Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методические условия развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 5

1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 5

1.2. Особенности развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 11

Глава 2. Методические основы развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 19

2.1. Условия развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 19

2.2. Методика развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 26

Заключение 35

Список литературы 37

Приложение 1 39

  

Введение:

 

Речевая культура — это умение правильно, т.е. в соответствии с содержа-нием высказываемого, с учетом условий речевого общения и цели высказыва-ния, использовать все языковые средства.

Развитие речи, воспитание речевой культуры детей на разных этапах обучения — одна из важнейших проблем современной педагогической науки. Се-годня возрастает количество и значимость исследований, направленных на поиск путей оптимизации процесса воспитания речевой культуры детей в раз-ных возрастных группах.

Звуковая культура речи является неотъемлемой частью общей речевой культуры. Она включает все стороны звукового оформления слов и речи в це-лом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и т.д. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппарата, наличие полно-ценной среды являются необходимыми условиями для современного и пра-вильного формирования звуковой культуры речи.

Дети старшего дошкольного возраста реже используют в своей речи зву-ки или пропуски, чаще употребляют многосложные слова, не нарушая их структуры.

В период дошкольного детства у дошкольников значительно улучшается слуховое восприятие, совершенствуется развитие артикуляционного аппарата, интенсивно развивается фонематический слух детей. Для старших дошкольни-ков характерен устойчивый рост познавательного интереса к слову: его звуча-нию, содержанию, фонологическому составу.

В период подготовки детей к школе педагогам ДОУ, на наш взгляд, необходимо осуществить изучение особенностей звукового анализа речи стар-ших дошкольников, важно рассмотреть весь комплекс аспектов развития речи, а главное, обратить внимание на развитие звуковой культуры речи, что требу-ет знания теоретических и методических аспектов этого процесса. Данное утверждение обосновывает актуальность настоящего исследования.

Иследование звуковой культуры речи представлено в работах М.Л. Ку-совой, А.И. Максакова, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Н.В. Шапошниковой и др.

Объект исследования: звуковая культура речи.

Предмет исследования: звуковая культура речи у детей старшего до-школьного возраста.

Цель исследования: изучение методических условий развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что исследование методиче-ских условий развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста поможет в поиске новых методов развития звуковой культуры речи.

Задачи исследования:

1. Составить психологическую характеристику детей старшего дошколь-ного возраста;

2. Выяснить особенности развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить условия развития звуковой культуры речи у детей старше-го дошкольного возраста;

4. Выявить методику развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что изучение методических условий развития звуковой культуры речи у детей старшего до-школьного возраста может быть полезно студентам педагогических направ-ленностей и практикующим воспитателям в организации занятий по развитию звуковой культуры речи.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный методы формирова-ние выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития педагогической науки одной из важней-ших проблем относительно совершенствования сферы дошкольного образова-ния и повышения его качества является поиск путей оптимизации и повышения эффективности процесса речевого развития дошкольников, результатом кото-рого является формирование культуры речи детей.

В ходе исследовательской работы мы решали поставленные нами задачи. Так мы составили психологическую характеристику детей старшего дошколь-ного возраста. Старший дошкольный возраст — последний из периодов до-школьного детства, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и формирующаяся на этой основе способность контролировать свое пове-дение. Также происходят изменения в представлениях детей о себе, в их само-познании и самооценке, на которые непосредственно влияют более сложные и значимые отношения со сверстниками и взрослыми. Задача педагога и родите-ля — правильно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного переживания ребенком дошкольного детства

Выяснили особенности развития звуковой культуры речи у детей старше-го дошкольного возраста. В структуре культуры речи одним из ключевых компонентов является звуковая культура речи. На основе проведенного иссле-дования под данным термином мы понимаем правильную и четкую артикуля-цию и произношение звуков, слов и фраз родного языка, владение речевым дыханием, определенный уровень развития фонематического слуха и интона-ционной выразительности речи дошкольников.

Определили условия развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Усвоение ребенком звуковой стороны слова — сложный процесс, который можно разделить на следующие этапы: слушание звучания слова, различение и правильное произношение звуков, их самостоятельное вы-деление в слове, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные опера-ции со словами (собственные рифмовки, стихи). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребенка с окружаю-щими в различных видах деятельности. Очень важны такие формы работы, ко-торые проводятся вне занятий в удобное для воспитателя время. Так, в распи-сании предусмотрена работа над звуковой культурой речи практически каж-дый день.

Выявили методику развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Работа по воспитанию звуковой культуры речи пред-ставляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ре-бёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

Развитие и повышение уровня звуковой культуры речи старших до-школьников – сложный и ответственный процесс, требующий знания теорети-ческих и методических аспектов его реализации, применения эффективных тра-диционных и инновационных методов и приемов обучения, направленных на решение таких основных задач: развитие артикуляционного аппарата детей, развитие фонематического их слуха, обучение дошкольников навыкам пра-вильного дыхания, обучение средствам интонационной выразительности речи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст — это возраст, в котором у ребенка за-кладываются личностные качества и формируется социальная позиция. По-требности детей старшего дошкольного возраста развиваются и совершен-ствуются. У детей развивается дух соперничества, совместно с этим, дети больше проявляют желания взаимодействовать с коллективом, быть частью общества. Правила и нормы поведения накладывают отпечаток на то, как ре-бенок ведет себя, как он начинает регулировать своё поведение. Старший до-школьник умеет жертвовать своими желаниями для того, чтобы делать так, как нужно, а не только так, как хочется.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механиз-мы деятельности и поведения. Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией процесса роста: за год ребенок может вырасти на 7-10 см, изменяются пропор-ции тела. Активно развиваются движения и двигательные способности ребенка. Девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно на руках, еще слабы [5].

Для ребенка дошкольного возраста характерно динамичное развитие. В течение дошкольного возраста происходят значительные изменения в разных направлениях, совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Например, память ребенка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Увеличивается ее объем: дети старшей группы могут запомнить до 7-8, а в подготовительной группе до 10-12 названий предметов. Качественные изменения характеризуются появле-нием опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ре-бенок уже не просто запоминает интересующую его информацию, а берет на себя задачу запоминания, применяет специальные способы удержания необхо-димой информации.

Аналогичные показатели определяют и развитие внимания. Помимо уси-ления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, пере-ключение, его произвольность, наиболее существенно возрастает способность ребенка к все более направленному сосредоточению. Если младший дошколь-ник внимателен только к тому, что для него наиболее ярко и ново, то старшие дошкольники могут удерживать свое внимание на самых разнообразных зада-ниях. Ребенок 5-6 лет способен концентрировать внимание в течение 15-20 ми-нут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Он также способен удерживать в памяти несложное условие во время выполнения какой-либо дея-тельности.

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Формируются такие его черты, как произвольность и ориги-нальность. В 5-6 лет дети уже способны самостоятельно придумать небольшой рассказ с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам они могут подчинить свое воображение определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану, конечно, внося в него некоторые кор-рективы.

Улучшается восприятие цвета, формы, размера и структуры предметов; систематизируются ранее полученные детьми представления. Старший до-школьник способен различать простые формы в сложных объектах и воссозда-вать сложные объекты из простых форм. Улучшается ориентировка в про-странстве. При этом старший дошкольник испытывает трудности в анализе пространственного положения предметов, особенно если ему приходится одно-временно рассматривать несколько разных и при этом противоположных при-знаков [6].

Активное развитие воображения и совершенствование восприятия стано-вятся основой детского творчества, которое проявляется в продуктивной дея-тельности. Старший дошкольный возраст — период наиболее активного рисова-ния: в течение года ребенок способен создать до шести тысяч рисунков. В 5-6 лет рисунки детей представляют собой схематические изображения различных предметов, но они могут отличаться оригинальностью композиционного реше-ния, изображать статические и динамические отношения. К 6-7 годам детские рисунки приобретают более детальный характер, обогащается их цветовая гамма. Образ человека становится более детальным и пропорциональным.

Улучшается и конструктивная деятельность детей. Дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться по схеме, по плану, по условиям. В старшем дошколь-ном возрасте ребенок может овладеть даже сложными способами складывания бумаги и придумывать собственные конструкции. Усложняется и конструиро-вание из природного материала.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы