Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания английского языка

Курсовая с практикой на тему Методические приемы работы над лексикой на средней ступени обучения английскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития лексических навыков учащихся средних классов 6
1.1. Лексика как один из основных аспектов языка 6
1.2. Приемы обучения лексике иностранного языка учащихся средних классов 11
Глава 2. Практические аспекты развития лексических навыков учащихся средних классов 20
2.1. Диагностика уровня развития лексических навыков у учащихся средних классов 20
2.2. Методические разработки по проведению серии уроков по работе над лексикой на средней ступени обучения английскому языку 23
Заключение 29
Список литературы 31

  

Введение:

 

Современная международная обстановка обусловливает значительный рост и расширение культурных и деловых контактов, большое количество людей разных профессий, возрастов и интересов вовлечены в непосредственное или опосредованное интернациональное общение. Соответственно, возросла востребованность владения иностранным языком и значимость обучения языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов.
В условиях введения ФГОС новым прогрессивным требованием к уроку иностранного языка и, в частности, к процессу совершенствования лексических навыков является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания, т.е. так называемое автономное обучение, при котором учитель играет роль помощника и организатора. В идеальном случае учащийся, вспоминая свой опыт изучения родного языка и опираясь на имеющиеся у него чувство родного языка, должен сам (но с поддержкой учителя иностранного языка) выбирать и применять стратегии для изучения иностранного языка.
Общеобразовательные учреждения ставят своей целью повышение качества учебно-воспитательного процесса и эффективности обучения иностранным языкам. Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Вне сомнений, наиболее важной проблемой в современном образовании является переориентация и трансформация целей обучения иностранным языкам, а также его содержания. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении, т.е. о практическом владении языком, и, следовательно, о развитии «коммуникативной компетенции». При этом языковая компетенция и ее составная часть – лексические навыки, занимают ведущее место в процессе достижения данной цели.
В течении XX века лингвистика, методика, дидактика и психология решали ряд взаимосвязанных общих проблем владения и овладения иностранным языком обучающимися разного возраста и уровня образования. Была установлена важная для методики проблема, суть которой заключается в том, как и каким образом должно быть организовано совершенствование лексических навыков учащихся средних классов.
В результате изучения иностранного языка на средней ступени, ученик должен уметь вести беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение; делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей и многое другое.
Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в молодых профессионалах, свободно разговаривающих на иностранном языке и недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы совершенствования лексических навыков в школе.
Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной выше проблемы обусловили выбор темы исследования: «Методические приемы работы над лексикой на средней ступени обучения английскому языку».
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку на средней ступени.
Предмет исследования: методические приемы совершенствования лексических навыков на уроке английского языка на средней ступени обучения.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и реализации методических приемов для совершенствования лексических навыков на средней ступени обучения.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
• проанализировать имеющуюся методическую и психолого- педагогическую литературу по проблеме обучения лексике.
• проанализировать приемы формирования лексических навыков, на средней ступени обучения английскому языку.
• изучить уровень развития лексических навыков учащихся средних классов.
• разработать комплекс заданий на формирование лексического навыка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, проблемно-хронологический, изучение и обобщение сведений, сравнение, синтез, индукция, дедукция, классифицирование.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:
• в области психологии (Зимняя И.А., Артёмов В.А., Леонтьев А.А., Петровский А.В. и другие)
• в области методики (Пассов Е.И., Гальскова Н.Д., Тер-Минасова С.Г., И.Л., Миролюбов А.А., Шамов А.Н., Гурвич П.Б. и другие)
Теоретическая значимость данной работы состоит в уточнении теоретических основ обучения лексике школьников на уроках английского языка на среднем этапе школы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время глобализация оказывает огромное влияние на развитие общества. Происходящие изменения в сфере экономики и политики неизбежно ведут к изменениям в сфере образования. Потребность в изучении иностранных языков возрастает.
