Курсовая с практикой на тему Методика использования информационно-коммуникационных технологий при обучении математике в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы использования
информационно-коммуникационных технологий при обучении математике в основной школе. 6
1.1. Возможности
информационно-коммуникационных технологий в основной школе 6
1.2. Психологические особенности обучающихся
основной школы.. 17
1.3. Технология веб-квест в обучении
математике. 29
Глава 2. Методические аспекты использования
информационно-коммуникационных технологий при обучении математике в основной школе. 38
2.1. Цели изучения линии квадратных
уравнений в курсе алгебры основной школы 38
2.2. Анализ УМК по теме «Квадратные
уравнения». 41
2.3. Применение технологии веб-квест на тему
«Квадратные уравнения» при обучении математики в 8 классе. 49
2.4. Разработка технологической карты урока
математики по применению веб-квеста на тему «Квадратные уравнения». 54
Заключение. 61
Список литературы. 63
Введение:
Актуальность исследования. В современном мире идет стремительное развитие
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Уже нельзя представить современного
человека и практически во всех областях деятельности нельзя обойтись без их
применения. Так и в области образования все шире и больше применяются ИКТ. В
связи с чем, целью образования становится воспитание человека, адаптированного
к новым условиям.
Для современного ребенка
применение ИКТ технологий стало частью его повседневной жизни. В этом контексте
задача педагога состоит в том, чтобы тот энтузиазм, с которым дети работают с
компьютером дома, играя, занимаясь творчеством, использовать для формирования
целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, другими
словами, для формирования ключевых компетенций, определяющих современное
качество содержания образования.
Современные компьютеры и
программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности
моделировать различные учебные ситуации. Использование различных компьютерных
программ и ИКТ технологий позволяет облегчить труд учителя, так как материалы
для проведения урока заранее подготовлены в электронном виде. Уникальность
применения ИКТ состоит в том, что их можно использовать на всех этапах процесса
обучения: при объяснении нового материала; при закреплении и повторении; при
итоговом контроле.
Способность учащихся к
практическому действию появляется в ситуациях, когда ученик приобретает опыт
разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. В наибольшей мере
такие ситуации появляются в проектной деятельности. Наиболее удобной и
результативной формой организации проектной деятельности обучающихся на базе
ИКТ технологий является веб-квест. Веб-квест, как молодая ИКТ
технология, обладает множеством достоинств: способствует активизации учебной
деятельности, повышению эффективности учебной деятельности. Однако проблема использования
и разработки веб-квестом в том, что они практически не используются в школах,
так как многие учителя математики практически не знают, как создавать и каким
образом использовать образовательные веб-квесты.
Уравнения в школьном
курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше,
чем на любую другую тему школьного курса математики. Сила теории уравнений в
том, что она не только имеет теоретическое значение для познания естественных
законов, но и служит конкретным практическим целям. Большинство задач о
пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к
решению различных видов уравнений. Умение решать квадратные уравнения служит
базой для решения других типов уравнений и их систем.
При прохождении
веб-квеста, овладевая способами решения квадратных уравнений, учащиеся смогут найти
ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство,
промышленность, связь и т.д.). Также ключевой дидактической направленностью
веб-квестов является систематизация и обобщение знаний, приведение их в
целостную систему.
Все выше представленное и
обуславливает актуальность данного исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить методику использования информационно-коммуникационных
технологий при обучении математике в основной школе, а также разработать методические
рекомендации и веб-квест на тему «Квадратные уравнения» в 8 классе.
Объект исследования – информационно-коммуникационные технологии при обучении.
Предмет исследования – методика использования информационно-коммуникационных
технологий при обучении математике в основной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие информационно-коммуникационных технологий.
2. Рассмотреть виды информационно-коммуникационных технологий.
3. Проанализировать психологические особенности обучающихся
основной школы.
4. Изучить возможности информационно-коммуникационных технологий
в обучении математике.
5. Представить логико-дидактический анализ учебного материала по
теме «Квадратные уравнения».
6. Разработать веб-квест «Квадратные уравнения».
7. Проанализировать применение технологии веб-квест на тему
«Квадратные уравнения» при обучении математики в 8 классе.
8. Представить методические рекомендации по использованию
информационно-коммуникационных технологий при обучении математике.
Теоретико-методологические основы исследования. Теория проектного обучения
(Килпатрик У., Мастер П., О.М Моисеева, Е.С Полат, М.М Рубинштейн, Т.Е
Сахарова, И.И., Скворцова М Уикс., Г Уорт., Т., Хатчинсон С Хейнс и др.),
положения теории информатизации образования и медиадидактики (Dodge В., March
Т., О.А Баранов, Ю.Н Егорова, И.В Роберт, Ю.Н Усов., А.В Федоров, Е.В Якушина),
исследования в области организации и проведения образовательных квестов (М.В
Андреева, Я. С., Быховский, Н.В Николаева).
Методы исследования: анализ и изучение психолого-педагогической и
научно-методической литературы по теме исследования, систематизация,
классификация, сравнение, обобщение, синтез.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Заключение:
В ходе выполнения работы
были сделаны следующие выводы:
1. Существующие
информационно-коммуникационные технологии могут значительно отличаться между
собой. На сегодняшний день существует неопределенность и отсутствие единой
позиции относительно видов ИКТ и в том числе в обучении. Принятие классификации
за основу напрямую зависит от целей и задач их использования. Стоит заметить,
что эффективность образовательного процесса, проводимого при помощи средств
ИКТ, в значительной степени зависит от верного выбора приёмов их применения.
2. Подростковый возраст –
время быстрого и плодотворного развития многих психических процессов, развития
личности, социализации, появления самосознания и развития чувства самоуважения.
При этом данный возрастной период также характеризуется изменениями в поведении
подростков, причем не всегда в лучшую сторону, а также снижением интереса к
учебе и учебной мотивации, так как интересы подростка переключаются на другие
объекты. Стоит отметить, что познавательные процессы в период подросткового
возраста становятся более развитыми, подросток развивает свой интеллект.
3. На уроках математики
использование ИКТ технологий повышает мотивацию и активизирует познавательную
активность учащихся. Организация такой работы в процессе обучения математике
позволит формировать и развивать знания учащихся, вовлекать в деятельность всех
учащихся, осваивать реальное применение математики. Одной из современных форм
обучения на основе ИКТ-технологий является веб-квест. Под образовательным
веб-квестом понимается учебно-поисковая задача в игровой форме, представленная
сайтом в Интернете, с которым работают учащиеся.
4. Анализ ФГОС показал,
что при изучении линии уравнений в 7-9 классах акцент делается на формирование
универсальных учебных действий, главным становится личностный результат при
изучении дисциплины. Цель изучаемой темы: овладеть различными способами решения
квадратных уравнений и их систем, научиться решать практические и прикладные
задачи, математической моделью которых является уравнение данного вида, уметь
интерпретировать полученный результат.
5. Подводя итоги
анализа УМК различных можно может сделать следующие выводы:
1) методическая линия
изучения квадратных уравнений во всех современных школьных учебниках алгебры
одинакова.
2) при изучении темы
«Квадратные уравнения» рассматриваются прямая и обратная теорема Виета в
учебниках алгебры С.М. Никольского и Ю.Н. Макарычева.
6. Представлены этапы
создания веб-квеста с помощью конструктора веб-сайтов А5, они использовались
при создании веб-квеста по математике «Квадратные уравнения». Разработанный
веб-квест представлен по адресу: http://web-quest.mya5.ru/.
7. Был разработан
веб-квест по алгебре для учащихся 8 класса по теме «Квадратные уравнения».
Таким образом, цель
работы достигнута. Задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования
информационно-коммуникационных технологий при обучении математике в основной
школе
1.1. Возможности информационно-коммуникационных
технологий в основной школе
Общество
на современном этапе своего развития принято считать информационным. Информатизация
общества является глобальным социальным процессом. Особенности данного явления
заключаются в связанных с информацией процессах, которые могут осуществляться
на основе различных компьютерных средств.
Проанализировав
различные литературные источники по теме можно отметить, что встречаются
различные взгляды авторов на понятия «информационная технология» и «информационно-коммуникационная
технология».
Стоить
отметить, что определение «информационная технология» было принято ЮНЕСКО. В
соответствии с этим данное определение включает комплекс различных технических
дисциплин, которые изучают рациональное использование человеческих ресурсов, в
том числе по процессам, связанным с информацией. Другая часть определения
включает технологии компьютерного пространства, а также способ организационной
деятельности по работе с людьми и машинами, практическое использование
технического оборудования и основанные на нем экономико-социальную и
общекультурную составляющие [21].
В
законе № 149-ФЗ дано определение информационной технологии. Согласно указанному
определению – это процессы, связанные с информацией, а также методология
организации данных процессов [43].
В
ГОСТ Р дано определение ИКТ, при этом данное понятие обобщено. Согласно данному
источнику ИК технология является информационным процессом, а также
информационным способом работы, который реализуется за счет применения инструментов
компьютерного оборудования и иных телекоммуникационных средств [13].
В
соответствии с мнением профессора С.Г. Григорьева одним из главных направлений использования
этих технологий является образовательный процесс. С его точки зрения, сегодняшнее
образование невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий
в их различных видах. В то же время инструменты информатизации используются с
двух позиций: с намерением исследования самой информационной технологии и при
обучении иным областям знаний» [14].
Определение
информационно-коммуникационной технологии может трактоваться по-разному. В
самом широчайшем понятии, по мнению С.Г. Григорьева ИК технология является резюмирующим
понятием, которое может характеризовать всевозможные методы, способы и
алгоритмы по сбору, хранению, обработке, представлению и передаче данных [14].
Этот термин применяется в трудах таких авторов С.Г. Григорьева, М.И. Шараповой,
Н.Д. Гальсковой и др.
По
мнению Е.И. Апольских, В.Н. Подковыровой, Д.П. Тевса и М.В. Афониной, «информационно-коммуникационная
технология – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания,
передачи и распространения информации и услуг (компьютерная техника,
программное обеспечение, телефонная линия, сотовая связь, электронная почта,
сотовые и спутниковые технологии, беспроводная и кабельная сеть, мультимедиа,
интернет)» [3].
Под
информационно-коммуникационными технологиями профессор И.В. Роберт понимает «средства
совершенствования интеллектуальной деятельности» [14]. Представленное
определение содержит свой узкий смысл и связывает информационно-коммуникационную
технологию с усилением общекультурного и профессионального уровня.