Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Методика формирования нравственных качеств у старших дошкольников посредством природоведческих экскурсий

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных
качеств у старших дошкольников. 4

1.1. Проблема воспитания нравственных качеств личности и
ее отражение в психолого-педагогической литературе. 4

1.2. Особенности возраста старших дошкольников при
воспитании у них нравственных качеств. 6

Глава 2. Анализ методик природоведческих экскурсий для
формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. 12

2.1. Методики природоведческих экскурсий для формирования
нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. 12

2.2. Анализ методики формирования нравственных качеств
старших дошкольников в процессе экскурсии. 19

Заключение. 26

Список литературы.. 28

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
Одной из важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание
молодого поколения в духе высокой нравственности. Следует понимать, что процесс
освоения нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер.
При этом, считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее
можно только впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством
эмоционального опыта. Поэтому перед дошкольной организацией стоит важная задача
– прививать моральное поведение, способствовать возникновению у детей желания
поступать правильно и хорошо. Этому может помочь развитие нравственно-эстетических
чувств.

Формирование
нравственно развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей
воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении
других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании
прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений
жить и общаться с окружающими по законам красоты.

Объектом исследования
выступает процесс воспитания нравственных качеств у старших дошкольников.

Предметом исследования
является методика проведения экскурсий для воспитания нравственных качеств
детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования
заключается в анализе методики воспитания нравственных качеств у детей старшего
дошкольного возраста посредством природоведческих экскурсий.

Гипотеза исследования: проведение экскурсий позволяет эффективно формировать нравственные
качества у старших дошкольников при соблюдении следующих условий:

— выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного;

— учет ранее полученного опыта ребенка в построении следующей
экскурсии.

Поставленная
цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

1.
Изучить проблему воспитания нравственных качеств личности и ее отражение в
психолого-педагогической литературе.

2.
Охарактеризовать особенности возраста старших дошкольников при воспитании у них
нравственных качеств.

3.
Проанализировать методики организации природоведческих экскурсий для
формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

4.
Анализ авторской методики формирования нравственных качеств дошкольников в
процессе проведения природоведческих экскурсий.

Методологической основой
выступал диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и
объекты рассматривались комплексно, в движении, взаимосвязи и взаимодействии с
другими явлениями и средой.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический
анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме
нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

2. Эмпирический
анализ и обобщение методик
формирования нравственных качеств
дошкольников
;

Степень изученности темы исследования. Нравственным воспитанием детей
старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные
учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я.
Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др. Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в
научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.

Структура
работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, нравственное формирование личности является сложным и многогранным
процессом, который осуществляется при воздействии разных факторов и условий.
Что касается подрастающего поколения, то его развитие протекает посредством
влияния внешнего и внутреннего воздействия. Все, с чем соприкасается ребенок,
человек, предмет или явление окружающей жизни, накладывает определенный
отпечаток на его поведение и моральный облик.

На
сегодняшний день складывается такая ситуация, что различные изменения в
экономической и социальной сферах жизни требует подготовки подрастающего
поколения, которое будет способно адаптироваться в изменяющейся обстановке,
уметь принимать решения и делать собственный выбор, обладать высоким уровнем
общей и национальной культуры. В связи с этим существует необходимость поиска
новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию
личностно-ориентированной модели воспитания детей дошкольного возраста.

Одним
из эффективных средств воспитания такого человека считается методика проведения
природоведческих экскурсий. Возможности использования природоведческих
экскурсий при воспитании детей способствуют развитию творчества и воображения,
формированию духовно-нравственной культуры, речевому развитию и т.д. Это
говорит о том, что нравственное воспитание в дошкольных учреждениях должно
ориентироваться на требования нашей жизни не только на сегодня, но и в будущем.
В связи с этим одним из важных разделов является воспитание морально-волевых
черт характера ребенка, среди которых честность и правдивость, нравственная
чистота, простота и скромность, уважение к старшим и т.п.

Необходимо
воспитывать у старших дошкольников чувство справедливости и честности,
формировать нетерпимое отношение к отрицательным качествам и поступкам,
мешающим строить новое общество. Важность нравственного воспитания детей
объясняется несколькими причинами. В первую очередь, ребенок не рождается
нравственным или безнравственным. Он становится таким в процессе
целенаправленного воспитания. Помимо этого, для того, чтобы освоить
нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого, который уже
имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен. Отсюда следует
необходимость систематического воспитания, которое будет направлено на
формирование положительных моральных качеств.

Так
же определено, что любое качество личности, уровень ее развития и
интеллектуальное совершенство характеризуются положительным социальным смыслом
только наряду с сочетанием нравственного развития личности. В первую очередь
нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста протекает в
процессе специально организованной работы. На таких занятиях дети приучаются к
самостоятельной работе, успешность которой зависит от соотнесения своих усилий
с усилиями других, умения слушать и понимать сверстников, сопоставлять свои
знания с другими, иметь мнение и отстаивать его, помогать другим и принимать
помощь. В процессе занятия или в свободной деятельности ребенок может получать
удовольствие от процесса получения новых знаний, или огорчаться от неудач и
ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок усваивает необходимый ему
опыт, в том числе нравственных качеств.

Так
можно сделать вывод, что нравственное воспитание является процессом
формирования моральных качеств и черт характера, навыков и привычек поведения.
Основной базовой категорией нравственного воспитания является понятие
нравственного чувства, которое представляет собой постоянное эмоциональное
ощущение, переживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств
у старших дошкольников

1.1. Проблема воспитания нравственных качеств личности и ее
отражение в психолого-педагогической литературе

Понятие
нравственного воспитания достаточно обширное и касается всех сторон
жизнедеятельности человека. В связи с этим, известный педагог В.А.
Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему всестороннего развития
личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором является
нравственного воспитание [6].

По
мнению С. Козлова, нравственность представляет собой такую личностную характеристику,
которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта,
порядочность, дисциплинированность и коллективизм [12].

Трошин
П.Л. указывал, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение
к труду, к обществу и к себе. В связи с этим можно сказать, что нравственное
воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на
сознание, чувства и поведение индивида для формирования у них нравственных
качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [19].

По
мнению такого педагога, как И.Ф. Харламова, среди основополагающих базовых
категорий нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения,
переживания и реальные нравственные отношения [21].

Задачами
нравственного воспитания выступают следующие:

1.
Формирование нравственного сознания.

2.
Воспитания и развитие нравственных чувств.

3.
Наработка умений нравственного поведения [1].

Важно
заметить, что нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида
сознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости
согласования своего поведения с интересами всего общества.  К нравственному воспитанию относится
знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод
нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых
нравственных чувств и качеств.

Следует
отметить, что в результате нравственного воспитания появляется нравственная
воспитанность, которая материализуется в общественно ценные свойства и качества
личности, проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого,
нравственная воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и
способности индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и
сочувствию. Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании,
показывая моральную образованность и способность анализировать, показывать
явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему
самостоятельную оценку [9].

Так мы
можем сделать вывод, что нравственная

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы