Курсовая с практикой на тему Методика формирования у младших школьников техники иноязычного чтения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИНОЯЗЫЧНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Специфика начального иноязычного образования 5
1.2. Техника чтения как объект овладения во 2 классе начальной школы 14
1.3. Подходы к обучению техники чтения в современной методике 19
Вывод к главе 1 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ЧТЕНИЯ 23
2.1. Учебно-методический комплекс по английскому языку для 2 класса в аспекте обучения техники чтения 23
2.2. Развивающая технология поэтапного чтения на английском языке 26
2.3. Методические рекомендации по формированию навыков иноязычного чтения в начальной школе 29
Вывод к главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Актуальность: актуальность данной работы обусловлена тем, что младшие школьники сталкиваются с многочисленными трудностями при овладении иноязычным чтением. Вместе с тем, в методической литературе недостаточно освещается данная проблема. Поэтому важно сформулировать для учителя методические рекомендации, которые помогут ему правильно организовать обучение иностранным языкам.
Теме нашей курсовой работы посвящены работы таких авторов, как Н.И. Гез, Е.Д. Дмитрова, А.Р. Лурия, З.Н. Никитенко, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и др.
Нами выбрана данная тема, потому что обучение технике чтения младших школьников часто становится длительным и сложным процессом.
Объект исследования курсовой работы: процесс начального иноязычного образования.
Предмет исследования: формирование у младших школьников техники иноязычного чтения.
Цель исследования: рассмотреть методику обучения технике иноязычного чтения в начальной школе и сформулировать рекомендации для учителя.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику начального иноязычного образования.
2. Изучить понятие «техника чтения» как объект овладения.
3. Рассмотреть подходы к обучению технике чтения в современной методике.
4. Проанализировать УМК для 2 класса.
5. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование техники иноязычного чтения у младших школьников, и сформулировать методические рекомендации для учителя.
Структура курсовой работы обусловлена цель и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования техники иноязычного чтения у младших школьников: рассмотрен специфика начального иноязычного образования; изучено понятие «техника чтения» как объект овладения; рассмотрены подходы к обучению технике чтения в современной методике.
Во второй главе описаны практические аспекты формирования у младших школьников навыков иноязычного чтения: проведен анализ учебно-методический комплекс по английскому языку для 2 класса в аспекте обучения техники чтения; описана развивающая технология поэтапного чтения на английском языке; разработаны методические рекомендации по формированию навыков иноязычного чтения в начальной школе.
Заключение содержит основные выводы, сделанные в ходе проведенного исследования. Список использованной литературы представлен 20 наименованиями.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной курсовой работы: рассмотрена методика обучения технике иноязычного чтения в начальной школе и сформулировать рекомендации для учителя.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Рассмотрена специфика начального иноязычного образования. В результате решения данной задачи мы пришли к выводу, что начальное иноязычное образование ориентировано на психофизиологические возрастные особенности учеников младшего школьного возраста. Для учащихся данной возрастной категории характерным является достаточно высокий уровень развития памяти, мышления, восприятия, внимания, становлением произвольной организации деятельности.
2. Изучено понятие «техника чтения» как объект овладения. Было установлено, что начальная ступень направлена на формирование основ владения иностранным языком. Основная задача пропедевтического этапа во 2-м классе состоит в формировании у учащихся технических навыков иноязычного чтения: овладение буквами алфавита; усвоение буквенно-звуковыми соответствиями; овладение чтением вслух слов, фраз и текстов с правильным интонационным оформлением.
3. Рассмотрены подходы к обучению технике чтения в современной методике, что позволило сделать вывод о существовании трех подходов к обучению чтению на иностранном языке: метод целых слов; звуковой метод; метод целых предложений. Согласны с мнение З.Н. Никитенко, что наиболее эффективным является второй подход ‒ от звука к слову (звуковой метод). При формировании у младших школьников техники чтения на английском языке важно учитывать методический опыт обучения чтению на родном языке.
4. Проанализирован учебно-методический комплекс по английскому языку для 2 класса в аспекте обучения техники чтения. Анализ УМК Spotligh-2t показал, что в нем используется метод целых слов для формирования техники иноязычного чтения у учащихся 2-го класса в комплексе. Данная технология, по нашему мнению, недостаточно эффективной при формировании техники чтения у младших школьников, поскольку в ней не учитываются особенности усвоения учащимися родного языка.
5. Разработан комплекс упражнений, направленный на формирование техники иноязычного чтения у младших школьников, и сформулировать методические рекомендации для учителя. В основе комплекса упражнений лежит развивающая технология поэтапного формирования техники иноязычного чтения на основе подхода «от звука и звукового анализа через материальную основу транскрипцию к букве» (звуковой метод).
Методические рекомендации по формированию навыков иноязычного чтения в начальной школе, предложенные нами, основываются на соблюдении поэтапности формирования у младших школьников техники чтения, использования игр, и игровых упражнение, стихотворного и песенного материала.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИНОЯЗЫЧНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Специфика начального иноязычного образования
В данном параграфе будет рассмотрена специфика начального иноязычного образования.
Учебный процесс по иностранному языку в средней общеобразовательной школе, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), делится на три степени: начальная – 1-4 классы, средняя – 5-9 классы, старшая – 10-11 классы [1].
Выделение этих этапов связано с необходимостью группового овладения иноязычной деятельностью. В свою очередь, успешное обучение иностранному языку зависит от учета психолого-педагогических характеристик учеников, которые предопределяют использование методично рациональных приемов, форм и средств обучения. Рассмотрим особенности обучения на каждой ступени, а именно содержание и некоторые вопросы организации процесса обучения.
З.Н. Никитенко отмечает, что Практическая цель иностранного языка в качестве учебного предмета, в частности, и в начальной школе, является овладение учащимися деятельностью, «являющейся функцией того или другого человеческого коллектива» (Л.В. Щерба) [12, с. 32]. При этом З.Н. Никитенко отмечает, что иностранный язык одновременно является и целью, и средством овладения, так как овладения младшими школьниками иностранным языком организуется как на изучаемом языке, так и посредством него.
Согласно мнению З.Н. Никитенко, овладение иностранным языком как деятельностью (иноязычной речевой деятельностью и деятельностью иноязычного общения) предполагает познание определенной совокупности знаний и развитие определенных навыков, умений и способностей к иноязычной речевой деятельности [12, с. 33]. Как отмечает З.Н. Никитиенко, это значит, что овладение учащимися иноязычной речевой деятельностью настолько, чтобы могли применять иностранный язык в качестве средства общения, а также пользоваться им при понимании речи на слух, при говорении, чтении и письме [12, с. 33].
Овладение учащимися иностранным языком происходит в образовательном процессе. З.Н. Никитенко отмечает, что образование представляет собой управление извне образовательной деятельностью учащихся, в частности, и младших школьников, в которых педагог создает условия для проявления активности учеников, их самостоятельности и творчества [12, с. 39-40].
Начальное иноязычное образование как многоаспектное понятие «представляет собой способ и целенаправленный процесс развития и саморазвития языковой личности младшего школьника и его способности к иноязычному общению» [12, с. 40]. З.Н. Никитенко отмечает, что результатом начального иноязычного образования являются изменения самого ученика, среди которых выделяются: приобретение учеником личностных качеств, ценностных ориентаций и способностей, которых не было ранее [12, с. 40].
Как отмечает З.Н. Никитенко, значимость начального иноязычного образования для реализации целей современной начальной школы определяется его функциями, также раскрывающими его роль в развитии личности учащихся младшего школьного возраста, определяется функциями начального иноязычного образования. Данные функции, в свою очередь, определяются современными приоритетами начальной школы, являющейся первой ступенью общего образования, и спецификой предмета «иностранный язык» в качестве средства межкультурного общения [12, с. 48]. Итак, функциями начального иноязычного образования являются следующие:
I. Функции, ориентированные на личность младшего школьника и его потребности, связанные с созданием условий успешности начального иноязычного образования, активности и творчества при овладении иностранным языком как средством реализации межкультурного общения:
1) воспитание у учащихся социально значимых качеств, готовящихся представлять свою культуру на неродном языке в процессе иноязычного общения с представителями другой культуры;
2) развитие учащихся и их способности к учению, познанию, иноязычной речевой деятельности и общению с применением иностранного языка.
II. Функции, ориентированные на общество и общественные потребности:
1) здоровьесберегающая функция, направленная на сохранение эмоционального здоровья учащихся начальной школы, развитие их интеллектуальных и эмоционально-волевых способностей, которые позволяют обеспечивать индивидуальные траектории развития младших школьников;
2) социальная функция (функция социализации), реализация которой создает условия для:
‒ органичного вхождения в ученический коллектив и поликультурное и многоязычное общество окружающего мира;
‒ осознания равноценности всех языков и культур и ценности их разнообразия;
‒ самовыражения и самореализации младших школьников, являющихся представителями разных этнических и языковых групп, но живущих и обучающихся друг с другом;
‒ освоения социальных норм и культурных ценностей страны изучаемого языка;
3) адаптивная функция, реализация которой направлена на обеспечение адаптивности начального иноязычного образования к особенностям развития младших школьникам и их возможностям.
III. Функции, ориентированные на государство и государственные потребности:
1) ценностная функция, состоящая в формировании у учащихся младшего школьного возраста системы нравственных ценностей (осознание собственной гражданской идентичности), развитии многоязычия личности младшего школьника;
2) мотивационная функция, состоящая в создании у учащихся начальной школы мотивационно-потребностной базы для дальнейшего изучения иностранного языка на средней ступени; данная функция предполагает формирование учебно-познавательной способности учащегося начальной школы и основных сторон культуры его личности: нравственной, культуры учебного труда (включая познавательную культуру), речевой культуры и культуры общения;
3) регулятивная функция, предполагающая обеспечение вариативности начального иноязычного образования путем учета региональных особенностей, школьных условий, интересов учащихся, их родителей, учителей [12, с. 48-50].
Обобщив приведенные выше функции, З.Н. Никитенко отмечает, что ведущая функция начального иноязычного образования – это личностно формирующая функция, согласно которой личность ученика находится в центре образовательной системы, которая направлена на удовлетворение потребности личности младшего школьника на трех уровнях (личностном, общественном и государственном) [12, с. 50].
Таким образом, начальное иноязычного образование является социально и индивидуально обусловленным способом, процессом и результатом, коммуникативного, когнитивного и нравственного развития и саморазвития личности младшего школьника и формирование у него способности использовать иностранный язык в качестве средства общения с представителями другой культуры [12, с. 52].
Кроме отмеченного выше стоит также отметить, что успешность организации начального иноязычного образования зависит от учета психофизиологических и психологических особенностей учащихся. Сочетание наглядно-образного мышления с возрастающей способностью к абстрактному мышлению, к обобщены, и создает благоприятные условия для овладения иностранным языком на начальном степени.
Г.В. Рогова считает, что мышление тесно связано с характером восприятия и ощущениями. Обучая иностранному языку как средством общения, необходимо уделить большое внимание формированию, рядом со зрительным, слухового восприятия, особенно в начале обучения, когда создается основа владения иностранным языком. В этот период ученики способны воспринимать большое количество материала, усвоение которого вообще требует много времени и усилий. Необходимо также отметить, что восприятие речи основывается не только на сенсорных, но и на моторных компонентах. Это означает, что формирование базы восприятия иностранного языка требует функционирования речедвигательных раздражителей. Итак, обучение восприятия иноязычной речи должно быть тесно связано с повторением, воспроизведением материала, который необходимо усвоить [20, с. 232].
Для обучения иностранному языку важным фактором является речевая память. Речевая память младшего школьника связана с процессами осмысления, систематизации, установление логических связей, поэтому для целенаправленной работы памяти важным фактором является осмысленность, понимание выполняемой деятельности.