Обобщая научно-теоритический опыт, был проведен анализ исследований, посвященных проблемам совершенствования лексических навыков на средней ступени обучения на уроках английского языка. Анализ позволяет сделать вывод о том, что в методике обучения учащихся средних классов иностранному языку недостаточно разработаны вопросы важности овладения лексикой, ориентированные на способы обучения с учетом трудностей, возникающих с отработкой уже усвоенного лексического материала.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что у данной выборки обучающихся лексические навыки сформированы в большинстве своем на среднем или низком уровне. На втором этапе была апробирована специально разработанная серия уроков, направленная на формирование иноязычных лексических навыков. Реализация программы позволила подтвердить предположение о том, что интенсивная тренировка и разноуровневые задания на этапе применения положительно влияют на формирования лексических навыков обучающихся среднего этапа.
Таким образом, рассмотренные нами стратегии обучения иностранному языку в теоретической части нашего исследования соответствуют требованиям ФГОС. В условиях введения ФГОС новым прогрессивным требованием к уроку иностранного языка и, в частности, к процессу совершенствования лексических навыков является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания, т.е. так называемое автономное обучение, при котором учитель играет роль помощника и организатора, как например и было продемонстрировано в формирующем эксперименте нашей работы. В идеальном случае учащийся, вспоминая свой опыт изучения родного языка и опираясь на имеющиеся у него чувство родного языка, должен сам (но с поддержкой учителя иностранного языка) выбирать и применять стратегии для изучения иностранного языка.
Проведенная нами работа является доказательством того, что, обучая творчески и имея определенный набор стратегических приемов, учитель может добиться у учащихся высокого уровня владения лексическими навыками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Лексика является одним из главных компонентов речевой коммуникации и выступает в близкой взаимосвязи с фонетикой и грамматикой.
В государственном образовательном образце по иностранным языкам рассматривается в качестве цели обучения иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме и чтении. Подобный подход к обучению иностранному языку показывает необходимость оперативной и вместе с тем очень качественной подготовки к функционированию его языковых средств. Уровень коммуникативных компетенций напрямую зависит от степени владения, в том числе и лексической стороной речевой деятельности. Лексический объем слов в системе языковых средств является основным компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это предопределяет ее важное место на всяком уроке иностранного языка, образование и улучшение лексических навыков неизменно находятся в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются отправным и важным строительным материалом, который осуществляет речевую деятельность, и поэтому является одним из важнейших компонентов содержания обучения ИЯ (иностранный язык).
Согласно работам Е.Н. Солововой, лексика- это словарный запас языка. Различают активную и пассивную лексику. Слово имеет наружные и внутренние стороны. Наружная сторона состоит из зрительного и слухового компонентов (Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М., 2016. – с. 45). Внутренняя сторона – это его значение и понятие. Е.И. Пассов отмечает, что лексическая компетенция –способность учеников находить контекстуальный смысл слова, сопоставлять его с со словами из иностранных языков, выделять в нем национальную характеристику для культуры данного народа. Усвоение лексики в обстоятельствах обучения иностранному языку имеет системно – образующее значение. Именно в лексике заложены те значения, которые позволяют человеческому общению состояться (Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе М., 2011. – с. 98).
В методике преподавания иностранных языков все более выраженно проявляется тенденция – значимость лексики как средства коммуникации и роль объема словарного запаса для становления иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Лексическая компетенция выступает основной во многих отечественных и зарубежных методиках наряду с грамматической, фонологической и семантической. Под лексической компетенцией разумеют знание словарного состава языка и способность употреблять его в процессе общения (Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 2016. – с. 122).
Лексика выполняет номинативную функцию и обеспечивает речевое высказывание смыслом, а также лексика является уникальным явлением, выполняющим обширный объем функций. Когда учащийся овладевает лексикой, его лингвистический горизонт развивается. Культура другой страны, ее история и особенности быта выявляются в лексических единицах.
Хотя статистические данные несколько расходятся, в целом ученые сходятся во мнении: 1000 слов достаточно для того, чтобы эффективно читать в школе, 1500 слов, чтобы достичь оптимального успеха в продуктивных видах речевой деятельности.
При говорении или письменном выражении мыслей нужно уметь отыскивать необходимое слово в памяти, уметь воссоздавать его грамматическую форму, сочетать с другими словами и включать в предложения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы