Информатика Курсовая с практикой Информатика

Курсовая с практикой на тему Методика использования на уроке информатики средств наглядности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МЕТОДИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ.. 5
1.1 Роль наглядностив обучении. 5
1.2 Реализация принципа
наглядности на уроках информатики и ИКТ. 12
Выводы по 1 главе. 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ.. 19
2.1 Особенности организацииуроков информатики и ИКТ в школе. 19
2.2 Разработка содержания урока по информатике и ИКТ с
использованием средств наглядности. 24
Выводы по 2 главе. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ. 36

  

Введение:

 

В «Стратегии развития отрасли
информационных технологий в РФ на перспективу до 2025 г.» говориться, что «с
каждым годом информационными технологиями открываются все более широкие
перспективы для повышения эффективности бизнеса и качества жизни граждан» [25].

По этой причине, учащиеся должны
приобрести фундаментальные знания в области информатики и навыки
инструментального использования и общения с компьютером, что позволит им в
итоге овладеть набором компетенций для достижения результативной деятельности в
информационной среде современного общества. Важнейшая роль во всем этом
принадлежит курсу информатики, к которой научно-техническая революция сегодня
предъявляет требования применениянаглядных форм обучения организации и
проведения занятий.

Именно наглядность обучения позволит вывести
современный урок информатики на качественно новый уровень, повысить статус
учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее
организовать контроль и учет знаний учащихся.

Однако можно сказать, что школьная
информатика сегодня относится ксписку молодых школьных дисциплин и, самых
проблемных. Так, несмотря на внедрение сегодня в образовательный процесс
учебно-методических комплексов таких авторов, как А.Л. Семенов, Е.С. Архипова,
Т.А. Рудченко «Информатика как системообразующий элемент содержания образования
начальной школы», Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. «Информатика», Матвеева
Н.В. «Информатика и ИКТ» и многих других, все еще недостаточно разработаны
методики преподавания информатики, отсутствует системность в применении
наглядных средств.

Даже можно сказать более, в школах, где
ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализованы в
полной мере. Уроки информатики в большинстве случаев ведут учителя, в силу
специфики своей подготовки, слабо имеющие представление об условиях, которые
необходимыпри использовании компьютерных технологий в данном предмете.Именно
поэтому в нашем исследовании предпринята попытка изучить методику использования
на уроке информатики средств наглядности.

Цель исследования – рассмотреть особенности
методики использования средств наглядности на уроке информатики.

Объект:средства наглядности
в образовательном процессе.

Предмет:методика
использования средств наглядности на уроках информатикии ИКТ.

Задача исследования:

1. Раскрыть
роль средств наглядности в обучении.

2. Охарактеризовать
принципы использования средств наглядности на уроках информатики.

3. Рассмотреть
особенности организации уроков информатики в школе.

4. Разработать
содержание урока по информатике с использованием средств наглядности.

Теоретико-методологические
основы исследования: составили работы Жан-Жака Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.
Ушинского и др. по применению методов наглядности в образовании; идеи А.
Алексеева, Л.В, Занкова, Э.М. Кравченяи др. о использовании наглядности при
обучении информатике.

Методы исследования: в работе использован
комплекс общенаучных методов построения теории (сравнение, обобщение,
конкретизация, анализ литературы).

Практическая
значимость: результаты, полученные в данной работе, могут быть
использованы для построения урока информатики с использованием наглядных
средств.

Структура исследования:работа объемом 39 страниц, состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной литературы, представленного 27
источниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Работа посвящена изучению методики использования
на уроке информатики средств наглядности.

В первой главе представленытеоретические
аспекты методического использования средств наглядности на уроке информатики.

Выяснено, что наблюдение за натуральными
объектами имеет большое значение в обучении и служит исходным пунктом знаний
учащихся об объективном мире. Именно наглядность предоставляет учащимся полную
убежденность в истинности теории, сопровождаемой образом.

Одно из главных назначений наглядности в
процессе обучения – это выделение существенной информации, представленной в
виде образа. По сути, наглядностью выполняется та же роль, что и понятиями.
Так, образы, получаемые от восприятия средств наглядности, наравне с
понятийными элементами, участвуют в строительстве сложной целостной
конструкции, связанной с усвоением теоретического знания.

При этом место наглядных средств в
процессе обучения должно определяться отношением деятельности школьника с
наглядным материалом к той деятельности, которая является целью обучения.
Эффективность средств наглядности зависит от того, способствует ли восприятие
наглядного материала деятельности, ради которой используются эти средства. Если
нет связи между этими видами деятельности, то наглядность играет отрицательную
роль.

Для избегания этого, педагогу необходимо
при планировании использования средств наглядности учитывать их функции и
осуществлять реализацию с учетом возраста учащихся, уровня развития и образных,
рациональных форм мыслительной деятельности, необходимости активизации мышления
в каждых конкретных условиях.

На уроках информатики, наглядность
составляет неотъемлемую черту преподавания. При этом основу наглядных средств
составляют компьютерные технологии. Например, отображение результатов
моделирования на диаграммах или алгоритмов работы программы в виде блок-схем.

Вторая глава посвящена практическим
аспектам методики использования средств наглядности на уроке информатики.

По своей сути процесс организации урока
информатики подобен предметам других циклов: физике, математике, географии,
биологии и т.д. Разница заключается лишь в выраженной взаимосвязи различных
подсистем: учитель-ученик; ученик-ПК-учебная книга, учитель-ученик-ПК, что
сконцентрированы вокруг объекта изучения – ПК.

Средства наглядности при изучении нового
материала на уроках информатики реализуются в виде заранее подготовленных
стендов, блок-схем,пакетов электронных презентаций икомпьютерных программс
поддержкой диалогового общения преподавателя с учащимися.

Такие средства наглядности максимально
привлекательны для учащихся за счет иллюстраций, анимации и других
спецэффектов, корректно дополняющих и выделяющих особенности предоставляемоготеоретического
материала.

Сегодня нет единой методики
применения наглядных средств на уроках информатики, каждый преподаватель
подбирает их согласно изучаемой теме, возраста обучаемых и имеющихся условий
кабинета информатики. Однако существуют единые правила их использования:

· наглядные средства должны использоваться в меру,
с постепенным показом в соответствии с моментом урока;

· все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый
материал;

· четкое выделение главного, существенного при
показе;

· продумывание пояснений, даваемых в ходе
демонстрации;

· согласованность материала с демонстрируемой
наглядностью;

· привлечение самих учеников к нахождению желаемой
информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Таким образом, цель исследования
достигнута, задачи,поставленные в начале работы, могут считаться решенными.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ
НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

1.1 Роль наглядностив обучении

Основной целью любого педагога является не
только лишь обеспечение обучающихся конкретной необходимой суммой знаний, но и
привитиеим заинтересованности к учению, творчеству, что позволяет воспитывать,
таким образом, мыслящую личность. Интерес же к любому предмету может быть выработан
лишьпри условии, когда учащийся понимает, о чем говорит ему учитель; когда для
него интересны по своему содержанию предложенные задачи и упражнения,что учат
не только лишь формулированию заключения и обобщения, но и их осмыслению. А
последнему способствуетнаблюдение перспективы использования приобретаемых
знаний.

Принцип наглядности в обучении
сформулировал еще Я.А. Коменский.Он понимал его как «отражение необходимости привлечь
все органы чувств обучаемого для восприятия изучаемого предмета» [26, с. 103].

Согласно словарю русского
языка [13], наглядность образуется от

слова «наглядный».
Основными значениями этого слова указываются:

а) убедительный,
совершенно очевидный из непосредственного на-

блюдения, б) основанный на
показе или служащий для показа. Сле-

дуя значению понятия
«наглядность», его использование в описании

процесса обучения приводит
к обязательному наличию показа и на-

блюдений при
взаимодействии учителя и учащегося. В начале XVIII

века М.В. Ломоносов одним
из первых в России успешно применял

на своих лекциях наглядные
пособия. В XIX веке Н.И. Пирогов выде-

лял наглядность, наряду с
осмысленностью и активностью обучения,

как основной дидактический
принцип. Ушинский К.Д. наглядность

считал фактором, влияющим
на качество обучения и развитие логи-

ческого мышления у
учащихся [5].

Согласно словарю русского
языка [13], наглядность образуется от

слова «наглядный».
Основными значениями этого слова указываются:

а) убедительный,
совершенно очевидный из непосредственного на-

блюдения, б) основанный на
показе или служащий для показа. Сле-

дуя значению понятия
«наглядность», его использование в описании

процесса обучения приводит
к обязательному наличию показа и на-

блюдений при
взаимодействии учителя и учащегося. В начале XVIII

века М.В. Ломоносов одним
из первых в России успешно применял

на своих лекциях наглядные
пособия. В XIX веке Н.И. Пирогов выде-

лял наглядность, наряду с
осмысленностью и активностью обучения,

как основной дидактический
принцип. Ушинский К.Д. наглядность

считал фактором, влияющим
на качество обучения и развитие логи-

ческого мышления у
учащихся [5].

В словаре русского языка [17] сказано, что наглядность
образована от слова «наглядный». В качестве основных значений этого слова
указываются такие:

а) убедительный,
совершенно очевидный из непосредственного наблюдения;

б) основывающийся
на показе или предназначенный для показа.

Если следовать значению понятия
«наглядность», то его применение в описании процесса обучения сводится к
обязательному присутствию показа и наблюдения во взаимодействии между учителем
и учащимся.

Согласно с разными данными, человеком
воспринимается порядка 70-90% информации посредством органов зрения. Данные
цифры оспаривать сложно, т.к. каждый представляет на бытовом уровне разницу
между «слышать» и «видеть» информацию. Данное высказывание может служить в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы