Математика Курсовая с практикой Точные науки

Курсовая с практикой на тему Методические приемы обучения решению задач в начальной школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Психолого-педагогические аспекты формирования умения решения задач в начальной
школе. 7

1.1
Определение текстовой задачи, ее структура и виды.. 7

1.2 Способы
решения текстовой задачи. 10

1.3
Математические упражнения как источник математических и логических познаний. 16

1.4 Роль,
особенности и функции текстовой задачи в начальной школе. 19

Глава 2. Методические
подходы к обучению решению текстовых задач в начальной школе. 22

2.1 Этапы
работы над текстовой задачей. 22

2.2
Методические приемы на этапе ознакомления с содержанием текстовой задачи  30

2.3
Методические приемы на этапе поиска, составления плана и записи решения задачи. 32

2.4
Методические приемы на этапе работы по окончанию решения задачи. 35

Заключение. 39

Список
использованной литературы.. 42

  

Введение:

 

Начальное
образование является особенно важным этапом в развитии ребенка, поскольку
сочетает в себе процессы обучения, обучения и воспитания. Его главная цель — всестороннее
и гармоничное развитие детей и их подготовка к систематическому обучению на
более высоких уровнях образования.

Средством
достижения этой цели является современное образование, направленное на развитие
интеллектуальных установок и социально-эмоционального развития детей и
стремление стимулировать интересы, создавать благоприятные условия для занятия
творческой деятельностью, приобщать их к системе общественно принятых ценностей
и формировать убеждения о необходимости следовать им в собственном поведении.

Педагог
усиливает деятельность детей, влияет на мотивацию обучения, организует
различные дидактические ситуации, умело подбирает способы передачи сообщений.

Одно
из наиболее ожидаемых учителем математики настроений их учеников — это активное
отношение к решению задач. Особенно интересна такая форма деятельности,
которая, используя анализ ситуаций, возникающих в задачах, и методы их решения,
позволяет учащемуся замечать и умело формулировать аналогичные или похожие
проблемы. Знания, полученные при решении данной задачи, затем естественным
образом используются для углубления проблемы и не все задачи можно расширить,
но есть те, которые можно расширить.

Математика
как наука и школьный предмет выделяется среди других наук, в том числе абстрактность
понятий, особый метод рассуждения, которым является дедукция, и особый
словесно-символический язык.

Сегодня
невозможно представить урок без использования активных и современных методов
обучения. Они облегчают передачу знаний в интересной форме, учат творческому
решению проблем, пробуждают интерес детей и позволяют им получить новый опыт, в
том числе межличностный[11].

Эмоциональная
вовлеченность учащихся также важна для процесса обучения. Детям легче учиться,
если они интересуются данным предметом и понимают его преимущества. Поэтому на
уроках следует делать акцент на том, чтобы как можно чаще использовать
активирующие методы.

Учебный
процесс в школе основан не только на усилиях и передаче знаний учителем. Самостоятельное
выполнение задачи или решение проблемы дает возможность проверить полученные
знания и навыки на практике, требует от учащихся использовать свои  знания как в типичных, так и в редких
ситуациях. Благодаря этому они приобретают способность формулировать и решать
проблемы, а также самостоятельно мыслить.

Не существует единого правильного, хорошего и эффективного
метода обучения. Эклектизм
(современный метод), то есть сочетание
элементов и техник из разных методов, влияет на эффективность и
привлекательность этого обучения.

Почему активные методы полезны для учащегося?

· Учащийся видит свой вклад, его работа
оценивается в самооценке и группой.

· Учащийся работает в команде, учится
сотрудничать, принимать и оказывать помощь, нести совместную ответственность за
работу группы.

· Учащийся выходит вперед и выполняет
задачи, в которых он наиболее силен и добивается успеха.

· Учащийся лучше усваивает свои знания и
навыки.

Почему активные методы полезны для
учителя?

У учителя есть возможность:

· наблюдение за учеником в процессе обучения
и знакомство с ним,

· способствует индивидуализации требований,

узнать
позицию ученика в классе и иметь возможность вмешиваться, чтобы улучшить
контакты между учениками.

Один
американский педагог Джон Холт однажды сказал, что злейший враг обучения —
говорящий учитель[6]. Как
провести занятия, чтобы ученики действительно развили и углубили свое понимание
математических понятий?

Необходимо
соблюдать несколько правил:

1.
Сначала понимание, значение, затем символ

2.
Работа с бетоном:

увидеть
конструкцию, действовать (пересчитать, сложить, отойти); символ (обозначение).

3.
Простые и сложные расчеты.

4.
Использование разных стратегий — то есть учить детей с умом считать, проявлять
арифметическую находчивость. Именно этому навыку следует уделять основное
внимание в математическом обучении в 1-3 классах.

5.
Текстовые задачи — это основа обучения математике. Детей нужно научить делать
выводы, развивать в них желание решать проблемы

На
вопрос, как оценить, насколько хорошо уроки математики в 1-3 классах: учащимся
не нужно скучать, они должны быть активными. Им становится скучно, когда задача
слишком проста или слишком сложна для них, и учитель спрашивает только тех, кто
знает ответ, или дает его сам, просто чтобы продвинуться дальше с материалом.

