Курсовая с практикой на тему Методическое обеспечение выявления особенности слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 уровня (тип работы исследовательский)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ
СЛОГОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 5
1.1. Формирование слоговой структуры слова у детей в
онтогенезе. 5
1.2. Нарушения слоговой структуры у детей с общим
недоразвитием речи. 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТУКТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 20
2.1. Организация, методики исследования. 20
2.2. Результаты исследования слоговой структуры слова у
детей с общим недоразвитием речи. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность исследования. Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.
У детей с ОНР такие языковые средства, которые необходимы для полноценной речи, нарушены. Стойкие фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения у детей с ОНР значительно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, которые обеспечивают процесс говорения и процесс приема речи. У детей с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.). Недоразвитие слоговой структуры способствует появлению специфических черт как общего, так и речевого поведения ребенка: ограниченную контактность в процессе общения со сверстниками и взрослыми, отсутствие умения поддерживать беседу, замедленную включаемость в коммуникативную ситуацию, отсутствие умения вслушиваться в речь собеседника и пр. (О.Е. Грибова, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.). Недостаточностью вербальных средств общения, низким уровнем развития полифункциональных (познавательных, коммуникативных и пр.) способностей обусловлено то, что дети с общим недоразвитием речи лишены возможности продуктивно взаимодействовать с окружающими, испытывают затруднения в формировании социального поведения, полноценной игровой деятельности.
Отечественные исследователи (Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева) в своих трудах подчеркивают, что формирование слоговой речи в логопедической 
Заключение:
В
логопедии понятие «звуко-слоговая структура» рассматривается как характеристика
слова (высказывания) относительно количества, последовательности и видов звуков
и слогов, составляющих данное слово.
Фонематический анализ и
синтез составляет основу звуко-слоговой структуры речи. Лишь при условии
свободной ориентировки в звуковом составе слова дети смогут правильно его
записать. Когда для ребенка звуковая структура слова представляет собой что-то
«туманное», то на письме ее искажение будет неизбежным. В четыре года слоговая
структура слова у ребенка является полностью сформированной.
Диагностика слоговой речи дошкольников с ОНР должна носить комплексный
характер. С целью определения специфики слоговой структуры слова необходимо
также обследовать и звуковой анализ, который в онтогенезе предшествует
слоговому.
Нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло
участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Целью исследования было
установлено выявление особенностей слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста и ОНР.
В результате исследования было установлено, что: 5 детей (50%) обладают
средним уровнем развития звуковой структуры, 5 детей (50%) обладают низким
уровнем, высокий уровень не обнаружен; 5 дошкольников (50%) обладают низким уровнем сформированности слоговой
структуры слова, 5 (50%) дошкольника – средним уровнем.
Было установлено, что для детей старшего дошкольного
возраста с ОНР характерны следующие нарушения слоговой структуры слова: сокращение
(пропуск) слога; увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в
стечения согласных; перестановка слогов;
перестановка звуков соседних слогов; уподобление
слогов; персеверации
(циклический повтор, настойчивое воспроизведение); контаминации
(смешение слов).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СЛОГОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Формирование
слоговой структуры слова у детей в онтогенезе На
ранних возрастных этапах ведущая роль в развитии речи ребенка принадлежит
формированию фонематического слуха – способности различать звуки речи, узнавать
их, ведь именно фонематический слух создает основу для полноценного
фонематического восприятия – специфического речевого действия, которое
направлено на переработку воспринятой речевой информации (в ее физических
характеристиках) в систему языковых знаков и смыслов) [31, с. 212].
Под понятием «слоговая
структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в
слове.
В 1-1,5 мес. малыш
сосредоточивает свое внимание на голосе близкого человека, в 2-3 мес.,
параллельно с появлением «комплекса оживления», когда малыш на обращение к нему
взрослого машет ручками, прядет ножками, все чаще реагирует смехом, который
способствует развитию речевого дыхания. Малыш глазами стремится отыскать
источник звука в пространстве; поворачивая головку, находит лицо говорящего;
аґукая, активно и эмоционально общается, самопроизвольно (ведь гуление – это
врожденный, присущий только человеку, рефлекс) протяжно произносит отдельные
гласные и их сочетания (А.М. Гвоздев, А.И. Исенина, М.Х. Швачкин и др.) [11, с. с. 797]. Таким образом постепенно
в речи малыша формируется образ устойчивого слога. Этот возрастной период
является весомым началом в овладении ребенком слоговой структурой слов.
В 4-6 мес., благодаря
интенсивному развитию коры головного мозга (особенно слуховой), малыш делает
свои первые попытки в подражании речи, которые проявляются в лепете –
произношении отдельных складов с губными согласными (типа ва, ма, ба) и их
цепочек.