Курсовая с практикой на тему Методический аспект исследования и формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект, проблема формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР 5
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет 5
1.2. Особенности овладения дошкольниками с ЗПР слоговой структуры слова 11
Глава 2. Методический аспект исследования и формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР 17
2.1. Изучить слоговую структуру слова у дошкольников с ЗПР. Модель констатирующего эксперимента 17
2.2. Педагогический подход при формировании слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР 20
2.3. Русский народный фольклор как средство формирования слоговой структуры слова 23
Заключение 27
Список литературы 30
Введение:
Актуальность темы исследования.
Тема формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР всегда была и остается актуальной.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер. У ребенка с ЗПР, страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, дополнительно нарушается слоговая структура слова
Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения. Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.
У детей этой категории нарушения слоговой структуры слова обусловлены расстройством моторного уровня деятельности артикуляторного механизма и несформированностью фонематического слуха. То есть дети затрудняются определять взаиморасположение и связь слогов в слове, а нарушенное звукопроизношение определяет пропуски и замены в слоговом составе слова.
Цель исследования: изучить методический аспект исследования и формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР.
Объект исследования: формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР.
В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:
1. Изучить особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет
2. Проанализировать формирование слоговой структуры у детей с ЗПР 3-4 лет
3. Провести диагностику слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР
4. Проанализировать результаты исследования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: наблюдение, беседа;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В дошкольном возрасте дети усваивают представления о моральных нормах и правилах поведения в обществе, первые этические оценки, на основе которых поступки делятся на «хорошие» и «плохие».
Особое внимание в процессе формирования индивидуальных возможностей и интересов уделяется эмоционально-чувственной сфере ребенка, развитию сопереживания и сострадания, проявляющихся у ребенка на ранних этапах онтогенеза в процессе общении с близкими взрослыми и составляющими основу нравственного чувств.
Эмоциональная реакция близкого ребенку взрослого с присущим ей оценочным характером является первым источником информации для ребенка.
Посредством интериоризации эмоциональной оценки близких взрослых в сознании ребенка складываются представления об основных нравственных понятиях, таких как: «хорошо», «плохо», «стыдно» и др., и, соответственно, формируются определенные способы поведения.
Поэтому в формировании индивидуальных возможностей и интересов очень важна роль семьи, характер общения ребенка в семье, близкие доверительные отношения ребенка с взрослыми в семье.
Потребности проявляются в эмпатии, в желании (мотиве) помогать животным и людям.
В развитии эмпатии у ребенка, начиная с раннего возраста, ведущая роль принадлежит примерам эмоциональных реакций близких взрослых на различные ситуации, их образцам морального и альтруистического поведения, обеспечивающим эмоциональное заражение и соответствующую реакцию у ребенка.
Ученые считают, что в процессе формирования индивидуальных возможностей и интересов происходит развитие мотивационной сферы ребенка, нравственных мотивов поведения, определяющих отношение ребенка к окружающему миру (природе, сверстникам, взрослым).
Мотивы поведения развиваются у дошкольников в тесной взаимосвязи с усвоением моральных норм, правил поведения, понимания значении своих действий и поступков для других.
Дошкольники в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь интересами, или требованиями взрослого. Постепенно, в процессе удовлетворения требований взрослых выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами, у ребенка происходит осознание их содержания, и создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ребенка.
В тоже время, у детей отмечается наличие двойственных представлений: дети знают содержание нравственных норм и должных моделей поведения, но их реальное поведение часто расходится с должным (Т.М. Титаренко), т.е. нравственные представления не стали нравственными ценностными ориентациями для ребенка, оказывающими влияние на его отношения к другим людям, на его поведение.
Слоговая структура слова является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи. Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе, и как следствие — становление полноценной личности.
Музыкальная деятельность является одной из ведущих форм деятельности в дошкольном возрасте и представляет собой естественное состояние, потребность дошкольников, способ коммуникации и взаимодействия детей.
Музыкальное развитие детей с ЗПР находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития и осуществляется с помощью специальных средств воздействия, направленных на формирование восприятия музыки, вокально-хоровых, музыкально-ритмических навыков, игры на детских музыкальных инструментах.
В музыкальной деятельности дошкольники воспроизводят окружающие, доступные для их восприятия социальные явления, взаимоотношения между людьми, что способствует расширению их жизненного опыта и является важным условием формирования интересов. Нами были использованы следующие методики диагностики:
1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З. Е.
2. Методика обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г. В. и Сафонкина Н. Ю.
3. Методика по классификации А. К. Марковой
В исследовании участвовали 10 дошкольников с ЗПР.
Анализ полученных данных:
Мы видим, что у большинства детей низкий уровень сформированности слоговой структуры слова.
Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Музыка учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей.
Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Музыка предоставляет ребёнку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект, проблема формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет
Необходимо рассмотреть особенности развития детей дошкольного возраста 3-4 лет, чтобы раскрыть особенности развития детей данного возраст и далее отметить особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ЗПР.
Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют дошкольное детство, как значимый период для становления у ребенка системы индивидуальных возможностей и интересов, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
По мнению А. Адлера, З. Фрейда и Э. Эриксона к пяти годам завершается формирование ценностно-смысловой сферы ребенка.
Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский подчеркивали необходимость формирования индивидуальных возможностей и интересов идеалов уже в детском возрасте, и чем раньше начнется воспитание, тем устойчивее будут представления о себе у дошкольника.
А. Маслоу и А. Адлер доказали, что человеку присущи не только витальные потребности (еда, сон и др.), но и социальные потребности (в общении, самоактуализации, принадлежности к социальной группе), т.е. витальные и социальные потребности составляют общие природные потребности человека [3].
По данным исследований отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштей и др.) в процессе социализации ребенка под влиянием социокультурной среды происходит развитие его природных потребностей (формируются первые связи и отношения, первые ценностные ориентации в сфере общения со сверстниками и взрослыми).
В дошкольном возрасте дети усваивают представления о моральных нормах и правилах поведения в обществе, первые этические оценки, на основе которых поступки делятся на «хорошие» и «плохие».
В исследованиях (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.) выделена потребность дошкольников в новых впечатлениях и новых знаниях, которая составляет основу психического развития детей и выступает базой для развития других социальных потребностей, познавательной, в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. По мнению М.И. Лисиной особенно важным для ребенка является потребность в общении со взрослым, в положительной оценки со стороны взрослого действий и поведения ребенка, удовлетворение этой потребности способствует усвоению детьми нравственных ценностей и овладению нормами социального поведения.
Особое внимание в процессе формирования индивидуальных возможностей и интересов уделяется эмоционально-чувственной сфере ребенка, развитию сопереживания и сострадания, проявляющихся у ребенка на ранних этапах онтогенеза в процессе общении с близкими взрослыми и составляющими основу нравственного чувства (П. Абдулова, В.В. Зеньковский, М.И. Лисина и др.).
Ученые, подчеркивая эмоциональную связь ребенка раннего возраста с близкими взрослыми в семье, используют такие характеристики, как «симбиоз ребенка и взрослого» (А. Vallon); «социальная ситуация «Мы» (Л.С. Выготский), привязанность как первый этап социализации и фактор, влияющий на ее успешность (М.А. Василенко) [9].
Эмоциональная реакция близкого ребенку взрослого с присущим ей оценочным характером является первым источником информации для ребенка.
Посредством интериоризации эмоциональной оценки близких взрослых в сознании ребенка складываются представления об основных нравственных понятиях, таких как: «хорошо», «плохо», «стыдно» и др., и, соответственно, формируются определенные способы поведения. Поэтому в формировании индивидуальных возможностей и интересов очень важна роль семьи, характер общения ребенка в семье, близкие доверительные отношения ребенка с взрослыми в семье.
Потребности проявляются в эмпатии, в желании (мотиве) помогать животным и людям.
В развитии эмпатии у ребенка, начиная с раннего возраста, ведущая роль принадлежит примерам эмоциональных реакций близких взрослых на различные ситуации, их образцам морального и альтруистического поведения, обеспечивающим эмоциональное заражение и соответствующую реакцию у ребенка. Ученые считают, что в процессе формирования индивидуальных возможностей и интересов происходит развитие мотивационной сферы ребенка, нравственных мотивов поведения, определяющих отношение ребенка к окружающему миру (природе, сверстникам, взрослым).
Мотивы поведения развиваются у дошкольников в тесной взаимосвязи с усвоением моральных норм, правил поведения, понимания значении своих действий и поступков для других [6].
В основе направленности поведения дошкольников находится иерархия мотивов (В.С. Мухина), у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие.
Дошкольники в состоянии подчинить свои желания и выстроить линию поведения, руководствуясь интересами, или требованиями взрослого. Постепенно, в процессе удовлетворения требований взрослых выстраивать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами, у ребенка происходит осознание их содержания, и создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние требования самого ребенка.
По мнению В.В. Зеньковского, основная цель формирования индивидуальных возможностей и интересов заключается в «пробуждении сознания у ребенка, культивировании у него потребности руководствоваться в своем поведении интересами».
Т.П. Абдулова подчеркивает, что «ребенок познает смысл индивидуальных возможностей и интересов в «эмоциональной, подсознательной и одновременно логико-рефлексивной форме».
Согласно исследованиям (Л.А. Венгера, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой В.С. Мухиной и др.) дошкольники могут объективно оценить свои достоинства и недостатки, что свидетельствует о наличии у выраженной сравнивающей рефлексии.
По мнению О.Р. Меремьяниной «возникновение рефлексии у дошкольников способствует формированию положительных качеств (адекватной самооценке, неэгоистической направленности желаний, положительному самовосприятию).
В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.
Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н).