Между
тем, по мнению учеников, он должен адаптировать задания к знаниям и умениям
детей, не только слабых, но и одаренных и для этого ему необходимо знать, что
это за навыки и что знают его ученики.

Следующим
шагом является адаптация занятий и задач к способностям и потребностям учащихся.
Мы не можем говорить об их интеллектуальной активности, когда они решают
слишком легкие или слишком сложные для себя задачи. Более того, мышление наших
учеников не разовьется, если они будут заниматься только типичными задачами с
той же структурой[13].

Некоторые
учителя считают, что ученик должен выполнять задания каждого уровня, независимо
от того, освоил ли он его уже, чтобы закрепить навыки. Очень одаренный ученик
должен выполнить те же самые многочисленные типичные примеры и задачи, прежде
чем ему будет предоставлен дополнительный набор, созданный на заказ.

Создание
таких наборов требует объема педагогической работы и знаний, какие задачи в
какой-то степени сложнее предыдущих, а какие будут шагом назад (необходимы для
организации задач для более слабых детей).

У
одного учителя есть пять цветных ящиков с заданиями разной сложности, и ученик
может выбрать набор, с которого начать работу. Другой использует три версии
рабочих листов.

Еще
одно преимущество решения нестандартных задач в том, что они сами по себе
являются отличным диагностическим инструментом: когда ребенок решает проблемы,
с которыми он сталкивается, видим, как он думает, какие у него стратегии и
какие операции он выполняет.

Учащийся
часто узнает готовые алгоритмы решения: если есть больше, я должен прибавлять,
а вычитать меньше. Повторно решая задачи с аналогичной структурой, учащиеся
включают изученные стратегии вместо чтения содержания. Если поставить их перед
задачами разной структуры, они будут ориентированы на исследования.

В
данной работе рассмотрим некоторые вопросы методики преподавания математики в
начальной школе, познакомимся с методическими приемами обучения решению задач, будем
рассматривать текстовые задачи как основу обучения математике.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Задача
формирования и развития учебной деятельности (УД) школьников имеет особую
значимость. Она должна решаться с первых дней пребывания детей в школе, так как
именно «учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте» и,
следовательно, от характера её становления будет зависеть успешность
дальнейшего обучения учащихся

Обучение
математике сложилось таким образом, что около 40 % содержания всего материала
учебников по математике для начальной школы составляют текстовые задачи. Значительная
часть времени на уроках математики в начальных классах отводится решению
текстовых задач.

Поэтому
осуществление направленности этой части уроков на формирование УД младших
школьников будет играть важную роль в становлении и развитии в учащихся умения учиться.

В
методике преподавания математики, в психологии разработаны вопросы теории
решения задач, а именно: определены в целом этапы решения задачи, описаны
некоторые методы и способы решения, разработаны нормативные формы записи и т.п.

Однако
накопленные в методике знания о задачах и их решении не стали ещё предметом
специального обучения школьников. Одной из причин этого является недостаточная
направленность обучения решению текстовых задач на формирование УД младших
школьников.

Работа
над текстовой задачей остается одним из важнейших аспектов обучения в начальной
школе, где закладываются основы знаний; является движущим фактором в развитии
младших школьников. Из текстов задач дети открывают новое об окружающем мире,
испытывают чувство удовлетворения и радости от их успешного решения.

Решение
текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики  способствует развитию у детей мышления,
памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности
рассуждения и его доказательности, развитию умения кратко, четко и правильно
излагать свои мысли.

Решение
задач — это умственная работа, чтобы научиться какой-либо работе, нужно
предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те
инструменты, с помощью которых выполняется эта работа.

С
помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий
начального курса математики — понятие об арифметических действиях и ряд других
понятий.

Умение
решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися
умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к
решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое
знакомство с задачей и её составными частями.

Текстовая
задача не тождественна учебной задаче — компоненту учебной деятельности.
Текстовая задача превращается в элемент учебной задачи при осознании и принятии
учащимися учебной цели работы с задачей. Текстовая задача вместе с учебной
целью, ради достижения которой она рассматривается обучающимся, составляют
учебную задачу.

Методика
обучения решению текстовых задач учащихся начальных классов, сложившаяся к
настоящему времени, недостаточно способствует формированию УД младших
школьников.

Основные
причины этого:


деятельность учащихся при рассмотрении задачи в классе организуется учителем
независимо от той конкретной дидактической цели, ради достижения которой эта
задача включена в урок, в абсолютном большинстве случаев она направлена лишь на
получение «ответа» (не всегда ответа на вопрос задачи;

 — дидактические цели включения задачи в урок
не переводятся в конкретные учебные цели деятельности учащихся;


методические пособия в большей мере содержат рекомендации о том, как решать на
уроке ту или иную задачу и как учитель должен помочь школьникам быстрее найти
это решение, а не как научиться чему-либо с помощью задач. Вопрос о постановке
и принятии учащимися учебных целей не ставится.

Нужно,
чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям,
связанным с задачей, выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое
число, научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих
действий.

