Курсовая с практикой на тему Методика использования информационных технологий при обучении говорению на уроке иностранного языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКЕИНОСТРАННОГОЯЗЫКА 6
1.1. Разнообразие информационных технологий и возможности их применения в современной школе 6
1.2. Функции информационных технологий вобучении иностранному языку в школе 11
1.3. Особенности использования информационных технологий при обучении говорению на уроке иностранного языка 18
Выводы по главе I 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКЕИНОСТРАННОГОЯЗЫКА 24
2.1 Возможности обучения говорению учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку 24
2.2. Способы и приемы использования современных информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка при обучении говорению 30
Выводы по главе II 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Реалии сегодняшнего времени, в частности большая свобода в передвижении не только внутри нашей страны, но и за ее пределами, потребности рынка труда, возможность трудоустройства в иностранных фирмах, заставляют более серьезно подходить к изучению иностранных языков. Интеграция России в мировое сообщество в политическом, научном и культурном аспектах также способствует росту интереса к более глубокому и обширному изучению иностранного языка.
Образование в России должно быть способным подготовить, в первую очередь, конкурентоспособных специалистов в объеме потребностей постоянно изменяющегося рынка труда.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это целый ряд современных технологий, связанных с обработкой и использованием информации. ИКТ все чаще находят свое применение в учебном процессе. Использование ИКТ на уроках иностранного языка повышает эффективность и качество обучения.
Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Такие технологии вызывают гораздо больший интерес у школьников, чем обычный школьный учебник. Компьютер может выполнять как функции рабочего инструмента (средство подготовки и хранения проб, текстовый редактор, редактор изображений, инструмент моделирования), так и функции учителя (источник образовательной информации, наглядных пособий, индивидуального информационного пространства, средств управления).
ИКТ на уроках иностранного языка становятся ведущими технологиями в учебном процессе, которые способствуют формированию навыков и умений для самостоятельного пополнения знаний, поиска и ориентации потока информации, а также формирования коммуникативной культуры учащихся и их познавательной независимости.
Концепция и роль информационных технологий как компонента современных методологических знаний в процессе изучения иностранных языков были рассмотрены в работах такими учеными и преподавателями, как Е.С. Полат, Н.С. Попов П.В. Сысоев М.Н. Евстигнеев, Р.П. Мильруд, Т.В. Сидаренко, Л.П. Халяпин и др. Их исследования показали, как повысить педагогический эффект использования ИКТ на занятиях и нивилировать негативное влияние информационных технологий на учащихся, их социально-психологическое состояние, уровень интеллекта, в процессе обучения иностранному языку в школе. В целом авторы согласны с тем, что использование ИКТ в процессе обучения иностранному языку в школе является объективной реальностью и неотъемлемой частью планирования образования.
Цель исследования: выявление влияния ИКТ на процесс овладения устными видами речевой деятельности на уроках иностранного языка.
Объектом исследования выступает процесс обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Предметом исследования является технология использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в процессе овладения устными видами речи.
В соответствии с проблемой и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть разнообразие информационных технологий и возможности их применения в современной школе.
2. Раскрыть функцию информационных технологий в обучении иностранному языку в школе.
3. Выявить особенности использования ИКТ при обучении говорению на уроке иностранного языка.
4. Определить возможности обучения говорению учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку.
5. Охарактеризовать способы и приемы использования современных информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка при обучении говорению.
В соответствии с целью и задачей применялись следующие методы исследования:
методы теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, беседа, опытное обучение, статистическая обработка данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что что собранный теоретический материал, посвященный использованию ИКТ на уроках иностранного языка может служить основой для дальнейших исследований по данной теме.
Практическая значимость исследования заключается в том, что учебные материалы могут быть использованы при подготовке и проведении урока на иностранном языке в школе и вузе.
Структура работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Целью данной исследовательской работы являлось раскрытие методики использования информационных технологий при обучении говорению на уроке иностранного языка.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть разнообразие информационных технологий и возможности их применения в современной школе.
В данном исследовании за основу возьмём определение ИКТ по словарю методических терминов Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина:«Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно- аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации».
2. Раскрыть функцию информационных технологий в обучении иностранному языку в школе.
При подборе средств ИКТ для обучения иностранному языку необходимо учитывать, как индивидуальные психолого-возрастные особенности учащихся, так и возможность развития диалогического общения. В качестве средств ИКТ на начальном этапе обучения можно выбрать аудиовизуальные, мультимедийные средства, с помощью которых можно воспроизвести песни или видеофрагменты на иностранном языке. Для младших и средних классов используются статичные тематические изображения – дидактические картины (слайды, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы), что обеспечивается многофункциональностью работы компьютера. Популярностью пользуется форма предоставления информации в виде электронной презентации, создаваемая учителем с помощью средств ИКТ.
3. Выявить особенности использования ИКТ при обучении говорению на уроке иностранного языка.
В современном учебном процессе используются различные вспомогательные средства, их можно классифицировать следующим образом:
1. По способу применения на уроке: демонстрационные, раздаточные средства.
2. По способу восприятия информации: визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные средства.
3. По способу проявления информации: технические, нетехнические средства.
4. По характеру визуального изображения: статичные, динамичные средства [4].
4. Определить возможности обучения говорению учащихся на среднем этапе обучения иностранному языку.
При рассмотрении теоретических подходов в обучении иноязычной устной речи на начальном этапе, была отмечена их коммуникативная направленность. Наиболее часто применяемыми методиками к обучению являются коммуникативная, игровая и проектная. Любой подход становится более действенным и разнообразным при его правильном сочетании с элементами других методик. Итак, перед современным учителем стоят задачи развития личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения. Кроме того, учитель должен заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), развить способности элементарного коммуникативного умения в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей младших школьников.
5. Охарактеризовать способы и приемы использования современных информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка при обучении говорению.
Важной целью является мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка, ознакомление школьников с миром зарубежной художественной литературы. Требуется приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширенного спектра проигрывания социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка помогает создать доброжелательную обстановку в классе, снять психологический барьер, повысить мотивацию к изучению английского языка. Таким образом, роль информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников, трудно переоценить. В связи с этим необходимо уделять им особое место в процессе обучения младших школьников английскому языку.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКЕИНОСТРАННОГОЯЗЫКА
1.1. Разнообразие информационных технологий и возможности их применения в современной школе
Для того чтобы изучить информационно-коммуникационные технологии необходимо выяснить сущность ключевого понятия информации, информационной технологии, коммуникационной технологии, которые и определяют формирование понятия информационно-коммуникационные технологии.
Единого определения информации как научного термина в настоящее время не существует. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Рассмотрим некоторые определения информации, существующие на сегодняшний день.
Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом;
Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
В теории информации понятие информации определяется как коммуникация, связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон).
Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не является однозначным. В целом ИКТ можно определить, как набор различных технологических инструментов и ресурсов, которые используются для поддержки процесса коммуникации и создания, распространения, хранения и управления информацией. Под данными технологиями подразумевают компьютеры, Интернет, радио- и телевизионные передачи, а также телефонную связь.
ИКТ можно рассматривать с точки зрения их создания или их использования.
С точки зрения создания ИКТ это самостоятельная научная и прикладная дисциплина, которая представляет собой объединение научных знаний, технических решений, моделей производственных процессов, социально-экономических и гуманитарных аспектов, направленных на разработку новых методов и технологий обработки данных и знания.
С точки зрения пользователя, ИКТ можно рассматривать как технологию проектирования и создания информационного продукта. Информационный продукт представляет собой искусственный информационный объект определенной цели, созданный с использованием компьютера и компьютерных коммуникаций в соответствии с определенными требованиями (стандартами) и определенными правилами (технологиями).
Информационные продукты по их использованию можно условно разделить на:
— информационные продукты, которыми пользуются без участия компьютера (тексты, расчеты, изображение);
— информационные продукты для использования которых требуется компьютер (компьютерные модели, анимации, видеоролики, веб-альбомы, веб журналы, сайты, веб-энциклопедии и т.п.);
— профессиональные компьютерные продукты (системное и прикладное программное обеспечение).
Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) делят на программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.
К средствам ИКТ можно отнести: ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, информационные сети, устройства ввода-вывода информации, средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией, средства архивного хранения больших объемов информации, устройства для преобразования данных из текстовой, графической или звуковой форм предоставления данных в цифровую и обратно, системы искусственного интеллекта, системы машинной графики, программные комплексы, современные средства связи, электронные средства образовательного назначения.
С.Г. Григорьев [13] понимает ИКТ как конкретный способ работы с информацией: это совокупность знаний о путях и средствах работы с информационными ресурсами, методах и средствах сбора, обработки и передачи информации для получения новой информации об исследуемом объекте.
По мнению большинства исследователей, необходимо гармонично комбинировать и дополнять традиционные и информационно-коммуникационные средства обучения.
Информационно-коммуникативные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством реализации которого является компьютер. Компьютерные технологии основаны на формализации знаний, использовании средств искусственного интеллекта в процессе диалога и использовании специальных пакетов прикладных программ, в том числе ориентированных на учителя, который не является программистом [11].
Ж. Л. Витлин [17] понимает информационные и коммуникационные технологии как сочетание методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширения знаний людей и развития их возможностей для управления техническими и социальными процессами.
В.А. Трейнев [35] в ИКТ включает набор методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и отображение информации для уменьшения сложности ее использования, а также для увеличения его надежности и эффективности.
По данным Т.Н. Медуницы [23] ИКТ – это технологии, которые используют технические информационные средства.
А.Ю. Уваров [36] считает, что ИКТ – это процесс подготовки и передачи информации с использованием компьютера.
Многие ученные различают ИКТ по: уровням использования-общепедагогические, по усвоению содержания – ассоциативно-рефлекторные, по организационным формам – индивидуальные и групповые, по подходу – личностно-ориентированные, по методам использования – информационные и операционные, диалогические.
Информационные и коммуникационные технологии обучения С.Ю. Соболева [33] называет интерактивными потому что они реагируют на действия как учителя, так и ученика. Основным инструментом ИКТ, как отмечает С.Ю. Соболева, является персональный компьютер, возможности которого определяются его техническими характеристиками и установленным программным обеспечением. Компьютер является источником информации и наглядных пособий, отдельного информационного пространства и тренажера; средство диагностики, контроля и моделирования.