Курсовая с практикой на тему Методические приемы изучения словосочетания в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие словосочетания как лингвистической проблемы 6
1.2. Особенности словосочетания как методической проблемы 10
1.3. Основные методы работы над словосочетанием 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ НАД СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ В ШКОЛЕ 20
2.1. Особенности обеспечения методического обеспечения работы со словосочетанием 20
2.2. Приемы работы со словосочетанием в школе 28
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время педагогика как наука стоит перед актуальной проблемой по формированию знаний о синтаксисе в подрастающем поколении. Отправной точкой для постановки вопроса о грамотности учащихся являются международные сравнительные исследования качества образования (TIMMS, PISA). Российские школьники демонстрируют в высшей степени противоречивые результаты. Несколько последних лет подряд в результате исследований школьники показывают высокие результаты. Россия попадает в ТОП-10 по результатам этого исследования. Но относительно показателей PISA (старшие классы) показатель грамотности снижается. На данный момент педагоги занимаются детальным анализом и разработкой решения этой проблемы. По мнению авторского коллектива, для решения этой проблемы следует исследовать новейшую научную литературу, сделать выводы и разработать методы решения.
Синтаксическую грамотность можно определить, как способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, читать, чтобы преследовать свои цели, расширять знания и возможности, чтобы участвовать в жизни общества.
Факторы, оказавшие влияние на высокие достижения российских школьников:
• Признание ценности работы над грамотностью в обществе в целом и среди педагогов, родителей и самих школьников в частности;
• Высокая мотивация к изучению родного языка в обществе, школе и в семьях;
• Хороший уровень предшкольной подготовки;
• Участие родителей в подготовке к обучению русскому языку;
• Принципиальные изменения в образовательном процессе, продиктованные ФГОС: как в общей организации обучения, так и в достижении предметных результатов по «Русскому языку» и метапредметных результатов;
• Качественные программы начального образования, учебники, продуманная методика обучения чтению;
• Успешная работа с учащимися, испытывающими трудности с чтением.
Соответственно, проблему настоящего исследования можно обозначить, как поиск оптимальных технологий для повышения синтаксической грамотности школьников.
Первые сведения о синтаксисе учащиеся получают еще в начальной школе. Синтаксис способствует выстраиванию красивой и правильной речи, верному формированию мысли и овладению навыков родного языка. Особенно большая роль в этом направлении принадлежит словосочетанию, так как оно является основой высказыванию и строительным материалом для предложения. Вместе с тем, именно работа со словосочетанием представляет определенные трудности для учащихся.
Вопросы овладения школьников правилами употребления словосочетаний не новы – вопросам было посвящено творчество таких авторов, как: Ф.Ф. Фортунатов, В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведова. М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Г.А. Фомичева отражали важности обучения синтаксиса именно на основании высказывания, куда входят как предложения, так и словосочетания. В отношении учеников начальной школы разработаны методики для исследования овладением знаниями о прилагательных. Регулярный и адекватный возрасту контроль за показателями естественно-научной грамотности позволяет своевременно внести корректировки в образовательную программу.
Цель исследования: методические приемы изучения словосочетаний в начальной школе.
Объект исследования: знание о словосочетании младших школьников.
Предмет исследования: методы повышения уровня знаний о словосочетании в начальной школе.
Задачи исследования:
1) Изучить научную литературу по вопросам формирования знаний о синтаксисе учащихся младших классов;
2) Раскрыть алгоритм формирования знаний о словосочетании у младших школьников как о методической проблеме;
3) Использовать триадный подход при формировании занятий для младших классов;
4) Разработать комплекс упражнений для обучения словосочетаниям младших школьников.
5) Сформулировать выводы исследования.
Методы исследования:
Основными методами выступили: анализ и обобщение научной и методической литературы, систематизация педагогического опыта, проектирование упражнений по изучению синтаксиса.
Анализ научной литературы; педагогическое тестирование; математическое выявление взаимосвязи результатов оценки.
Практическая значимость исследования:
На основании настоящего исследования должна быть сформирована программа по повышению уровня знании о словосочетаниях для учащихся младших классов. Также полученные результаты могут стать основой для разработки методического материала для начальной школы.
Структура исследования. Данное исследование представлено введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Целью данной работы было теоретическое осмысление темы методические приемы изучения словосочетаний в школе, что приводит к созданию системы упражнений.
Поэтому первая часть работы посвящена теоретическому обобщению имеющихся материалов и источников. Теоретическая часть работы выясняет не только, что такое словосочетание и его типы, но и акцентирует внимание на их структуре и способах их образования.
Вторая часть работы посвящена характеристикам упражнений, целей и мотивации при обучении словосочетаний. Сначала определяются методические приемы при обучении упражнений, организуется подача функций, требований и структуры. И поскольку практическая часть посвящена упражнениям, эта методическая часть определяет, что такое упражнение, какова его структура и как упражнения сортируются. И последнее, но не менее важное: это касается целей и мотивации обучения, что также существенно влияет на весь учебный процесс.
Последняя часть является уже итогом теоретико-методологической части. Объяснять учащимся определенный материал необходимо несколькими способами на нескольких примерах, поэтому была создана система упражнений, предоставляющая такую возможность. Упражнения раскрывают особенности работы со словосочетаниями, они разнообразны и идут от более простого к более сложному. За самими упражнениями скрывается ключ к проверке правильности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1. Понятие словосочетания как лингвистической проблемы
Для того чтобы иметь возможность более подробно остановиться на словосочетаниях русского языка, необходимо дать базовое определение конструкции как таковой. Общепринятое определение, которое можно найти в большинстве грамматик русского языков, гласит, что композиция «есть наука о словосочетании, построении словосочетаний и о союзах».
Другими словами, композиция представляет собой часть грамматики, изучающую предложение и словосочетание и их структуры. Кроме того, некоторые грамматики русского языка делят синтаксис на две части — науку о словосочетаниях и науку о предложениях. Мы остановимся только о науке о словосочетаниях, так как она представляет собой большой интерес для
М. Грепл определяют словосочетание как «элементарную коммуникативную единицу текста, закрытую интонацией, т. е. собственно высказывание» [4]. Однако с этой точки зрения словосочетание является не просто единицей общения, в нем можно выделить разные стороны и уровни построения: уровень содержания и значения, уровень коммуникативных функций, языковую структуру, уровень фактического деления вообще предложение помимо логического мнения может выражать вопрос, приказ и т. д., но оно также служит для выражения эмоций и воли.
В русской композиции прослеживаются попытки определения словосочетания с различных точек зрения — логической, психологической или формально-грамматической (Д. Е. Розенталь, И. Б. Голуб, В. В. Виноградов).
Каждая точка зрения — логическая, психологическая, формально-грамматическая — имеет своих представителей в русском языке, каждая точка зрения несколько отличается в понимании и понятии словосочетания. В самом общем виде словосочетание — это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для отдельного обозначения понятийной единицы (предмета, качества, действия и др.).
Важно определить и разграничить два близкородственных термина, имеющих ключевое значение для теории композиции и построения словосочетаний как структур предложений, а именно термины грамматическая предикация (атрибуция) и грамматическое сказуемое (сказуемое). М. Грепл считает актом предикации «употребление таких выражений (вербальных или невербальных) в функции сказуемого, которые своим понятийным значением позволяют говорящему охарактеризовать какой-либо признак объект и/или отношение между объектами во временной и модальной проекции». Р. Зимек утверждает, что «существует двойной взгляд грамматики на предикацию — один смотрит больше на формальную сторону, а другой на содержательную сторону, что, по мнению Р. Зимека, связано с тем, что «отношение предикации относится к двум уровням — языковому и содержательному».
Формальное понятие представляет сказуемое как сочетание двух полнозначных слов, т. е. отношение между основными элементами предложения — подлежащим и сказуемым. В этом более узком понятии предикация ограничена предложениями, состоящими из двух частей. Поскольку оба основных предложения не могут быть найдены вместе в односоставных предложениях, предикация для таких предложений не признается. Ограничение предикации двусоставными предложениями более характерно для чешской лингвистики. В русской традиции существует понимание предикации в более широком смысле.
В более широком смысле под предикацией понимается отождествление с коммуникацией, с общением, т. е. как отнесение некоторого выражения к действительности, как ее актуализация. Независимо от упомянутых делений и определений предикации, мы не можем найти комплексного понимания, которое включало бы как содержательную, так и выразительную сторону предикации. Многие лингвисты, в том числе В. Виноградов, яростно выступают против так называемого морфолизма, т. е. «ограничения языковых способов выражения предикации только глаголом finitum» [10]. Тем не менее, предикация действительно будет только там, где формально выражены ее низшие категории (время, модус или лицо).
В русском языке предикация создала свои собственные грамматические средства речи. По М. Греплю, грамматическими средствами, выражающими предикацию в русском языках, являются:
1) категория времени (прошлое, настоящее, будущее)
2) категория лица (3 грамматических лица)
3) категория модальности
Эти категории модуса и времени, часто называемые сказуемыми, вместе с грамматической категорией лица составляют конечные глагольные формы (verbum finitum). Средствами, выражающими модальность, т.е. модальную характеристику симптома (отношения), являются:
4) категория режима (декларативный — изъявительный, императивный — повелительный, условный — условный)
5) специальные лексико-грамматические средства (модальные слова)
Приведенное выше понимание предикации основано на точке зрения чешских русистов Пражского лингвистического кружка, развивающих учение В. Матеся.