Курсовая с практикой на тему Методические приемы работы на текстом в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы работы над тестом в начальной
школе. 4
1.1. Теория методики работы с тестом в начальной школе. 4
1.2. Работа с тестом как средство формирования УУД.. 8
Глава 2. Методические основы работы над тестом в начальной
школе. 14
2.1. Организация работы над текстом на уроках русского языка
и литературного чтения в начальной школе. 14
2.2. Примеры работы с текстом на уроках русского языка и литературного
чтения в начальной школе. 25
2.3. Творческие задания практического действия при работе
с текстом (иллюстрация, лепка, моделирование обложки, книжки-самоделки) 30
Заключение. 38
Список литературы.. 39
Введение:
ФГОС (Федеральный
государственный образовательный стандарт) определяет три группы результатов: предметные,
метапредметные и личностные. Метапредметные результаты это те способы учебной деятельности,
которые дают возможность усваивать предметные результаты. Метапредметные результаты
освоения ООП НОО (Основной образовательной программы начального общего образования)
должны отражать:
— овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами, как результат формирования познавательных
УУД (Универсальных учебных действий).
Смысловое чтение формируется
на всех учебных предметах при работе с деловым, учебно-познавательным, естественно-научным
текстом
В
начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики
получают информацию, читая текст. Это окружающий мир.
Здесь
ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего
мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география,
история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо
начинать формировать в начальной школе.
Надо учить детей внимательному восприятию каждой
фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания
которого может быть неправильно понят весь материал.
В педагогической
практике познавательный интерес рассматривается как средство повышения познавательной
активности школьника, как эффективный инструмент для учителя, позволяющий ему сделать
процесс обучения привлекательным, выделить в преподавании те аспекты, которые могут
привлечь невольное внимание учащихся заставит вас думать, беспокоиться и волноваться,
с энтузиазмом работать над учебным заданием.
Перед современной
школой, и особенно начальной, стояли задачи, направленные на обучение учащихся новым
ценностным ориентациям, во многом связанным с восприятием окружающей действительности,
ее оценкой, человеческой деятельностью и поведением в природной среде и в обществе.
Осуществлению этих задач способствуют многие предметы.
Одним из способов повышения познавательного интереса
современных школьников является работа с текстом. В отличие от игр, в общем, педагогическая игра
имеет существенную особенность — четко определенную цель обучения и соответствующий
педагогический результат, который может быть обоснован, четко обозначен и характеризуется
когнитивной направленностью.
Объект исследования – приемы
работы с текстом.
Предмет исследования – методические
приемы работы на текстом в начальной школе.
Цель – изучить
методические
приемы работы на текстом в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить теорию методики работы с тестом в начальной школе
2. Проанализировать работу с тестом как средство формирования УУД
3. Изучить организация работы над текстом на уроках
русского языка и литературного чтения
в начальной школе
4. Проанализировать примеры работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
5. Изучить творческие задания практического действия при работе с текстом
(иллюстрация, лепка, моделирование обложки, книжки-самоделки).
Заключение:
Авторы учебников
по русскому языку для начальных классов стараются предлагать разнообразные упражнения
ученикам, чтобы сформировать у детей устойчивую систему навыков, развить умение
работать с разными типами текстов.
Одной из важнейших целей начального образования
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования является формирование навыков учебной деятельности.
Учебная деятельность, сформированная
на достаточном уровне, обеспечивает возможность развития психических и личностных
особенностей учащихся, как существенного результата образования в начальной школе.
В настоящее время перед школой остро встала и остаётся
актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний,
включая умение учиться. Особое значение учебной деятельности в установлении нового
типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя
и учеников, активное участие ребенка
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы работы над тестом в начальной школе
1.1. Теория методики работы
с тестом в начальной школе
Авторы учебников
по русскому языку для начальных классов стараются предлагать разнообразные упражнения
ученикам, чтобы сформировать у детей устойчивую систему навыков, развить умение
работать с разными типами текстов [11].
В процессе прохождения
педагогической практики и работы с учениками начальной школы мы имели возможность
проанализировать содержание учебника по русскому языку, написанного В. П. Канакиной
и В. Г. Горецким в рамках учебно-методического комплекса «Школа России».
Полноценная работа
с текстом начинается уже в третьем классе. С самых первых уроков учащимся предлагаются
простые тексты. Всех их можно разделить на две группы: прозаические и поэтические.
В первой части учебника по русскому языку для третьего класса учащимся, в большинстве
своем, предлагаются поэтические тексты. Как правило, это небольшие четверостишья.
Например, в разделе «Язык и речь» учащимся предлагаются сразу три текста, все –
поэтические. (упр. 1, упр. 10, упр. 4 «Проверь себя»). Начиная со второго раздела,
авторы включают также и прозаические тексты. Например: раздел «Текст. Предложение.
Словосочетание» — поэтических 8 (упр. 27, 28, 29, 32, 44, 51 и др. ); прозаических
11 (упр. 11, 12, 14, 15, 19, 20, 23, 33, 34, 37 и др.). Каждый из предложенных текстов
отличается небольшим объемом (поэтический – не больше 8 строф, прозаический – не
больше 7 предложений), простым содержанием (тексты о временах года, животных, растениях,
погоде) и узнаваемостью (стихотворения А. С. Пушкина, выдержки из научно-популярных
энциклопедий). Такие тексты позволяют детям быстро понимать содержание, определять
тему, идею и смысл текста, а также быстро включаться в работу.
Так как первая
часть учебника для третьего класса посвящена разделам «Речь», «Язык», «Слово, словосочетание,
предложение», то тексты в данной части учебника подобраны в соответствии с темами.
Они отличаются разнообразным грамматическим строем (простые и сложные предложения,
односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные
предложения, прямой и обратный порядок слов), широким диапазоном лексики (синонимы,
омонимы, разностилевая лексика). Предлагаемые прозаические тексты имеют познавательный
характер: это выдержки из произведений В. Бианки, Л. Толстого, Н. Богословского,
рассказывающие о природе – растениях и животных. Такие тексты позволяют не только
развивать речь, навыки анализа текста, но и расширяют кругозор, пробуждают в детях
любознательность и мотивируют на первые исследования окружающего мира. Так как изучение
русского языка в третьем классе начинается с более глубокой работы над проблемами
языка и речи, предложений и текста, то все упражнения, связанные с текстовыми заданиями,
направлены на анализ прочитанного. Среди предлагаемых заданий имеются следующие:
Докажите, что
вы прочитали текст. Это
задание позволяет детям анализировать прочитанное не только с точки зрения содержания,
но и с точки зрения формы, выстраивая систему языковых параметров, обязательных
для текста.
Озаглавьте
текст. Данное задание
позволяет детям проявлять и тренировать навыки обобщать, выделять главную и второстепенную
информацию, выявлять идею и суть текста, основную мысль.
Найдите слова
определенной части речи. Из уроков русского языка в первом и втором классе учащиеся уже знакомы с
некоторыми частями речи. Такие задания позволяют успешно повторить изученное ранее,
не отходя от основных тем уроков, а также подготовить учащихся к изучению дальнейшего
материала [15].
Объясните постановку знаков препинания с точки зрения интонации/грамматики. Данный тип заданий предлагает детям провести первый пунктуационный
анализ, в рамках которого они свяжут постановку знаков