Технология и организация экскурсионных услуг Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Методика и основные этапы разработки экскурсии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки экскурсии 5
1.1. Сущность понятия «экскурсия», основные признаки и функции
экскурсии 5
1.2. Особенности организаций тематических экскурсий 10
Глава 2. Разработка рекомендаций по организации и проведению экскурсии «Лефортово военных лет» 15
2.1. Разработка методических рекомендаций по организации и проведению экскурсии «Лефортово военных лет» 15
2.2. Разработка практических рекомендаций по организации и проведению экскурсии «Лефортово военных лет» 22
Заключение 28
Список использованной литературы 32
Приложение

  

Введение:

 

При упоминании слова «экскурсия» у каждого человека возникают самые разные воспоминания о туристских путешествиях, новых местах, эмоциональных переживаниях. Вряд ли существует человек, который за всю свою жизнь не принял бы участие ни в одном походе, не посетил бы ни одного музея, картинной галереи, не увидел бы культурно-исторические и архитектурные памятники конкретной местности, не познакомился бы с бытом, архитектурой, уникальными произведениями искусств, достояниями и богатствами своей Родины.
Являясь основой туризма, выступающее как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику, она повышает культурный уровень человека, оказывает влияние на удовлетворение духовных ценностей человека и на его мировоззрение в целом, способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. В ее основе лежат такие принципы как научность, доходчивость, убедительность, идейность, связь с жизнью.
Экскурсия это наглядный процесс, в процессе которого человек познает окружающий мир, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораториях, научно-исследовательских институтах. Она является формой организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность и наблюдательность, сообразительность суждения, инициативность и любознательность у школьников. Важным в экскурсионной деятельности является развитие кругозора, а также формирование разносторонне развитой личности в каждом ребенке. Экскурсионная работа выступает в качестве средства снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Экскурсионная деятельность помогает развивать в детях адаптивность, коммуникабельность, самодисциплину. Обучение и воспитание с помощью организации и проведения экскурсий активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к знаниям.
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по организации и проведению экскурсии (на примере военно-патриотической экскурсии для школьников города Москвы).
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть сущность понятия «экскурсия», основные признаки и функции экскурсии;
– изучить особенности организации тематических экскурсий;
– разработать методические рекомендации по организации и проведению экскурсии «Лефортово военных лет»;
– разработать практические рекомендации по организации и проведению экскурсии «Лефортово военных лет».
Объект исследования – методика и основные этапы разработки экскурсии.
Предмет исследования – процесс организации и проведения экскурсий военно-патриотической тематики для обучающихся в учебных заведениях – школьников в г. Москва.
Методы исследования. В ходе исследования для достижения цели посредством решения задач были использованы следующие методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, исторический.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и одного приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе написания курсовой работы была рассмотрена сущность понятия «экскурсия», основные признаки и функции экскурсии, изучена история развития экскурсионного дела в России, были выявлены этапы подготовки и проведения экскурсии, разработаны особенности организации тематических экскурсий, исследованы особенности организации учебных экскурсий. Также было проанализировано состояние и перспективы развития экскурсионного дела в России, проанализированы и изучены объекты военно-патриотической тематики на территории Российской Федерации, основные маршруты экскурсий военно-патриотической тематики в городе Москве и Московской области, экскурсионные программы ведущих экскурсионных компаний Москвы. Также были разработаны и внедрены как методические, так и практические рекомендации по организации и проведению экскурсии «Лефортово военных лет», предоставлены и рассмотрены ожидаемые результаты внедряемой экскурсии.
При изучении понятия и сущности экскурсии было выявлено, что данное понятие представляет собой сложный процесс познания окружающей действительности. Благодаря ей дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. Такую форму обучения, как экскурсия, просто необходимо использовать в учебном процессе. Она играет важную роль в патриотическом воспитании молодого поколения, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремление личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Военно-патриотическое воспитание было, есть и в будущем останется основой формирования у граждан нашей страны высоких морально-психологических и боевых качеств, необходимых для выполнения священного долга по вооружённой защите Родины. Особенно важно это для современной России, переживающей экономическую дезинтеграцию и социальную дифференциацию общества. Утрата значительной частью населения духовных ценностей и насаждение через средств массовой информации чуждых нашему народу норм морали наносит огромный ущерб государству и обществу. Это повлекло за собой снижение патриотического сознания, падение престижа военной и государственной службы. В современных условиях достаточно остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
Формировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, прививать ребенку любовь и уважение к своей семье, Родине, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. Поэтому в процессе патриотического и духовно-нравственного воспитания детей следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ. Необходимо создать новую систему целостного патриотического воспитания граждан России. Разработка программы новой экскурсии «Лефортово военных лет» направлена на ознакомление школьников города Москвы с основными объектами показа в районе Лефортово, знакомство с историей возникновения и развития своего района, передачу атмосферы эпохи данного места, развитие интереса к экскурсиям на данную тематику, показе важности патриотического духа на примере данной экскурсии.
При разработке и проведении экскурсии «Лефортово военных лет» преследуются следующие цели:
– наглядно показать жителям данного района о существовании и месторасположении объектов показа военно-патриотической тематики;
– донести степень значимости данных объектов до сознания людей, помочь перенестись в военные года и посмотреть на свой район другими глазами;
– предоставить возможность увидеть, как жили в военное время в казармах, как велись подготовки к войне, услышать рассказы о ходе войн, тяжелой жизни в военные года от ветеранов войн;
– самостоятельно принять участие в военно-спортивных мероприятиях с целью подготовки к службе в армии.
– повысить культурно-познавательный уровень как школьника, так и каждого жителя района, расширить свой кругозор, развить интерес к представленным объектам;
– способствовать развитию патриотизма, уважения и гордости за свою Родину, знать ее прошлое и помогать принимать участие в формировании ее будущего;
– данная экскурсия дает возможность учителю повысить свой уровень педагогического образования, сблизиться с обучающимися, показать им достоверные знания, точную информацию и быть хорошим примером для подражания и следования по жизни;
– внедрение экскурсии в школьную программу.
Социальная эффективность внедряемой экскурсии:
– повышенный уровень заинтересованности в посещении данной экскурсии;
– желание увидеть объекты показа, входящие в программу экскурсии;
– возросший уровень образованности у школьников в образовательных учреждениях;
– развитие патриотизма и гордости за свою страну;
– создание позитивного имиджа района;
– развитие у школьников таких важных процессов как: речь, внимание, память, воображение, мышление, восприятие и наблюдательность, что достигается путем экскурсии;
– усвоение знаний учащимися путем передвижения по местности;
– изучение посещаемого пространство путем анализа;
– приобретение школьником навыков суждения, инициативности и любознательности.
– определение школьником своего места и свою роль в экскурсии, что обеспечивает его вовлеченность и живой интерес во время экскурсии к происходящему;
– возможность слушать, высказываться, делать определенные выводы и подводить итоги проведенной экскурсии, а также демонстрировать ход своих мыслей в отчетах по экскурсиях;
– приобретение учителем навыков экскурсовода, также получение информации по изучаемой территории.
Данную экскурсию предполагается внедрить в школьную программу образовательных учреждений, и она будет являться частью учебного процесса.
При возникновении спроса на экскурсию ее можно предложить использовать экскурсионным бюро и туристским компаниями.

   

Фрагмент текста работы:

 

Слово «экскурсия» появилось в русском языке в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем оно стало обозначать «вылазка, поездка». Данное понятие представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона. В современном понимании – это продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним. Однако сущность понятия «экскурсия» на этом не заканчивается. За последние 70 лет различными изданиями было опубликовано несколько формулировок понятия «экскурсия».
Самое раннее толкование (1882 г.) этому термину дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». Например, М.П. Анциферов дает следующее определение: «Экскурсия – это прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (1923 г.). Ученый – экскурсионист Л. Баршах, характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, считает, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем экскурсоводом.
В определениях понятия «экскурсия» есть отличия, но их существование не просто так. В определенный и конкретный период времени образовывалось и действовало каждое из этих определений. Поэтому появляются отличия в определение целей, форм, задач организации и проведения экскурсий, которые могут быть в каком-то определенном периоде времени. Постепенно перед экскурсиями ставятся новые, более сложные задачи – значительно претерпевают изменения формы их проведения, а также меняются цели. Перед экскурсиями ставится новая цель – общеобразовательная. Экскурсия обернулась в такой вид работы, как культурно – просветительская, что помогало в улучшении качества воспитательной работы, для совершенствования ее результатов и достижения новых следствий. Она является частью культурно-массовой, а также идейно-воспитательной работы. Следует отметить, что она в большей мере изменилась по формам проведения, методике изложения необходимого материала, а также по содержанию. Если рассматривать экскурсию в краткой форме, то ее можно определить как сумму знаний, которые передаются группе экскурсантов в особой форме.
Каждая экскурсия – это, во-первых, процесс деятельности. Этот процесс имеет такие закономерности, как тематичность, наглядность, активность, эмоциональность, целеустремленность. Деятельность – это активность человека, которая направлена на достижение поставленной, конкретной цели. Экскурсия представляет собой сложение взаимосвязанных действий. Действия могут быть различными, как, например, обход объектов, их рассмотрение, движение группы экскурсантов по маршруту, пояснения, рассказ, беседа, ответы на вопросы, наблюдение памятников. При помощи советов, который дает экскурсовод во время проведения экскурсии, экскурсанты действуют более разумно и адресно.
Во время экскурсии существует действие, и оно делится на две части – деятельность экскурсовода и непосредственно деятельность самих экскурсантов. Деятельность экскурсовода представляет собой несколько действий, но самые главные из них – это разработка, подготовка и проведение экскурсий. Деятельность экскурсантов выражается в таких формах, как изучение, наблюдение, исследование объектов показа и рассказа.
Существует такое понятие как «экскурсионный процесс». Он выполняет задачи, которые исполняет экскурсовод. Экскурсовод во время экскурсии показывает экскурсантам объекты, с помощью которых раскрывается тема, помогает услышать нужную информацию об объектах показа и рассказа, дает возможность прочувствовать значение исторического события и величие подвига, позволяет обрести навыки наблюдения объектов самостоятельным путем, а также научиться анализировать увиденные экскурсионные объекты. Важное место занимает процесс формирования у экскурсанта умения видеть. Важно научить группу умению распознавания и ощущения красок, линий и их комплексов в условиях будущей перспективы, воздуха, света, зрения, угла, группировки масс, линий всякого рода, архитектурных масс. Умение видеть также является важным процессом в экскурсионном процессе. Оно заключается в поиске определенных черт историко-культурного характера, их особенности в экскурсионном объекте. Важной задачей также является умение найти исторические факты в музейно-исторических памятниках, в монументальных сооружениях, суметь определяться наслоения в экскурсионных объектах, которые были осуществлены временем.
Одной из главных и сложных задач является – выработать у экскурсантов правильное, нужное отношение к теме экскурсии, фактам, событиям, историческим лицам, деятелям, эпохе, то есть ко всему материалу, использованному в экскурсии, а также дать свою оценку и сформулировать свое мнение. Дать оценку – это означает сформулировать и предоставить свое представление о ком-то или о чем-то, установить необходимое значение, определить роль кого-нибудь и чего-нибудь, характер какого либо объекта или субъекта, а также показать чьи-то недостатки и достоинства. Выводы экскурсанта – это и есть оценка экскурсии. К ним приходит экскурсант с помощью экскурсовода. Отношение к экскурсии – это определенный взгляд экскурсанта на исторический период, эпоху, которым может быть посвящена экскурсия. Отношение к экскурсии помогает экскурсанту показать свое понимание к атмосфере, определенной ситуации, в которой жил писатель или художник, скульптор, а также отобразить собственное восприятие к каким – либо действиям. Здесь важное место занимает материал экскурсии, как он преподносится экскурсоводом экскурсантам, как экскурсовод относится к событиям и его собственная оценка. Важно увидеть убежденность экскурсовода в своей собственной правоте. В этом процессе существует одна проблема – проблема понимания.
Каждая экскурсия имеет свою, чётко определенную тему. Тема представляет собой круг явлений, которые выбирает и освещает автор экскурсии. Следует отметить, что тема тесно связана с целью экскурсии. Выбор темы зависит от конкретного заказа, целенаправленного сознания определенной тематики экскурсий или конкретного заказа. Тема экскурсий задумывается изначально.
Любая экскурсия имеет свою специфику и заключается она в единстве показа и рассказа. И если отсутствует показ, то экскурсия, как вид культурно-просветительной и учебной работы, перестает существовать и превращается в беседу или лекцию. Экскурсия обладает своей сущностью, и она представляет собой сочетание рассказа и показа. То, что увидит экскурсант во время экскурсии в его сознании сочетается благодаря рассказу экскурсовода с какими – то конкретными фактами, процессами, явлениями, событиями, а также людьми. Таким образом экскурсовод выполняет две функции – показывает объекты на экскурсионном маршруте, а также учит правильно видеть показанное им. В каждой экскурсии существует эмоциональная составляющая её. Во время экскурсии экскурсовод должен не просто заставить экскурсантов смотреть на объекты показа и слушать информацию о них, а также уметь вызвать у экскурсантов какие – то эмоции и чувства, такие как радость, печаль, восхищение, ярость.
У каждой экскурсии есть свои признаки. Основной признак экскурсии – высокая степень наглядности. Известно восемь призанков экскурсии:
1. наличие экскурсионной группы (15-30 человек);
2. наличие объекта показа;
3. протяженность по времени, обычно от академического часа (45 минут) до одного дня;
4. активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
5. наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
6. целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;
7. передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
8. наличие квалифицированного специалиста – экскурсовода.
Следует отметить, что если отсутствует хотя бы один из этих признаков, то проводимое мероприятие не будет называться «экскурсией».
Также у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
– производственные экскурсии – показ действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов), как в производственном, так и в демонстрационном режиме;
– автобусные экскурсии: показ объектов при обычном движении автобуса, показ объектов при замедленном движении автобуса, показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него, показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса;
– музейные экскурсии – знакомство с материалами, расположенными на экспозиционных стендах в залах музея или на открытых площадках посредством анимационного представления.
Экскурсия – это не только времяпрепровождение, это также интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, которая требует определенной затраты физических и духовных сил. Она позволяет передавать экскурсантам знания, помогает узнавать и запоминать факты, также формирует духовное состояние человека.
Экскурсию также можно рассматривать в качестве формы общения и обменом информации между людьми. В ее процессе происходит взаимодействие, а также существует взаимосвязь между экскурсантами и экскурсоводами, она активизирует у людей мыслительные процессы. Экскурсант во время экскурсии общается с другими людьми, подражает их манере разговора, жестам, он перенимает их чувства и эмоции, формы поведения. Они находят тему для разговора и сопереживания, формируется единая система мыслей, настроений, взглядов и понимания. Экскурсовод должен обладать основами педагогики и психологии для правильной организации и проведения экскурсий. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. При общении с аудиторией играют важное значение такие качества экскурсовода, как умение вести нормальный диалог и предупредительность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы