Курсовая с практикой на тему Методические приемы формирования умения осознанно читать задачу у младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2. МЕТОДИКА РАБОТ НАД ЗАДАЧАМИ
2.1 Приемы работы над задачей контрольного
содержания в школьном учебнике
2.2 Графическое моделирование при решении задач
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Решение текстовых задач
дает богатый материал для развития и воспитания учащихся. Работа с текстовыми
задачами является для них очень важным и вместе с тем весьма трудным разделом
математического образования, так как научить учащихся решать арифметические
задачи намного сложнее, чем научить овладению вопросами математической теории.
Процесс решения задачи
является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык
математики (построение математической модели), математическое решение, а затем
анализ полученных результатов. Краткие записи условий текстовых задач, схемы –
всего лишь примеры моделей, используемых в начальном курсе математики.
Цель исследования: выявление
оптимальных методов и приемов формирования у младших школьников умения осознанно
читать и решать текстовые задачи различными способами.
Объект исследования:
формирование умений решения текстовых задач разными способами в начальном курсе
математики.
Предмет исследования:
методы и приемы обучения младших школьников решению текстовых задач различными
способами.
Задачи исследования:
− раскрыть понятие
«задача», описать её виды;
− описать приемы работы
над задачами;
− выявить способы решения
текстовых задач;
− рассмотреть особенности
методики обучения осознанному чтению и решению текстовых задач в начальной
школе;
− описать графическое моделирование
при решении задач.
Методы исследования:
анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Заключение:
Таким образом, опираясь на источники, можно утверждать, что задачи,
решаемые школьниками в младших классах, занимают одну из важнейших ступеней в
их обучении.
У всех авторов определение задачи сформулировано по-разному, но все авторы
сходятся в том, что у решателя должна быть определенная цель, стремление
получить ответ на вопрос, в задаче есть условие и требование, необходимые для
решения задачи. Условие задачи составляют объекты задачи и отношения между
ними. Анализ условия подводит к пониманию известных и к поискам неизвестного.
Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать
задачу — это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над
данными в ней числами, чтобы получить ответ. В тексте задачи указываются связи
между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют
выбор арифметических действий.
Но учителю необходимо не только сформировать у учащихся навык решения
задач, но и организовывать при решении задачи поиски других способов решения,
выбор наилучшего варианта. Поиск других путей решений задачи, само решение
предохраняют учащихся от бездумных действий над числами, данными в задаче, и
действиями над ними. А также развивает у детей математические способности, познавательный
интерес, приучает делать предположения, составлять гипотезы и проверять их,
сравнивать математические результаты, делать выводы, то есть учит правильно
мыслить.
Проанализировав различные источники, было обнаружено, что у каждого автора
своя классификация способов решения задач, в работе раскрыто 6 из них. Но при
обучении решению текстовых задач различными способами, следует говорить не об
арифметическом, алгебраическом, практическом и графическом способах решения
задачи, а о различных методах ее решения или о различных подходах к ее решению.
Значит нужно различать либо различные арифметические способы задачи, либо
различные алгебраические способы.
Важно не упустить время, начать работу по обучению детей решению задач
различными способами с I класса. Выработка привычки к поиску другого варианта
решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой
деятельности.
Требования к решению задач различными способами имеются в некоторых номерах
задач учебников математики. Но такая работа должна вестись более глубоко и
систематически. Учителю важно допускать многообразие путей, способов и форм
решения, всегда замечать неординарный поворот мысли ребенка, поддерживать его.
Дети при этом не боятся высказывать свое мнение, вносить свои предложения
по ходу решения.
В методической литературе показано множество различных приемов и методов,
описан собственный опыт учителей, даны рекомендации, которые помогут учителю
обучить младших школьников решать текстовые задачи различными способами.
Если на уроках математики в начальной школе вести работу по обучению
решению задач различными способами, то это будет эффективным средством
повышения общего уровня умения решать текстовые
задачи.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие и виды задач
Под
математической задачей понимают любое требование вычислить, преобразовать,
построить, доказать или исследовать что-нибудь, что касается количественных
отношений и пространственных форм, созданных человеческим разумом на основе
знаний об окружающем мире. Среди многочисленных математических задач выделяют
задачи, которые называют по-разному: арифметические, текстовые, сюжетные. Все
эти задачи характеризуются следующими чертами:
1)
задачи сформулированы на естественном языке (поэтому их называют текстовыми);
2)
в них обычно описывается количественную сторону каких-то явлений, событий (так
они называются сюжетными);
3)
они представляют собой задачи на определение искомого значения некоторой
величины, в начальной школе решаются арифметическими способами (поэтому их
иногда называют арифметическими).
Таким
образом, все эти термины раскрывают одно и то же понятие.
Мы
пользуемся термином «сюжетная задача». Под сюжетной задачей мы понимаем
математическую задачу, в которой описан некоторый жизненный сюжет, а именно
количественная сторона реальных процессов, явлений и ситуаций и содержится
требование найти искомую величину по данным в задаче величинами и связями между
ними.
Вопрос
о целях решения сюжетных задач является центральным в методике обучения
математике. Они с одной стороны, составляют специфический раздел программы,
содержание которого учащиеся должны усвоить, с другой — выступают как
дидактическое средство обучения, воспитания и развития учащихся.
Проанализировав цели решения сюжетных задач, которые были определены В. А.
Евтушевским, Н. А. Менчинской и М. И. Моро, Е. С. Ляпиным, Л. М. Фридманом,
получаем выводу о том, что цели решения сюжетных задач за многие годы не
изменились. На современном этапе развития школьного математического образования
решение сюжетных задач в обучении математике преследует следующие цели:
—
формирование у учащихся общего подхода, общих умений и способностей решения
любых задач;
—
познание и более глубинное овладение математическими понятиями;
—
овладение понятиями модели и моделирования и собственно математическим
моделированием;