Курсовая с практикой на тему Методика формирования знаний о многообразии растений своего края в процессе внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1. Понятие об экологической культуре младшего школьника 4
1.2. Актуальные проблемы формирования экологической культуры младшего школьника, понятие об экологическом образовании 7
1.3. Условия формирования знаний младших школьников о многообразии растений родного края в процессе внеурочной деятельности 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ 19
2.1. Организация и методики исследования 19
2.2. Работа по формированию знаний о растительном мире во внеурочной деятельности 24
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого человека экологической культуры и экологического сознания, предполагающих разумное и грамотное, с биологической точки зрения, взаимодействие человека с природой.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. При этом формирование знаний о растительном мире у обучающихся может эффективно протекать в процессе внеурочной деятельности.
Целью исследования выступает изучение особенностей формирования знаний обучающихся о мире растений родного края во внеурочной деятельности.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить особенности экологической культуры младших школьников.
2. Охарактеризовать актуальные проблемы формирования экологических знаний у младших школьников.
3. Определить условия формирования представлений обучающихся о растениях родного края во внеурочной деятельности.
4. Организовать исследование по уровню сформированности представлений детей о растениях родного края.
5. Разработать методику формирования знаний о многообразии растений своего края в процессе внеурочной деятельности.
6. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования выступает процесс формирования экологических знаний у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является методика формирования знаний о растениях родного края в процессе внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, беседа, опыт; математические: количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Раннее общение детей с природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной цели является – исследование взрослыми сущности экологического воспитания, использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.
При ознакомлении ребенка с природой необходимо учитывать психолого-педагогические основы экологического воспитания. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей данного возраста. Младшие школьники уже способны устанавливать более сложные связи, цепочки связей, чем дети дошкольного возраста. А понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Формы работы по экологическому воспитанию должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В процессе формирования представлений детей об окружающем мире, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность — это наглядные методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая деятельность в природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы), игры с природным материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся беседы, рассказы педагога о природе в процессе занятий по природоведению и во время внеурочной деятельности.
На основе полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента были определены основные задачи системы работы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников. В целях реализации поставленных задач была спроектирована система работы, направленная на развитие у младших школьников экологических представлений в специально организованной деятельности на уроках природоведения и во время внеурочных занятий.
В заключение, можно сделать вывод об эффективности разработанной системы педагогических мероприятий, ориентированных на повышение уровня экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста посредством формирования у них представлений об окружающей среде.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие об экологической культуре младшего школьника
Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического образования населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического образовательного процесса, при недооценке экологического образования.
Экологическая культура является новой категорией, связанной с наукой экологией и ее разными ответвлениями, среди которых экология животных, экология растения и гуманная экология. Оно должно протекать непрерывно на всех этапах образования и развития личности.
Экологическое воспитание — это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [10].
Проблема экологической культуры подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Экологически образованная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением [18].
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическое образование должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение [14; 26].
Цель экологического образования – воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Экологическое воспитание характеризуется своей специфической направленностью на формирование:
— бережного отношения к природе, фундаментом которого является знание законов саморегуляции и оптимальных темпов самоочищения природы;
— ответственности за состояние среды обитания. Нерациональное использование природных ресурсов привело к разрушению природных биоценозов и механизмов биологической защиты и самовосстановления биосферы;
— создание основ высоконравственной организации взаимодействия человека с природой [9].
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Экологическое образование основывается на формировании у личности экологических представлений. А формирование экологических представлений является составляющей общего воспитательного процесса, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – то есть становлению личности в целом [4].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что экологические представления определяются как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
По мнению О.А. Воронкевич, формирование экологических представлений направлено на несколько аспектов:
− знание экологических проблем и способов их разрешения;
− развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
− воспитание ценностных ориентиров экологического характера;
− формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
− стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды [9].
Эффективность экологического образования определяется следующими условиями:
— условиями духовно-нравственного воспитания, призванного способствовать смене потребительского отношения к среде обитания на природоохранное;
— совершенствованием системы экологического образования, обусловливающего формирование навыков рационального природо- и ресурсопользования;
— обеспечением единства образования и воспитания как взаимодополняющих сторон единого процесса;
— разработкой объективных критериев оценки системы образования с позиций ее гибкости, вариативности и экогуманизации [5].
Таким образом, понятие экологического образования включает в себя комплекс мер, направленных на развитие сознания личности, выработку привычек, которые будут отвечать за поведение личности в повседневной жизни и станут основой его гармоничного мироощущения.
Экологическая культура представляет из себя сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам экологии.
Экологическую культуру, так же, рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем [22].
Систематизируя эти определения, можно с полной уверенностью сказать, что экологическая культура формируется только в интеграции как минимум трех направлений: экологического сознания, экологического поведения и экологического образования. Сознание формируется на базе знаний и убеждений, а представления о природе как о высшей гармоничной субстанции закладывается в процессе наблюдений за развитием окружающего мира.