Методика изучения русского языка Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методика изучения фразеологизмов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Общая характеристика фразеологизмов русского языка 5
1.2. Психологические особенности восприятия фразеологизмов младшими школьниками 11
Выводы по 1 главе 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 16
2.1. Анализ учебников по русскому языку с целью определения содержания работы по изучению фразеологизмов 16
2.2. Методические приемы изучения фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе 18
Выводы по 2 главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

  

Введение:

 

Использование фразеологизмов невероятно обогащают речь, делают ее более возвышенной, культурной. Кроме того, устойчивые выражения зачастую помогают высказать свою мысль более четко, емко и лаконично. Также фразеологизмы делают лексический запас человека более глубоким и насыщенным.
Но в нынешнее время изучению фразеологизмов школе уделяется недостаточное значение. И, как результат, обедняется словарный запас школьников, их речь становится более примитивной, высказать точно суждения у многих вызывает трудность. Начинать изучать фразеологизмы рекомендуется еще в начальной школе, поскольку именно в этом возрасте у детей активно развивается память, мышление, восприятие, закладывается фундамент для общего развития речи. Полученные знания и умения в этом возрасте послужат хорошей подпоркой для всего дальнейшего обучения. Именно поэтому изучению фразеологизмов нужно уделить особое внимание в начальной школе. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
В процессе изучения психолого-педагогической литературы мы выявили противоречие между необходимостью обогащения речи младших школьников фразеологическими единицами с целью повышения выразительности речи и недостаточной разработанностью методического аспекта работы над фразеологизмами при изучении русского языка в начальной школе.
Объект исследования – процесс изучения фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – методические приемы изучения фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – выделить методические особенности изучения фразеологии на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1) дать общую характеристику фразеологизмам русского языка;
2) выявить психологические особенности восприятия фразеологизмов младшими школьниками;
3) проанализировать современные учебники по русскому языку и определить содержание работы по изучению фразеологизмов в начальных классах;
4) определить методические приемы изучения фразеологии на уроках русского языка в начальной школе;
5) сделать выводы.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и другой научной литературы.
Результаты проведенного исследования можно использовать в практической деятельности учителей начальных классов для изучения фразеологии в курсе русского языка, а также для обучения студентов, изучающих педагогику.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Значение изучение фразеологии в начальной школе нельзя недооценивать. Фразеологизмы обогащают речь школьников, позволяют им мыслить более абстрактно, а, значит, повышают общий культурный уровень. Знание основных фразеологических единиц позволяет ребенку лучше усваивать художественные произведения, понимать их смысл. А применение фразеологизмов на практике в устной и письменной речи позволяет выразить свою мысль более точно и детально.
Проанализировав действующие в настоящее время учебно-методические комплексы по русскому языку для начальной школы, мы пришли к выводу, что изучению фразеологию в них уделено недостаточно внимания. В некоторых из них представлено несколько упражнения, которые не позволяют ребенку обогатить свой словарный запас, систематизировать полученные знания и иметь возможность применять их на практике. Именно поэтому учителям начальной школе в курсе русского языка, следует уделить особое внимание изучению фразеологии и составить собственный комплекс упражнений, который можно использовать в практической деятельности.
Результаты проведенного диагностического исследования подтверждают, что дети младшего школьного возраста не практически не используют фразеологизмы в своей речи, путают их значение и формулировку. В частности, анализ результатов эмпирического исследования показал, что у учащихся преобладают средний и низкий уровни владения фразеологизмами. Это обусловлено тем, что дети не знают сущности фразеологизмов, особенностей их использования, не понимают их семантического значения.
Данные результаты позволяют говорить о том, что проблема изучения фразеологизмов является актуальной для третьеклассников. Проведенная диагностика показала необходимость проведения с детьми специальной работы по изучаемой проблеме. В исследовании исходим из того, что успешное решение проблемы использования фразеологизмов в правильном их значении обучающихся может быть достигнуто при создании специального комплекса упражнений, который будет способствовать изучению фразеологизмов в начальной школе.
Для исправления ситуации был разработан комплекс упражнений для изучения фразеологизмов, который предполагает несколько этапов.
В ходе подготовительного этапа дети знакомятся с таким сложным для них понятием, как «фразеология», начинают интересоваться наукой, чем мотивируются на дальнейшее обучение.
Далее проводится тренировочный этап. Ребятам предлагаются специальные упражнения, выполнить которые нужно было с использованием фразеологизмов. Благодаря этому школьники формируют навык использование устойчивых словосочетаний в речи.
Последний этап – рефлексивный, на котором дети формируют навык самоконтроля. Помогают в этом специально разработанные карточки (с вопросами, ответами на них и информационными).

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Общая характеристика фразеологизмов русского языка

Исследования детской речи в работах В.К. Харченко, С.Н. Цейтлин и других авторов позволили определить, что у детей ещё до поступления в школу к фразеологическим оборотам имеется повышенный интерес.
А перед поступлением в первый класс, в старшем дошкольном возрасте достигает достаточно высокого уровня развитие мышления, воображения, непосредственно связанные с речевой деятельностью, что отражается на уровне речевого развития ребенка.
Это свидетельствует о том, что на первых ступенях обучения в школе детям становится доступно усвоение языковых средств, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов [1, с. 65]. С этой точки зрения становится возможной организация работы с фразеологическими оборотами на уроках русского языка в начальной школе.
Однако младшие школьники крайне редко в своей речи употребляют фразеологизмы. Это объясняется, прежде всего, тем, что фразеологизмы достаточно трудны для восприятия в данном возрасте, поскольку имеют сложную по своей природе структуру, а также неумением правильно включать фразеологизмы в связную речь.
Детский младший школьный возраст не даром называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много специфических детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную наивность, специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник уже начинает и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении, у него уже появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для него – это значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только новые неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный статус. Уже меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того, когда маленький ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то определенный момент своего комплексного развития проходит через конкретный кризис. Этот перелом может начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или 8 годам. Но как всякий любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с объективным и конкретным изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок именно переживает всю ту систему отношений, в которую он теперь включен, – будь то стабильные взаимные отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь изменилось полное восприятие своего собственного места в четкой системе отношений – а это значит, меняется и социальная ситуация гармоничного развития, и ребенок теперь уже оказывается на границе нового неизвестного возрастного периода [14, 75].
Если прошедший уже кризис трех лет был по большей части связан с полным осознанием себя как отдельного активного субъекта в новом мире различных предметов, то есть ребенок понимал, что может влиять на него и менять по своему усмотрению, то теперь он пришел к осознанию своего нового места в мире общественных взаимных отношений. Это уже более глубокий кризис. Ребенок открывает для себя новую субъективную социальную позицию – позицию школьника, ученика. Это накладывает на него новые обязательства. И вот именно формирование этой новой позиции кардинальным образом меняет его сознание.
Данное изменение сознания приводит к полной переоценке уже установленных ранее ценностей. То есть то, что казалось важным раньше, тем уже становится второстепенным. И, наоборот. Ребенок теряет свои старые интересы, но на их место обязательно приходят новые. Теперь, то связано с учебным процессом, например, получение хороших оценок выходит на первый план, а все, что связано с игрой – на второй.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы