Курсовая с практикой на тему Методика формирования ЗОЖ у младших школьников во внеклассной работе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Здоровый образ жизни: сущность и характеристика 8
1.2. Роль внеклассной воспитательной работы в формировании здорового образа жизни 18
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 27
2.1. Диагностика сформированности уровня ЗОЖ у младших школьников 27
2.2. Реализация мероприятий по формированию ЗОЖ у младших школьников 30
2.3 Оценка эффективности мероприятий по формированию ЗОЖ у младших школьников 37
Выводы по 2 главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Введение:
Актуальность исследования. В последнее время многими исследователями отмечается снижение уровня здоровья детского населения. Так, по данным государственной отчётности и территориальных служб Роспотребнадзора, за последнее десятилетие общая заболеваемость детей в возрасте от 1 года до 14 лет возросла в полтора раза и достигла 187 тыс. на 100 тысяч детей. Причинами снижения здоровья детей являются падение уровня жизни большинства российских семей, ухудшение качества пищевых продуктов, недостаточный уровень медицинского обслуживания, низкая культура здорового образа жизни родителей. Но наряду с социально-экономическими причинами роста заболеваемости детей снижению здоровья способствует и образовательный процесс. Слабое же здоровье не способствует хорошей учёбе.
В настоящее время здоровье – главный критерий качества жизни и жизненных ресурсов человека. Большинство болезней взрослых уходят корнями в детство и указывают на особую роль семьи и образовательных организаций, которые посещает ребенок, в формировании как непосредственно его здоровья, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового и безопасного образа жизни. В рамках Федерального Государственного образовательного стандарта культура здорового и безопасного образа жизни реализуется средствами урочной и внеурочной деятельности. Система образования формирует установку школьников на здоровый образ жизни и сохранение её безопасности. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
Проведение учебно-воспитательных, в том числе и внеклассных мероприятий о здоровье в настоящее время становится все более актуальным и необходимым. Пропаганда здорового образа жизни среди современных детей требует умелого подхода и особенных стараний педагогов и родителей.
Различные аспекты формирования здорового образа жизни младших школьников рассматривались в работах В.Н. Беленова, Т.Л.Васильевой, С.Л.Лядовой, В.Ф. Неретина, С.И. Петухова. Анализируя данные работы, мы пришли к выводу, что аксиологическая проблематика активно разрабатывается.
Именно поэтому проблема формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе требует дальнейшего исследования. Отсюда, соответственно, вытекает несколько противоречий:
— недостаточный на данный момент уровень практического владения учителями методическими приемами и формами внеурочной работы по формированию ценностного отношения к здоровью младших школьников,
— отсутствием методов диагностики в эффективности использования внеурочной работы в формировании ценностного отношения к здоровью младших школьников.
Проблема: каковы условия формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеклассной работе?
Тема курсовой работы определена как: «Методика формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеклассной работе».
Цель исследования: теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования ЗОЖ у младших школьников во внеклассной работе.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у младшего школьника.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни в условиях внеклассной работы у детей младшего школьного возраста будет эффективным:
— если будет внедрена и реализована программа внеклассной работы;
— если деятельность учителя, родителей и учащихся по формированию здорового образа жизни во внеклассной работе будет носить целенаправленный, систематический и целостный характер на основе учета межпредметных связей;
— если учитель своей деятельностью на внеклассных занятиях будет способствовать формированию интереса младших школьников к собственному здоровью, глубокому осознанию пагубности влияния вредных привычек на качество собственной жизни;
— подбор материала для формирования здорового образа жизни будет осуществляться целенаправленно с учётом возрастных и индивидуальных требований.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и характеристику здорового образа жизни;
2. Определить роль внеклассной воспитательной работы в формировании здорового образа жизни;
3. Рассмотреть основы ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников;
4. Организовать работу и оценить возможности формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеклассной работе
Методологическую основу исследования составил здоровый образ жизни во внеклассной работе, представленный в работах Л.В. Кошелевой, И.П. Чупаха, Н.П. Абаскаловой, М.В. Антроповой, М.И. Береславской, А.К. Бруднова.
Теоретическая основа исследования: исследования по данному вопросу представлены в работах В.Н. Беленова, Т.Л.Васильевой, С.Л.Лядовой, В.Ф. Неретина, С.И. Петухова.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы (анкетирование, тестирование), статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База проведения: МБОУ СОШ с. Максютово, младшие школьники.
Этапы исследования:
1. Ноябрь-декабрь 2019 года – изучение научной и методической литературы по данному вопросу;
2. Январь-февраль 2020 года – диагностика исходного уровня знаний учащихся по данному вопросу;
Заключение:
В рамках данного исследования были проанализированы различные аспекты здоровья и культуры здорового образа жизни у младших школьников и пути его формирования. В ходе исследования было установлено, что понятие «здоровье» рассматривается как состояние физического, умственного и психического благополучия, а под здоровым образом понимаем образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Изучение психолого-педагогических особенностей младшего школьного возраста позволило установить, что этот возраст связан со множеством психологических изменений. Прежде всего, это изменение социального статуса, которое приводит к появлению новой контролируемой деятельности — учебной, которая и определяет, по мнению психологов, практически всю систему отношений ребенка с обществом и формирует личность ребенка.
Кроме того, было установлено, что основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.
В соответствии с ФГОС НОО под внеурочной деятельностью понимается деятельность детей, проявляемая вне уроков в зависимости от их потребностей и интересов, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Кроме того, следует отметить, что внеурочная деятельность обладает значительными ресурсами для развития всех сторон личности школьника, в том числе познавательной сферы и произвольного внимания.
В начале исследования мы предположили, что программа внеурочной деятельности по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников должна включать такие мероприятия, как серия внеурочных мероприятий спортивно-оздоровительного характера, включающий музыкальные разминки на основе имитационных движениях, музыкально-ритмические игры, забавы, шутки, веселые эстафеты, игры-аттракционы; а также привлечение к сотрудничеству родителей, для чего провести с ними семинар и деловую игру по вопросам формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Во второй главе было организовано и проведено экспериментальное исследование по формированию основ культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе исследования были выделены такие критерии основ культуры здорового образа жизни, как общий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни; умение соблюдать правильный режим дня; занятия спортом; гигиена; физическое здоровье ребенка; роль родителей в формировании основ знаний о ЗОЖ.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что цель исследования, заключавшаяся в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке программы внеурочной деятельности, направленную на формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников, достигнута; все поставленные задачи решены и мы можем утверждать, что гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, была эффективна и нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Здоровый образ жизни: сущность и характеристика
Здоровье – это состояние, позволяющее в наивысшей степени реализовать биологические, психические и социальные функции человека и общества, выражающееся в оптимальной трудоспособности, активности, уровне освоенности нравственных ценностей.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», трактуемого как устойчивый способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их досуге, труде и удовлетворении духовных и материальных потребностей [32, с.123].
Однако образ жизни людей не может быть схожим, так как все мы изначально разные. Известно, что здоровым считается образ жизни, приводящий человека к оптимальной длительности и качеству жизни. Это может быть лишь тогда, когда человек действительно заинтересован в собственном здоровье и способен им управлять [36, с.205].
Важный этап формирования здорового образа жизни – младший школьный возраст. Именно в это время происходит интенсивный рост организма ребенка, его адаптация к новым школьным условиям. Кроме того, сам учебный процесс требует интенсивного умственного труда. И от того, какие условия для учёбы и развития ребёнка созданы в школе, в первую очередность зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека. Последнее для младших школьников особенно актуально, так как в это время происходит определенные личной позиции в разных сферах жизнедеятельности. Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе сегодня продиктовано насущной необходимостью, поскольку, как показывают результаты медицинских осмотров, здоровыми в настоящее время можно считать не более 25% младших школьников. Однако статистика Минздрава на конец обучения –