Методика преподавания математики и икт Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Методические приемы формирования умения осознанно читать задачу у младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 4

1.1 Понятие и виды задач. 4

1.2 Приемы работ над задачами. 6

1.3 Обучение осознанному чтению задачи. Уровни
сформированности умений младших школьников решать задачи. 12

2. МЕТОДИКА РАБОТ НАД ЗАДАЧАМИ.. 19

2.1 Приемы работы над задачей контрольного
содержания в школьном учебнике  19

2.2 Графическое моделирование при решении задач. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 39

 

  

Введение:

 

Решение текстовых задач
дает богатый материал для развития и воспитания учащихся. Работа с текстовыми
задачами является для них очень важным и вместе с тем весьма трудным разделом
математического образования, так как научить учащихся решать арифметические
задачи намного сложнее, чем научить овладению вопросами математической теории.

Процесс решения задачи
является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык
математики (построение математической модели), математическое решение, а затем
анализ полученных результатов. Краткие записи условий текстовых задач, схемы –
всего лишь примеры моделей, используемых в начальном курсе математики.

Цель исследования: выявление
оптимальных методов и приемов формирования у младших школьников умения осознанно
читать и решать текстовые задачи различными способами. 

Объект исследования:
формирование умений решения текстовых задач разными способами в начальном курсе
математики.

Предмет исследования:
методы и приемы обучения младших школьников решению текстовых задач различными
способами.

Задачи исследования:

− раскрыть понятие
«задача», описать её виды;

− описать приемы работы
над задачами;

− выявить способы решения
текстовых задач;

− рассмотреть особенности
методики обучения осознанному чтению и решению текстовых задач в начальной
школе;

− описать графическое моделирование
при решении задач.

Методы исследования:
анализ, синтез, обобщение, сравнение.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, опираясь на источники, можно утверждать, что задачи,
решаемые школьниками в младших классах, занимают одну из важнейших ступеней в
их обучении.

У всех авторов определение задачи сформулировано по-разному, но все авторы
сходятся в том, что у решателя должна быть определенная цель, стремление
получить ответ на вопрос, в задаче есть условие и требование, необходимые для
решения задачи. Условие задачи составляют объекты задачи и отношения между
ними. Анализ условия подводит к пониманию известных и к поискам неизвестного.
Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать
задачу — это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над
данными в ней числами, чтобы получить ответ. В тексте задачи указываются связи
между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют
выбор арифметических действий.

Но учителю необходимо не только сформировать у учащихся навык решения
задач, но и организовывать при решении задачи поиски других способов решения,
выбор наилучшего варианта. Поиск других путей решений задачи, само решение
предохраняют учащихся от бездумных действий над числами, данными в задаче, и
действиями над ними. А также развивает у детей математические способности, познавательный
интерес, приучает делать предположения, составлять гипотезы и проверять их,
сравнивать математические результаты, делать выводы, то есть учит правильно
мыслить.

Проанализировав различные источники, было обнаружено, что у каждого автора
своя классификация способов решения задач, в работе раскрыто 6 из них. Но при
обучении решению текстовых задач различными способами, следует говорить не об
арифметическом, алгебраическом, практическом и графическом способах решения
задачи, а о различных методах ее решения или о различных подходах к ее решению.
Значит нужно различать либо различные арифметические способы задачи, либо
различные алгебраические способы.

Важно не упустить время, начать работу по обучению детей решению задач
различными способами с I класса. Выработка привычки к поиску другого варианта
решения играет большую роль в будущей работе, научной и творческой
деятельности.

Требования к решению задач различными способами имеются в некоторых номерах
задач учебников математики. Но такая работа должна вестись более глубоко и
систематически. Учителю важно допускать многообразие путей, способов и форм
решения, всегда замечать неординарный поворот мысли ребенка, поддерживать его.
Дети при этом  не боятся высказывать свое мнение, вносить свои предложения
по ходу решения.

В методической литературе показано множество различных приемов и методов,
описан собственный опыт учителей, даны рекомендации, которые помогут учителю
обучить младших школьников решать текстовые задачи различными способами.

Если на уроках математики в начальной школе вести работу по обучению
решению задач различными способами, то это будет эффективным средством
повышения общего 
уровня умения решать текстовые
задачи.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Понятие и виды задач

Под
математической задачей понимают любое требование вычислить, преобразовать,
построить, доказать или исследовать что-нибудь, что касается количественных
отношений и пространственных форм, созданных человеческим разумом на основе
знаний об окружающем мире. Среди многочисленных математических задач выделяют
задачи, которые называют по-разному: арифметические, текстовые, сюжетные. Все
эти задачи характеризуются следующими чертами:

1)
задачи сформулированы на естественном языке (поэтому их называют текстовыми);

2)
в них обычно описывается количественную сторону каких-то явлений, событий (так
они называются сюжетными);

3)
они представляют собой задачи на определение искомого значения некоторой
величины, в начальной школе решаются арифметическими способами (поэтому их
иногда называют арифметическими).

Таким
образом, все эти термины раскрывают одно и то же понятие.

Мы
пользуемся термином «сюжетная задача». Под сюжетной задачей мы понимаем
математическую задачу, в которой описан некоторый жизненный сюжет, а именно
количественная сторона реальных процессов, явлений и ситуаций и содержится
требование найти искомую величину по данным в задаче величинами и связями между
ними.

Вопрос
о целях решения сюжетных задач является центральным в методике обучения
математике. Они с одной стороны, составляют специфический раздел программы,
содержание которого учащиеся должны усвоить, с другой — выступают как
дидактическое средство обучения, воспитания и развития учащихся.
Проанализировав цели решения сюжетных задач, которые были определены В. А.
Евтушевским, Н. А. Менчинской и М. И. Моро, Е. С. Ляпиным, Л. М. Фридманом,
получаем выводу о том, что цели решения сюжетных задач за многие годы не
изменились. На современном этапе развития школьного математического образования
решение сюжетных задач в обучении математике преследует следующие цели:


формирование у учащихся общего подхода, общих умений и способностей решения
любых задач;


познание и более глубинное овладение математическими понятиями;


овладение понятиями модели и моделирования и собственно математическим
моделированием;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы