Курсовая с практикой на тему Методика формирования у дошкольников представлений о форме предметов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о форме и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 5
1.1 Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2Методика ознакомления с геометрическими фигурами детей дошкольного возраста 10
Глава 2. Экспериментальная модель формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста 18
2.1. Сформированность представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Методическая работа по формированию у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов на основе дидактических игр 21
2.3 Описание контрольного этапа экспериментальной работы 25
Заключение 27
Список литературы 30
Введение:
Актуальность темы. Проблему ознакомления ребенка с формой предметов ученые рассматривают как проблему, в которой решаются во-просы умственного, эстетического воспитания и творческого развития (Л. Венгер, В. Колечко, З. Лебедева, Л. Сисуева и др.). Форма предметов вос-принимается ребенком как на сенсорной, так и на логической основе, как визуально, так и прикосновения и движения. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умения узнавать особенности, различать и создавать различные геометрические фигуры; определять форму пред-мета в соответствии с эталоном, то есть с помощью той или иной геометри-ческой фигуры; характеризовать форму разных предметов; уметь, опира-ясь на геометрическую фигуру как эталон формы, видеть ее в разных предметах; проводить умственную переработку полученного опыта, де-лать выводы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние дидактических игр на ознакомление детей с формой предметов.
Объект исследования: процесс формирования у детей дошкольного возраста представлений о форме предметов с помощью дидактических игр.
Предмет исследования: методика формирования у дошкольников представлений о форме предметов.
Согласно объекту, предмету и цели исследования сформулированы следующие задачи:
1) провести теоретический анализ психолого-педагогических ис-точников по проблеме ознакомления детей с формой предметов;
2) определить компоненты, показатели и уровни сформированно-сти представлений о форме предметов у детей старшей группы;
3) разработать и внедрить в учебный процесс экспериментальную модель формирования у детей представлений о форме предметов и гео-метрических фигурах;
4) доказать влияние дидактических на уровень знаний о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад №55» г. Таганрог.
Методы научного исследования:
теоретические– анализ, синтез и сравнение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; моделирование, формулирование выводов;
эмпирические– беседа с детьми, наблюдение за играми детей, разре-шение педагогических ситуаций, анкетирование воспитателей и родителей, анализ педагогической документации заведения дошкольного образова-ния;
математические– статистический количественный и качественный анализ полученных в исследовании данных, графическое их отображение.
Практическое значение результатов исследования состоит во внедре-нии в учебный процесс заведений дошкольного образования разработан-ной нами экспериментальной модели формирования у детей представлений о форме предметов.
Заключение:
Таким образом, в течение дошкольного возраста у детей формиру-ются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом раскрывают те связи и отноше-ния, которые существуют между ними. Однако то, что эти представления есть у ребенка, позволяет предположить, что в процессе целенаправленно-го обучения с помощью моделей могут быть сформированы более глубо-кие и систематизированные знания о геометрических фигурах. Основной задачей обучения детей дошкольного возраста является формирование си-стемы знаний о геометрических фигурах. Систематизация знаний о гео-метрических фигурах возможна лишь тогда, когда сама фигура будет представлена ребенку как непрерывное множество (точек, сторон, углов, вершин). Формирование такого представления требует:
а) четкого различения признака формы и других признаков, что лучше всего осуществляется, если он показан ребенку в «чистом виде», в виде геометрического эталона (геометрических фигур);
б) четкого дифференцирования понятий: «сторона», «угол», «верши-на», умение детей анализировать любую фигуру с выделением этих эле-ментов;
в) умение детей применять разные способы количественного и каче-ственного анализа и синтеза фигур, умение быстро установить то, что яв-ляется особым и общим, закономерно повторяется в разных фигурах.
Первоначальным звеном этой системы является представление о не-которых признаках геометрических фигур, умении обобщать их на основе общих признаков.
Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предме-та, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанав-ливает разницу и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия по предметам, но также и называние предметов и их свойств. Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.
Определенный порядок рассмотрения и сравнения моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометриче-ских фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, их количество, соотношение по размеру) и от-влекаться от несущественных (окраска, размер, материал и др.).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большин-ство детей обеих групп находятся на среднем уровне представлений о гео-метрических фигурах и форме предмета. Следует отметить, что при при-мерно одинаковых результатах средний балл за выполнение заданий в контрольной группе на 1,1 балла выше, чем в экспериментальной группе. Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составило 2 человека-20%, а в экспериментальной группе 1-10%. На низком уровне в контрольной группе на одного испытуемого меньше, чем в эксперимен-тальной. В результате регулярно организуемых педагогом занятий, дидак-тических игр дети приобретали способность подходить к каждой нестан-дартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения. Харак-тер поисковых действий при этом постепенно менялся: от практических (проб и ошибок)- к целенаправленным практическим действиям ( с целью намеченного преобразования) и от них к мыслительным, через предугады-вания пути решения. От решения задач с помощью воспитателя (на основе частичных подсказок, использования наводящих вопросов, подтверждения частичного решения) дети переходили к полностью самостоятельному быстрому выполнению заданий.
Таким образом, дидактические игры позволяют давать задания, по-сильное каждому ребенку с учетом его умственных возможностей и мак-симально развивать способности каждого ребенка.
Отсюда следует вывод о необходимости обучать детей правильным приемам обследования формы геометрических фигур; развивать способ-ность проявлять их простейшие свойства (количество вершин, углов, сто-рон в фигуре, равенство и неравенство сторон, их взаимоположение и др.), а также учить детей группировать геометрические фигуры по признакам (форме, размеру, цвету), подчеркивая этим инвариантность форм; учить выбирать по слову и образцу среди фигур разного цвета и размера; учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометриче-скими фигурами; учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
Фрагмент текста работы:
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей до-школьного возраста в психолого-педагогической литературе
Источниками любых, в том числе математических, знаний человека являются природа и объекты, созданные самим человеком. В процессе об-щественно-исторического развития человечество систематизировало все обилие признаков предметов. Были выделены основные формы предметов (шар, круг, квадрат и др.), основные цвета и т.п. Овладение этими основ-ными признаками упрощает человеку ориентировку в окружающем мире.
Все объекты как субстанция динамической действительности распо-ложены в пространстве и обладают определенной формой и различными свойствами. Форму, как и величину, классическая дидактика рассматрива-ет как самостоятельную категорию действительности, отделяя один пред-мет от другого в пространстве [5, c.90].
Форма предметов нашла обобщенное отражение в геометрических фигурах, являющихся абстрагированием от формы реальных предметов. Геометрические фигуры выполняют роль эталонов при выделении и срав-нении предметов по форме, выступают как образцы, помогающие детям разобраться во всем разнообразии признаков предметов. Знание геомет-рических фигур выступает в дальнейшем как орудие более совершенного познания формы реальных предметов. Ребёнок постепенно освобождается от неэкономного способа выделения формы предмета и приходит к ис-пользованию общественно-фиксированных эталонов.
Проблеме восприятия формы предметов детьми дошкольного воз-раста посвящены многие исследования как отечественных, так и зарубеж-ных психологов. Особого внимания заслуживают исследования психоло-гов: З.М. Богуславской, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской, Г.А. Кислюк, К.И. Корзаковой и других.
Известно, что для детей дошкольного возраста характерно интенсив-ное восприятие формы, в результате чего ребенок учится не только разли-чать, но и воспринимать форму.
Исследования показали, что представление о форме предметов воз-никает у детей очень рано. При этом ребенок воспринимает предмет.
В целом, не выделяя особенности формы предмета. Так, в раннем детстве знакомые предметы ребенок познает независимо от их простран-ственного размещения. Но дети младшего дошкольного возраста еще не выделяют форму как качество или признак предмета и более простые фи-гуры различают неосознанно по другим признакам – величине, цвету и т.п [10].
Психологические исследования В.П. Шабалина показали, что дети 3-4 лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и называют их хорошо известными предметами: прямоугольник – окошком, овал – яичком и т.д. Выделение ориентиров формы у этих детей нераз-рывно связано с игровыми действиями. Если ребенок не имеет возможно-сти действовать с фигурой, играть с ним, он не может различать их или со-всем не узнает. Поэтому следует помнить, что прежде, чем приступить к ознакомлению детей с геометрическими фигурами, надо, чтобы у них накопился опыт восприятия предметов разной формы [17,c.122].