Курсовая с практикой на тему Методическое сопровождение литературного образования детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы литературного образования детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития литературного образования детей дошкольного возраста 6
1.2. Содержание и формы литературного образования детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Средства организации литературного образования детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Методические основы по организации литературного образования детей старшего дошкольного возраста 18
2.1. Методическое сопровождение литературного образования детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Диагностика уровня развития литературного образования детей старшего дошкольного возраста 22
2.3. Методические рекомендации по организации литературного образования детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 2 31
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 39
Введение:
Развитие личности детей средствами художественной литературы – подход достаточно старый. Тем не менее именно сегодня происходит переориентация ДОУ на новые стандарты, что оказывает свое влияние и на работу с книгой.
Логично, что непрерывность и тесная взаимосвязь всех ступеней образования включает в себя всесторонне развитие ребенка, в результате которого он получает нравственное развитие и знакомство с классикой, которая становится актуальной в данном возрасте.
Литературное образование дошкольников на то, что больше всего пригодится ребенку в школе – на развитие способности к непосредственному восприятию искусства слова, умений анализировать прочитанное, делая ставку на эстетические критерии. При правильной организации литературного образовательного пространства можно говорить о том, что начальная школа будет опираться на достижения ребенка в ДОУ.
Литературное образование дошкольников должно происходить таким образом, чтобы ввести ребенка в мир художественной литературы и показать важность словесного искусства для окружающего мира, при помощи которого происходит раскрытие окружающего мира во всей его многогранности.
Раскрытие художественного произведения происходит на основе его содержательного аспекта, ставки на авторское отношение к окружающим реалиям, ценностной ориентации и нравственным проблемам, которые заложены в самом произведении. Как следствие, логичным становится развитие у детей специфических умений: эмоционально реагировать на прочитанное (в частности, сопереживать герою произведения); восстанавливать в памяти образы (героев, событий, обстановки) и сюжет услышанного или увиденного; умение понимать суть прочитанного, развивать готовность мыслить художественными образами.
Именно сегодня, когда вопрос о «кризисе чтения», когда активно сокращается время, уделяемое чтению, равно как и происходит падение престижа чтения вообще, следует вспомнить слова Ш.А. Амонашвили: «Воспитание любви к чтению есть дело педагогической чести», которые сегодня звучат как никогда актуально, так как именно чтение становится основой основ для развития культурного человека и передачи опыта поколений в культуре.
Ценности переживания, познания и преобразования себя и окружающего мира ребенок обнаруживает для себя не только в реальном мире, но и в мире вымышленном. Художественная литература дарует ребенку возможность «обнаружить в своей памяти» то, чего он не видел и видеть не мог. Времена и страны, люди и государства, быт и культура оживают на страницах книг, даруя вместе с опытом поколений и опыт эмоциональный. В дошкольной психологии эмоциональной сфере обучения ребенка отводят особое место. Эмоциональное наполнение жизнедеятельности, обобщение эмоций и интеллектуализация эмоций – задачи дошкольного обучения, решение которых предполагает особые требования к его содержанию, где на первом месте стоит развитие интереса, в том числе и к чтению, к книге, при этом читательский интерес рассматривается как осознанность и избирательность в выборе видов и жанров литературы.
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки методического сопровождения литературного образования в ДОО.
Цель исследования: изучить особенности методического сопровождения развития литературного образования детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс литературного образования старших дошкольников.
Предметом исследования являются особенности методического сопровождения литературного образования детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
2. Выявить особенности литературного образования детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть диагностику литературного развития старших дошкольников.
4. Разработать комплекс мероприятий, направленный на развитие литературного образования старших дошкольников.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анализ работ детей, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка используемой литературы и приложений.
Заключение:
В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми на этапе дошкольного возраста и о том, каким образом воспитателю дошкольного образовательного учреждения педагогически правильно развивая творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников, один из актуальных в психологии, педагогике сегодня.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка раннего возраста. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Как показал анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проблемами литературного образования детей старшего дошкольного возраста являются: непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни; незнание истории её развития и современного состояния; ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений; слабое представление о функциях литературы; отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей старшего дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.
Так же мы выявили, что в течение всего периода дошкольного возраста происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. Для дошкольников характерны следующие особенности: книга для ребенка дошкольного возраста представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет; иллюстрации; текст; зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; текст, иллюстрации и полиграфическое оформление находятся в восприятии ребенка в единстве; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; цитирование – двух-трехсловные высказывания из любимых книг; попытки инсцинирования с участием взрослых; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
Читательскую культуру надо формировать у ребенка с ранних лет. Включение ребенка дошкольного возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению.
Для выявления уровня литературного образования детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии:
— мотивация к ознакомлению с произведениями художественной литературы (интерес к книге, внимательное прослушивание произведения, умение представить образы и события из произведения);
— умение самостоятельно осуществлять выбор литературных источников для прочитывания (понимание содержания литературного произведения, сопереживание героям, личностное отношение к прочитанному);
— проявление инициативности и самостоятельности в пересказе прочитанного (передача основных событий, точное воспроизведение действий героев произведения).
На основе теоретического анализа литературы по проблеме, мы провели исследование с детьми старшей группы. Провели диагностическую работу по определению уровня литературного образования детей старшего дошкольного возраста. В результате исследования было выявлено, что среди детей преобладает средний и низкий уровень литературного образования.
Подобранный нами комплекс мероприятий направлен на развитие интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста и может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных организациях, что в дальнейшем будет способствовать положительному результату освоения детьми школьной программы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы литературного образования детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития литературного образования детей дошкольного возраста
Художественная литература — могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи [16].
По мнению А.Г. Кутузовой, литературное образование – это освоение литературы как искусства слова. Автор подчеркивает в литературном образовании единство трёх компонентов: творчество — сотворчество — знание и умение) [23].
Литературное образование – воспитание и развитие личности в процессе изучения художественной литературы [22].
Чтение художественной литературы в ДОО оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, памяти и эстетического вкуса; этот вид деятельности хорошо подходит для нежной психики детей дошкольного возраста и в методическом отношении.
Дошкольные образовательные учреждения уделяют большое внимание чтению художественной литературы. В некоторых программах (согласно федеральным государственным образовательным стандартам) оно определено как отдельная образовательная область со своими целями и задачами, которые расширяются и усложняются по мере взросления детей. Новые поколения не просто должны уметь читать: они должны читать больше других и лучше ориентироваться в возрастающем потоке информации [2].
Главная цель литературного образования в ДОО — формирование интереса к чтению (восприятию) книг, становление культурной, всесторонне развитой личности, «большого читателя», как сказал С. Я. Маршак [15].
Задачи литературного образования являются:
1. Расширять опыт слушания литературных произведений за счёт разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, весёлые детские сказки в стихах).
2. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
3. Развивать умение воспринимать текст:
o понимать основное содержание;
o устанавливать временные и простые причинные связи;
o называть главные характеристики героев;
o определять (несложные) мотивы их поступков;
o оценивать их с позиций этических норм;
o сочувствовать и сопереживать героям произведений;
o осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
4. Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов:
o пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям);
o выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты);
o придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки;
o участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности:
o в рисунках,
o в изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр,
o в игре-драматизации [31].