетике.
Одной из главных отраслей в российском топливно-энергетическом комплексе в настоящее время является газовая промышленность, приобретающая наибольшую популярность в экономике развитых стран мира. От того, насколько, развита данная отрасль в определённом государстве либо в том или ином регионе Российской Федерации зависит экономическое состояние и развитие в перспективе.
Поэтому достаточно важно знать основные географические характеристики и особенности данной отраслевой составляющей топливно-энергетического комплекса. И в этом большая роль принадлежит методическому мастерству и профессиональной компетентности учителя, который организует работу по изучению данной темы на уроках географии. В этом и заключается актуальность темы исследования.
Объект исследования: методика изучения отраслей экономики на уроках географии.
Предмет исследования: методика изучения газовой промышленности на уроках географии.
Цель исследования: определить особенности методики изучения отрасли экономики на уроках географии (на примере газовой промышленности).
Задачи исследования:
1. представить отрасль экономики как составную часть общего обзора экономической и социальной географии России;
2. показать особенности изучения газовой промышленности России на уроках географии.
Методологической основой исследования служат труды следующих авторов: Н.Н.Баранского, И.А.Витвера, А.Н.Дмитриевского, А.Э.Конторовича, А.Т.Хрущевой и др.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:
— теоретические (изучение различных литературных источников по теме исследования, анализ статистических данных Федеральной государственной службы статистики по отрасли; обобщение материала; классификация видов отраслей российской экономики; прогнозирование путей развития российского газовой промышленности в ближайшем будущем);
— эмпирические (анализ учебного курса экономической и социальной географии России; описание состояния и динамики развития отрасли газовой промышленности нашей страны в настоящее время; сравнительный анализ развития отрасли в различных субъектах России; выделение методики работы с планом отрасли экономики; разработка проекта урока).
Информационной базой для написания данной работы стали:
— литературные источники по теме исследования;
— учебные и научные статьи из журналов;
— информация из электронного сборника «Промышленное производство в России»;
— статистические данные Федеральной государственной службы статистики;
— интернет-ресурсы по теме исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы практической части можно использовать при проведении уроков географии в качестве дидактического средства, а методические рекомендации по проектированию урока применимы для проведения урока географии в 9 классе по теме «Газовая промышленность России». Материалы могут быть использованы начинающими учителями, студентами.
Структура работы. Данная курсовая работа включает: введение, две главы, каждая из которых состоит из параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.
Общее количество страниц составляет 48 страниц. В работе использовано 3 рисунка. Количество наименований в списке литературы составляет 23 наименования.
Заключение:
Анализ материалов исследования позволяет сделать следующее заключение.
1. Изучению отраслей экономики России как составной части общего обзора экономической и социальной географии отводится при изучении географии в школе достаточно большая роль. Поскольку благодаря этим знаниям происходит обобщение и дополнение имеющихся у учащихся 8-9 классов географических знаний, умений и навыков.
Изучая особенности хозяйства страны, у учащихся происходит формирование новых социально-экономических знаний о России, её экономике, проблемах и перспективах развития отраслей, расширяются знания об экономическом районировании российского государства и его места в мире.
Особую роль при изучении отраслей хозяйства отводят топливно-энергетическому комплексу как одному из важнейших межотраслевых комплексов Российской Федерации, поскольку ТЭК является значимым элементов экономики страны, обеспечивая большую часть государственного бюджета. Ключевой отраслью в российском топливно-энергетическом комплексесчитается газовая промышленность, занимающаяся добычей, переработкой и транспортировкой природного газа. По запасам данного вида ресурса Россия в мире занимает первое место. Среди мировых государств наша страна — лидер по ежегодной добычи газа. Необходимо отметить, что более 50% электроэнергии вырабатывается благодаря применению 70% российского природного газа. Эти цифры свидетельствуют о значимости данной отрасли в национальной экономике. Поэтому актуальность и необходимость изучения газовой отрасли ТЭК на уроках географии очевидна. Однако нужно отметить, что в рабочей программе и в учебнике на изучение ТЭК России предусмотрено всего лишь два часа, что не достаточно для раскрытия данного межотраслевого комплекса.
2. В ходе проведённого исследования выделены особенности изучения газовой промышленности России на уроках географии.Как известно, с введением федеральных государственных образовательных стандартов необходимо соблюдение на уроках деятельностного подхода. В связи с этим для организации учебного процесса учитель должен постоянно применять различные приёмы, позволяющие привлекать учащихся к постоянной самостоятельной познавательной деятельности. Одной из таких видом деятельности является работа с типовыми планами характеристики отраслей хозяйства, представляющая собой алгоритм описания отрасли как одного из главных частей межотраслевого комплекса. Данную работу целесообразно применять при изучении газовой промышленности как одного из важнейших отраслей топливно-энергетического комплекса России.
Методические рекомендации и приведённая в качестве примера в приложении технологическая карта позволят учителю географии грамотно спланировать урок. Технологический процесс подготовки урока географии по теме «Газовая промышленность России» включает работу с типовым планом характеристики отрасли. В планировании отображены следующие этапы: планирование, целеполагание, отбор содержания, ресурсов, определение универсальных учебных действий, структурирование урока, выбор способов оценки, домашнее задание. Данные этапы должны представлять собой логически взаимосвязанные и целенаправленные элементы, позволяющие достичь триединой цели урока. Результаты деятельности учителя и учащихся на уроке будут основным показателем эффективности проведения урока.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута. Методика изучения отрасли хозяйства в курсе экономической и социальной географии России может быть достаточно разнообразна и зависит от педагогического мастерства и творческого подхода учителя в планировании урока географии. Данная тема не теряет своей актуальности и требует дальнейшего рассмотрения и изучения на примере раскрытия других отраслей.
Фрагмент текста работы:
1 ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕГО ОБЗОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ РОССИИ
1.1 Характеристика общего обзора экономической и социальной географии России
В настоящее время большое значение приобретает деятельностный подход в обучении учебных предметов как одно из условий эффективной реализации ФГОС ООО. В связи с этим одной из главных задач в деятельности учителя является методически грамотное управление учебно-воспитательным процессом в рамках урока, использование различных методов, методических приёмов и средств обучения, позволяющие обучающимся продуктивно выполнить учебные действия.
В рамках школьного географического образования значимая роль отводится изучению курса «Экономическая и социальная география России» в 8-9 классах, поскольку происходит обобщение и дополнение имеющихся у обучающихся географических знаний, умений и навыков. Помимо этого у школьников происходит формирование новых социально-экономических знаний о России, её экономике и населении, проблемах и перспективах развития отраслей, расширяются знания об экономическом районировании российского государства и его места в мире.
В 8 классе изучается раздел «Население России», где формируются знания об исторических особенностях заселения территорий, этническом и религиозном составе, половозрастной структуре населения страны. Особая роль отводится изучению миграционных особенностей, введению понятий «урбанизация», «агломерация» и др. Школьники продолжают совершенствовать навыки работы с картой, статистическим материалом, знакомятся с половозрастной пирамидой и правилами её составления.
В 9 классе изучается раздел «Хозяйство России», в рамках которого рассматриваются проблемы и перспективы, которые связаны с уровнем развития конкретных отраслей экономики, факторами развития хозяйства, последствиями кризисный явлений и их влиянием на уровень жизни населения, проблемами структурной перестройки хозяйства, новыми тенденциями и перспективными разработками.
Рассматривая структуру многих учебников по географии, которые вошли в Федеральный перечень, отметим, что раздел «Хозяйство России» включает в себя две части: одна из них даёт общее представление о хозяйстве страны, вторая — о географии межотраслевых комплексов и составляющих их отраслях.
Первая часть раздела позволяет сформировать основные теоретические знания, в первую очередь новые понятия и причинно-следственные связи. К основным понятиям, формируемым при изучении раздела, относятся: «хозяйство (экономика)» страны, «отрасль хозяйства», «отраслевая структура хозяйства», «межотраслевой комплекс», «территориальная структура хозяйства». Благодаря применению метода дедукции раскрывается основная часть понятий, которые в процессе изучения раздела заполняются определённым содержанием.
Конкретизация изученных новых терминов и полное раскрытие причинно-следственных связях, знакомство с интересными фактами, номенклатурой происходит во второй части раздела. Всё это организует учитель в процессе применения разнообразных видов учебной работы школьников с различными источниками географической информации, атласом, статистическими данными.
Реализация деятельностного компонента при изучении курса требует соблюдения ряда дидактических условий. Важнейшими среди них являются визуализация теоретических и эмпирических знаний, поэтапное формирование учебных действий, разнообразие используемых методических приёмов при работе с источниками географической информации.
Так, центральными понятиями раздела «Хозяйство» являются понятия «отрасль» и «межотраслевой комплекс». Отметим, что теоретические знания в разделе имеют достаточно абстрактный характер, поэтому для их лучшего понимания необходимо использовать различные средства визуализации: структурные, генетические и классификационные схемы, схемы связей, графики и диаграммы [1]. Поскольку обучающиеся уже умеют использовать различные источники географических знаний, самостоятельную работу школьников можно практиковать с самых первых уроков курса.
Первые уроки раздела «Хозяйство» несут наибольшую теоретическую нагрузку, их основное содержание составляют абстрактные и весьма сложные для усвоения обучающимися понятия и причинно-следственные связи. Поэтому при подготовке и проведении таких уроков важно обратить особое внимание на поэтапную организацию усвоения учебного материала: отработку признаков формируемых понятий, применение понятий при решении учебных задач, визуализацию причинно-следственных связей с помощью различных средств наглядности, обучение приемам и способам деятельности.
Анализ рабочих программ по курсу «География России» разных лет показывает, что понятие «межотраслевой комплекс» стало активно использоваться в школьной географии в последние два десятилетия. Это связано с тем, что с методической точки зрения изучение межотраслевых комплексов более целесообразно, чем отдельных отраслей, так как при изучении территориальной структуры хозяйства в таком случае рассматриваются крупные базы: топливно-энергетические, металлургические и т.д. Таким образом обеспечивается усвоение обучающимися представлений о важнейших чертах географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и международных экономических связей и продолжается развитие умений устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.
Изучение географии межотраслевых комплексов и отраслей начинается с топливно-энергетического комплекса (ТЭК) как базового комплекса экономики любого государства и строится в следующей последовательности:
1) топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – производство и распределение топлива и энергии, обеспечение ими хозяйства и населения;
2) металлургический и химико-лесной комплексы – производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ для обеспечения других отраслей экономики и населения;
3) машиностроительный комплекс – производство разнообразных машин для обеспечения всех отраслей хозяйства и населения;
4) оборонно-промышленный комплекс (ОПК) – производство научных разработок и создание, испытание и производство военной продукции для обеспечения обороноспособности страны;
5) агропромышленный комплекс (АПК) – производство, переработка, хранение и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции;
6) инфраструктурный комплекс – оказание разнообразных видов услуг для производства и населения.
Важнейшим дидактическим условием изучения курса является визуализация теоретических и эмпирических знаний. Так, наглядные структурные схемы при изучении межотраслевых комплексов позволяют показать не только состав комплекса и входящих в него отраслей, но и в определённой мере отражают производственные связи [11].
Для выявления значения комплекса или отрасли в хозяйстве страны необходимо установление многочисленных причинно-следственных и производственных связей. Материал об особенностях производственных процессов в современном курсе «География России» носит вспомогательный характер и предназначен для формирования у учащихся представлений о видах предприятий. К примеру, схема производства стали позволяет сформировать представления о металлургическом комбинате полного цикла, сталелитейном, прокатном и т.д. заводах.
Учитывая современные требования к предметным результатам освоения курса «География России», при рассмотрении географии хозяйства следует рассматривать не отдельные ареалы, а крупные базы. Средством визуализации в данном случае служат соответствующие тематические карты и картосхемы. Работу по изучению ресурсных баз можно строить на основе различных методических приёмов: в виде устного анализа тематических карт атласа, в виде составления графической или картографической логической опорной схемы, заполнения таблицы и т.д.