Курсовая с практикой на тему Методические варианты индивидуально-дифференцированного подхода к школьникам
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Понятие индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе 6
1.2 Индивидуально-дифференцированный подход как фактор повышения качества образования 11
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 18
2.1 Анализ педагогического опыта по организации индивидуально-дифференцированного подхода 18
2.2 Анализ эффективности практической деятельности по реализации индивидуально-дифференцированного подхода в начальной школе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Современная ситуация в системе образования, в частности в сфере начального образования, характеризуется интенсивными процессами преобразования и модернизации данной системы. Введение Федерального государственного стандарта предполагает пересмотр и преобразование концепции организации и осуществления образовательного процесса.
На этапе начального образования происходит формирование основ будущей личности, закладываются предпосылки для успешности всей будущей деятельности человека, ребенок осваивает свой первый социальный статус, начинают формироваться универсальные учебные действия. Этот период характеризуется сензитивностью, и, соответственно, интенсивным процессом развития разнообразных сфер личности и умственной деятельности, например, происходит активное формирование нового уровня мышления – словесно-логического, становление самосознания, формирование соподчинения мотивов, развитие произвольности деятельности и всех психических процессов и т.д.
Деятельность педагога начального образования направлена на помощь и поддержку ребенка в развитии и формировании всех обозначенных сфер, а при необходимости, производится и коррекционная работа в определенном направлении. Однако необходимо помнить о том, что каждый ребенок является уникальной личностью со своими особенностями развития и протекания психических процессов, с уникальными характеристиками интенсивности переживания и выражения эмоций, спецификой мыслительного процесса, особенностями коммуникативной сферы и организации взаимодействия с другими детьми, индивидуальным темпом деятельности и другими аспектами деятельности, психического развития и общения.
Кроме того, следует отметить, что определенной спецификой обладает и каждый возрастной этап развития человека, в том числе и младший школьный возраст. К специфическим особенностям данного возрастного периода можно отнести ведущую деятельность ребенка – учебную, формирование разнообразных новообразований – произвольности в функционировании памяти, внимания, основы самосознания и самооценки и др.
Все обозначенные особенности необходимо изучать и учитывать в планировании и организации образовательного процесса с дошкольниками. Это позволит воспитать заложить основы воспитания гармоничной, уверенной в себе личности, которая будет обладать высокой самооценкой, умением самостоятельно организовывать собственную деятельность, полноценно и плодотворно общаться с другими людьми, с высоким уровнем социализированности.
Конечно, соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода требует высокого уровня профессиональной компетентности от педагога, определенного набора знаний детской и возрастной психологии, основ детской физиологии, педагогики и др.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что педагог, осуществляющий образовательную деятельность в начальной школе, изучив имеющиеся эмпирические и теоретические наработки в области учета индивидуальных и возрастных особенностей в организации образовательной деятельности сможет выработать такой алгоритм планирования и организации образовательной деятельности, который позволит ему раскрыть личность младшего школьника во всех аспектах ее уникальности и увеличить уровень эффективности освоения образовательной программы.
Проблемой учета индивидуальных и возрастных особенностей развитий ребенка в организации образовательного процесса занимались такие исследователи и педагоги как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский, В.М. Галузинский, А.В. Зосимовский, В.А. Крутецкий, А.Г.Ковалев, Л.И. Князева, П.И. Ковальчук и др.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: механизм реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения в начальной школе.
Цель исследования: изучить особенности осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении младших школьников на примере организации уроков математики во втором классе.
Цель достигается посредством решения следующих задач:
1) Определить понятия «индивидуализация», «дифференциация», значение индивидуально-дифференцированного подхода для увеличения эффективности обучения детей;
2) Проанализировать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников;
3) Рассмотреть специфику практической реализации индивидуально-дифференцированного подхода при организации уроков математики в младшей школе.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных знаний, психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Заключение:
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения является фактором повышения эффективности подготовки слабоуспевающих к восприятию нового материала, оперативного устранения недостатков в знаниях, активного использования познавательного потенциала, особенно сильных, и сохранения постоянного высокого уровня познавательного интереса к предмету.
При реализации индивидуально-дифференцированного подхода следует соблюдать ряд критериев:
1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
3. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.
4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале — каждого ученика).
5. Осуществление оперативной обратной связи.
6. Соблюдение педагогического такта.
Анализ научных источников позволил изучить феномен индивидуализации и дифференциации обучения в психолого-педагогической литературе, охарактеризовать специфическое возрастные и индивидуальные характеристики развития детей младшего школьного возраста, проанализировать индивидуально-дифференцированный подход как условие повышения качества обучения.
Для проверки эффективности дифференцированного подхода в обучении было реализовано экспериментальное исследование. На констатирующем этапе эксперимента была установлена степень обученности младших школьников, определены их психологические характеристики.
На формирующем этапе эксперимента была реализована образовательная деятельность с применением дифференцированного подхода. В результате диагностики на контрольном этапе было установлено, что учащиеся экспериментальной группы, с которыми проводились занятия с применением дифференцированного подхода, показали более высокий уровень успеваемости, качество знаний этих учащихся также повысился.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, нами были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Понятие индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе
В 1917 году П.П. Блонский в своей работе «Задачи и методы новой народной школы», анализируя проблему различий между хорошим и плохим педагогом в ситуации примерно равного владения предметными знаниями и методикой преподавания, выделил тот факт, что хороший педагог видит уникальные характеристики каждого обучающегося, тогда как для плохого педагога все обучающиеся одинаковы. Педагогу следует освоить умение опираться в организации собственной деятельности на индивидуальные характеристики, способность фиксировать, чем каждый из них отличается от остальных. Соответственно, индивидуализация обучения – ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика [привед. по 3, 21].
Индивидуализация обучения может рассматриваться как центральный принцип, представляющий собой базу организации современного обучения, который предполагает нацеленность на реальных учеников с опорой на их индивидуальные возрастно-психологические характеристики в процессе выбора и использования конкретных методов и средств обучения, составлении вариантов заданий разной сложности. При этом в образовательном процессе следует фокусироваться не на определенном усредненном типе ученика, а на конкретной личности с учетом его специфики и уникальности. Только в данных условиях индивидуализация становится средством формирования и развития личности в ее целостности [5].
Индивидуализация обучения ориентирована на устранение несоответствий между уровнем учебной деятельности, который детерминируется программными требованиями, и групповой направленностью ее осуществления. Как правило, индивидуализация интерпретируется, как практическая организация педагогического процесса, при которой выбор методов работы, средств, скорости обучения основывается на индивидуальных качествах обучающихся, степени сформированности их способностей к образовательной деятельности. Иными словами, речь идет не о приспособлении ученика к условиям образовательной деятельности, а о приспособлении образовательного процесса к особенностям ученика. Тогда индивидуализация выполняет важную роль, состоящую в том, что индивидуализация – это условия, при которых раскрывается индивидуальная сущность каждого ученика [5].
Дифференциация, как правило, интерпретируется в качестве одного из типов индивидуализации. Это определение групп учащихся, основанное на учете тех или иных специфических характеристик, требуемых для конкретного образовательного направления, например профильного обучения. Обычно, для осуществления образовательной деятельности в данных условиях разрабатываются разные программы и планы.
Дифференциация может быть внешняя (формирование классов по способностям и интересам) и внутренняя (разделение учащихся на микрогруппы). Дифференциация обучения представляет собой один из путей осуществления принципа индивидуализации в образовательной деятельности. В качестве дифференцированного учебно-воспитательного процесса можно принимать такой, для которого является типичной направленность на типичные индивидуальные различия обучающихся.
Главными сходными характеристиками в интерпретации феноменов «индивидуализация обучения» и «дифференциация (в т. ч. профильная) обучения» можно считать то, что согласно представлениям преобладающего количества ученых, индивидуализация и дифференциация обучения основываются на реализации совместной деятельности педагога и обучающихся на всех стадиях образовательной деятельности [4].
При этом непосредственно феномены «дифференциация обучения» и «индивидуализация обучения» интерпретируются учеными с разных точек зрения, что приводит периодически к созданию новых определений, например, «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут» и т. д.
Образование в качестве социальной структуры ощущает на себе достаточно интенсивное действие дифференциации. В различных педагогических системах (таких, например, как учреждения образования или учебный процесс) дифференциация осуществляет по вертикали и горизонтали. Основанием для дифференциации по вертикали является возраст обучающихся, а в учебном процессе — уровень усвоения содержания образования. Дифференциация по горизонтали осуществляется с опорой на индивидуальные параметры обучающихся (специфики интеллектуальной деятельности, способностей, интересов и др.), которые детерминируют разнообразные стратегии ее реализации на каждой из вертикалей.
В педагогических источниках определение дифференциации интерпретируется следующим образом: дифференциация обучения — способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности).