Курсовая с практикой на тему Методика использования средств наглядности при изучении сказки С.Я. Маршака «12 месяцев» в 5 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Методика использования средств наглядности на уроке литературы в школе 4
1.1. Средства наглядности на уроке литературы 4
1.2. Средства наглядности, использующиеся на уроке литературы 4
1.3. Методические взгляды Е.Н. Колокольцева 4
Глава 2. Практика использования средств наглядности при изучении сказки-пьесы 4
2.1 Изучение сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» с использованием средств наглядности 4
2.2 Методика создания своих иллюстраций при изучении литературного произведения 4
Заключение 4
Список использованной литературы 37
Введение:
История развития методики преподавания литературы показывает, что проблемам, связанным со средствами зрительной наглядности, всегда уделялось немало внимания. Использование средств наглядности на уро-ках является одним из важнейших методических приёмов, при их помощи повышается эффективность обучения учащихся, активизируется внимание. Повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса является одной из задач образования.
Решение данной задачи заключается в подаче учебного материала не в виде готовой системы знаний, а в процессе активной работы учащихся над имеющейся учебной информацией. Следовательно, чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваи-вается. Это достигается при широком использовании наглядных средств на всех этапах обучения, посредством которых ученик под руководством учителя мог бы пройти «путь развития знания», открыть для себя богат-ство русской литературы, познакомиться с «живыми картинами» для бо-лее глубокого восприятия литературного произведения. В наше время в распоряжении современного учителя имеется методика работы с самыми разнообразными средствами наглядности, чему и посвящена тема курсо-вой работы.
Актуальность курсовой работы обусловлена интересом к исполь-зованию различных средств наглядности на уроках литературы в школе. В педагогике имеется большое количество исследований, посвященных ис-пользованию средств наглядности, ещё К.Д. Ушинский, расширивший ме-тодику Я.А. Коменского, в своей дидактике обратил внимание на приемы наглядного обучения: «облекая «…» ученье в формы, краски, звуки, — словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитя-ти, мы делаем вместе с тем наше ученье доступным ребенку…» [Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. — М. : Педагогика, 1974. — 270, [2] с., 1 л. портр. — Библиогр.: с. 250-257. — Указ. имен: с. 258-270]. Л.В. Занков, а так же А.И. Васильев, Г.Ю. Ерошина рассматривали наглядность как средство активизации учебной и творческой деятельности школьников. А.Д. Яншин, В.И. Евдокимов, М.Б. Волович, Ю.Н. Нагорный считали, что средства наглядности повышают эффективность педагогиче-ского процесса, качество знаний и умений учащихся. К развитию творче-ского начала учащихся с помощью средств наглядности обращались А.И. Васильев, И.П. Волков, А.Т. Степанцов. З.С. Белова, В.А. Далингер, В.П. Зинченко, Н.А. Резник утверждали, что наглядные пособия являются сред-ством формирования визуального мышления.
Для реализации принципа наглядности нужны различные формы наглядности, разные приемы её применения в зависимости от особенностей изучаемой темы, от этапа работы над темой. Наглядность на уроках лите-ратуры — это не только зрительная наглядность, она выражается также в звуковой и произносительной сторонах речи. Методике использования средств наглядности при изучении сказки-пьесы С.Я. Маршака посвящена курсовая работа. В работе наш взгляд будет прикован к научному взгля-ду Е.Н. Колокольцева.
Цель работы – подобрать эффективную методику использования средств наглядности при изучении сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двена-дцать месяцев».
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Изучить методическую и педагогическую литературу по использованию средств наглядности при изучении сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
2. Определить наиболее эффективный метод использования средств наглядности на уроках литературы.
3. Составить фрагмент урока с использованием наглядных пособий.
4. Разработать методику создания собственных иллюстра-ций при изучении литературного произведения.
Гипотезой данного исследования является возможность использова-ния методики создания собственных иллюстраций как развития творческих способностей учащихся, изучение литературного произведения на более глубоком образном уровне при помощи средств наглядности.
В соответствии с поставленной целью, задачами и гипотезой мы мо-жем определить объект и предмет исследования.
Объектом исследования является – средства наглядности на уроках литературы в школе.
Предмет исследования – педагогические условия и методика эффек-тивного использования средств наглядности при изучении сказки-пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Для успешного решения поставленных задач, а самое главное реали-зации гипотезы, на разных этапах исследования использовались следую-щие методы исследования: теоретические (теоретический анализ методи-ческой и педагогической литературы по проблеме исследования; изучение нормативных и программно-педагогических документов об образовании; моделирование возможности создания собственных иллюстраций); эмпи-рические (анкетирование учащихся 5 класса, учителей ЯСОШ№1).
В соответствии с вышеперечисленными компонентами структурная схема курсовой работы выглядит следующим образом:
В первой главе конкретизируются основные приемы и методы ис-пользования средств наглядности, представлен обзор разных видов средств наглядности, исследуются методический взгляд Е.Н. Колокольцева и его альбомы иллюстраций.
Во второй главе разработана методика создания собственных ил-люстраций, а также представлен фрагмент конспекта урока с использова-нием средств наглядности.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Приложения содержат иллюстрации к сказке-пьесе С.Я. Марша-ка «Двенадцать месяцев», а также пример создания собственной иллю-страции.
Заключение:
Многие психологи (Выготский Л.С., Петровский А.В., и др.) отме-чают особую значимость творческой деятельности в жизни человека, ука-зывая, что способность к творчеству делает его «существом, непохожим на другие». Такого рода деятельность доступна каждому и предполагает со-здание новых материальных и духовных ценностей.
Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. – Начальная. Творчество тесно связано с воображением, которое может быть воссоздающим и (более высокого порядка) творческим. Разви-тие воображения у детей является необходимым условием формирования у них творческих способностей; именно младший школьный возраст наибо-лее сензитивен для этого.
Использование произведений смежных видов искусства имеет свою специфику. Учащихся нужно готовить к такому непростому виду деятель-ности на уроке, обращая особое внимание на речевой материал. Учителю желательно использовать специальную лексику, которая обеспечит уча-щимся возможность свободного оперирования искусствоведческой терми-нологией на уровне школьной программы.
Знакомство с произведениями смежных видов искусства не только обогащает словарный запас учащихся, но и расширяет их эстетические представления, формируя художественный вкус.
Согласно школьной программе при изучении литературы необхо-димо обращать внимание и на такой важный аспект литературного обра-зования и нравственно-эстетического воспитания, как использование про-изведений смежных видов искусства на уроке
С целью решения указанной задачи (развития творческих способ-ностей детей) на уроках литературного чтения предлагается использовать разнообразные виды творческих работ. В качестве основных выделяются следующие: драматизация, творческий пересказ, иллюстрирование.
Каждый из названных видов творческой деятельности имеет свою специфику.
Сущность приема драматизации заключается в воспроизведении прочитанного или услышанного детьми через использование мимики, же-стов, интонации, позы, то есть через актерскую игру. Многообразие ее ви-дов способствует формированию у учащихся различного рода умений и выбору необходимого вида с каждой конкретной целью.
Творческий пересказ как вид творческой деятельности предполагает передачу содержания с какими — либо изменениями. Различают пересказы, связанные с перестройкой текста и дополнением содержания.
Иллюстрирование художественного текста может быть словесным, графическим, музыкальным. Каждый из этих видов направлен на углубле-ние понимания учащимися текста прочитанного.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Методика использования средств наглядности на уроке лите-ратуры в школе
1.1. Средства наглядности на уроке литературы
«Кто не замечал над собою, что в памяти нашей
сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы
восприняли сами посредством созерцания, и что к такой,
врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже
отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро?»
К.Д. Ушинский
На протяжении развития методики преподавания использованию средств наглядности на уроках литературы посвящено множество работ, исследователи которых были названы во введении работы. Авторы работ разбирают следующие вопросы: Как привлечь внимание всех учащихся? Как заинтересовать тех, кто считает, что данный предмет им не нужен? Как помочь раскрыться слабым учащимся? Как развить пространственное во-ображение? Как глубоко изучить литературное произведение? Как осво-ить мир в художественном слове? Ответом на данные вопросы служит ци-тата, заявленная эпиграфом данной главы.
Еще Я.А. Коменский в XVII веке разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания литературы в школе. «Отец педагогики» писал: «…если намереваются внедрить в учащихся истинное и верное познание вещи, то, безусловно, необходимо, чтобы преподавалось посредством собственного наблюдения и чувственной наглядности» [5, с. 119]. Данная цитата является ключом за-гадки нашей темы. Однако не всегда учитель может организовать осяза-тельное изучение предметов и явлений, широкий спектр которых пред-ставлен богатством русского литературного языка. Помощником в этой нелегкой задаче выступают средства наглядного обучения. Увидеть всю красоту художественного мира, характерные черты того или иного персо-нажа произведения ученику помогают иллюстрации.
По мнению Коменского, учитель должен придерживаться важного правила:
необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно: «чтобы глаз оставался на каждой части предмета столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных по-дробностях» [5, с. 120].
Педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное зна-чение работ Я.А. Коменского, также сделали очень многое для продолже-ния развития его методики. Одним из них был К. Д. Ушинский. Он писал, что необходимым является «такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». Что и помогает нам при изуче-нии художественных произведений, – при формировании знаний большое значение имеет наглядность. Многие работы Ушинского посвящены прин-ципу наглядности. «Главное достоинство её [наглядности] состоит именно в том, что она совершенно незаметно вводит детей в науку через окружа-ющие их и уже знакомые образы действительности» [23, с. 101]. И далее: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету» [5 с. 102]. Наглядность, по мнению Ушинского, формирует са-мостоятельность ученика в учении, самостоятельность его мысли, на что и ориентировано современное обучение.
При подготовке к уроку учитель должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слу-хового, поэтому методика наглядного обучения актуальна и широко ис-пользуется на уроках русского языка в школе. «В развитии языка цивили-зации с некоторых пор произошел невидимый переворот: переход от цивилизации текста к цивилизации изображения», — пишет В. Д. Па-ронджанов, руководитель лаборатории «Учебник XXI века».
Информация, воспринимаемая человеком, в соответствии с концепцией Ж. Пиаже должна пройти четыре естественных этапа: сен-сорно-моторный, символьный, логический, лингвистический. Концепция Ж. Пиаже является своеобразным объяснением внедрения наглядных средств в методику преподавания. Информация, по Ж. Пиаже, должна предоставляться с соблюдением иерархии кодов: предметного или рису-ночного, знакового, символьного и словесного.
В учебно-методический комплекс входят учебник, тетрадь рабочая тет-радь и методические указания для учителя. Достаточная ли комплектация для обучения современного школьника? В проекте «Федерального госу-дарственного стандарта общего образования» подчеркивается необходи-мость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познаватель-ной и созидательной способностей» [24]. С таким скудным комплексом ди-дактического материала реализовать пункты, перечисленные выше невоз-можно. Педагоги нашли выход в использовании наглядных пособий. От-сюда и большой интерес к средствам наглядного обучения. Поставленной цели по ФГОС прекрасно содействуют наглядные средства обучения.
Разнообразие пособий и их функциональность, речь о которых пойдет в следующей части главы, создают условия и возможность изучения школь-ных предметов в пространственно-цветовом восприятии информации, а также приучает глаз и психику учащихся видеть и воспринимать все свой-ства различных предметов, будь то математика, русский язык, история, физика или литература.
Психологи и физиологи выяснили, что зрительное и тактильное вос-приятие обеспечивают активизацию мыслительной деятельности учащихся. Благодаря цветовой яркости и графической точности в отражении учебно-го материала средства наглядности содействуют формированию системной умственной деятельности учащихся. Повышение эффективности способно-сти правого полушария к охвату информации за счет использования наглядного метода даёт хорошее запоминание и восприятие, а значит средства наглядного обучения помогают и являются проводником учени-ка.
Научные данные обоснованы тем, что цвет в несколько раз запоминает-ся легче, чем слово, за счет его восприятия правым полушарием, которое обеспечивает первоначальный синтетический охват информации и появление эмоций. [22].
Петкевич Н. В. в своей статье «Наглядные пособия — в помощь учите-лю» указывает на то, что широкое использование демонстрационных наглядных пособий продиктовано необходимостью «расширения зритель-но-пространственной активности». Обращает наше внимание на работу В.Ф. Базарного, который отмечает, что предъявление учебного материала на максимальном удалении от глаз в режиме «зрительных горизонтов» (на доске, на стенах и даже на потолке) помогает не только для профилак-тики близорукости, но и для снятия «телесно-моторного закрепощения» [12, с. 10]. Одной из причин нездоровья школьников лауреат всероссий-ских конкурсов назвала «обедненную дидактическую среду». Для того чтобы решить данную проблему, Н.В. Петкевич предлагает обогатить ос-новной дидактический материал красочными демонстрационными посо-биями.
Правильное использование средств наглядности на уроках литературы в школе способствует формированию четких представлений образов геро-ев, пейзажа, интерьера, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются при анализе произведения. Возникает вопрос, какие виды наглядности широко исполь-зуется на уроках литературы? Теоретической основой нашей работы слу-жат методические взгляды и исследования Е.Н. Колокольцева. Прежде чем приступить к анализу методики использования средств наглядности Е.Н. Колокольцева, изучим все виды средств наглядности, и разберемся, как они могут применяться на уроках литературы в школе