Решение
указанных проблем нельзя расположить в определенной последовательности, нужно
идти к достижению нескольких целей одновременно, постепенно развивая и расширяя
достигнутые успехи в нескольких направлениях.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования умения
решения задач в начальной школе

1.1 Определение текстовой задачи, ее структура и виды

Важность решения
текстовых задач в образовании. Термин
«словесная проблема» согласно
Дж. Питеру, словесная проблема
«представляет собой предложение или систему предложений, оканчивающихся
вопросом»[12].

Однако это термин для
составления текста задания без учета математической задачи, содержащейся в
задании.

Текстовая задача — это
жизненная задача, содержащая числовые данные, относящиеся к таким зависимостям,
обнаружение которых приводит к поиску ответа на главный вопрос. Таким образом,
она состоит из жизненной ситуации и математических условий, связанных с этой
ситуацией, выраженных с помощью числовых данных (часто словесных) и главного
вопроса.

Текстовая задача — это
запрос на определение числового значения искомой величины на основе известных
числовых значений других величин, включенных в задачу, и соотношений между
этими величинами.

Однако данные не
обязательно должны предоставлять необходимую и достаточную информацию о
единственном и правильном ответе »

Типы текстовых задач

Проблемы со словами можно разделить на три типа:

• простые задачи,

• цепные сложные задачи,

• правильные сложные задачи.

Простые задачи это те,
где есть только одна арифметическая операция, связывающая неизвестное с двумя
заданными числами. Например, на
верхней полке 9 книг. Сколько книг на нижней полке, если всего 20 книг? [9]

Цепочка сложных задач
может быть естественным образом разбита на последовательность простых задач,
так что число, найденное как значение неизвестного одной простой задачи, входит,
как дано следующей задаче в цепочке, например, было
доставлено 300 носовых платков в наборах по 6 в магазин. Спустя какое-то время
осталось всего 13 комплектов. Сколько комплектов было продано? [10]

Собственно сложные задачи
характеризуются тем, что, по крайней мере, два условия задачи определяют
взаимосвязь между неизвестными, например, периметр
прямоугольника 32 см. Одна сторона в 3 раза короче другой. Вычислите длину
стороны этого прямоугольника [11].

Другие подразделения текстовых
задач:

по
содержанию:

• реальные и вымышленные;

за счет данных:

• беспроблемные (содержащие  прямые, косвенные, поисковые данные);

благодаря расположению данных в
тексте:

• арифметические и алгебраические;

благодаря методу решения:

• типичные (решение с использованием одного
из известных методов) и необычные (к которым нельзя применить ни одно из ранее
известных решений);

из-за проблем, связанных с
содержанием:

• закрытые (с одним или несколькими
решениями) и открытые (содержащиеся в них математические задачи не полностью
определены и допускают свободу при их решении);

из-за формы задачи:

• статическая (стационарная ситуация) и
динамическая (описание определенного действия).

Важность
решения словесных задач

Решение текстовых задач
учащимися:

• развивает и улучшает математические
навыки,

• развивает логическое мышление,

• улучшает способность преодолевать
трудности,

• позволяет искать взаимосвязи и отношения
между числами,

• улучшает умение читать с пониманием,

• позволяет овладеть основными
математическими понятиями,

• знакомит с использованием математики в
повседневных ситуациях.

Методы
решения задач:

1. Выбор задачи, ее предмет и структура.

2. Ознакомление учащегося с содержанием
задания.

3. Контент-анализ в сочетании с серией
вопросов и упражнений, развивающих математические навыки (в основном мышление).

4. Математическое обозначение содержания
задания.

5. Анализ задачи аналитическим,
аналитико-синтетическим или синтетическим методом с использованием графических
схем и методов решения.

6. Составление плана решения одним из
способов.

7. Решение
задачи выбранными методами, всегда приводя к формуле в одних обозначениях и уравнениях (где это
возможно).

8. Сверка результата с содержанием задания.

9. Формулировка ответа и запись его.

10. Упражнения с заданиями (преобразование
заданий, проблематизация структуры заданий).

По словам Истоминой Н.Б.:

1. Ознакомление
учащихся с содержанием задания.

2. Ответы на вопросы о непонятных словах,
ситуациях, проблемах.

3. Индивидуальные или коллективные попытки
решить проблему.

4. Обсуждения на темы результатов, трудностей
и ошибок.

5. Представление различных способов решения и
определение наиболее рациональных, интересных и
оригинальных.

6. Самостоятельное исправление ошибок[4].

1.2 Способы решения текстовой задачи

Решение
словесных задач имеет серьезную образовательную ценность, поскольку облегчает
введение и уточнение математических понятий, позволяя при этом многогранную
активацию мышления учащихся.

Решение
проблем со словами выполняет множество важных функций:

• способствует формированию и внедрению
основных математических понятий из анализа реальных жизненных ситуаций;

• позволяет конкретизировать и углубить понимание
этих понятий, соотнося их с различными практическими ситуациями, содержащими
математические аспекты;

• связывает математику с жизнью и готовит
учеников к решению различных практических задач;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы