Курсовая с практикой на тему Методические подходы к изучению жанра литературных сказок на уроках литературного чтения у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Ведение. 2
Глава 1. Научно-теоретические основы
изучения литературной сказки на уроках литературного чтения у младших
школьников. 5
1.1. Содержание понятия «литературная
сказка», жанровые особенности литературной сказки. 5
1.2. Место и значение литературной
сказки в литературном развитии детей младшего школьного возраста. 11
Вывод по главе 1. 17
Глава 2. Практическое исследование
изучения жанра литературной сказки на уроках литературного чтения в начальной
школе. 18
2.1. Методические основы изучения
литературных сказок в начальной школе 18
2.2. Этапы и приемы работы над
литературной сказкой в начальной школе на примере 27
Выводы по главе 2. 31
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 35
Введение:
Актуальность
исследования. В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования выделяются следующие
задачи, которые должны быть решены в рамках образовательной линии «литературное
чтение»: формирование у младших школьников понимания литературы как средства
сохранения и передачи нравственных и культурных ценностей, умения осознанно
воспринимать и оценивать специфику литературных произведений различных жанров,
давать обоснованную оценку мотивов и поступков героев произведения, обучение
приемам анализа текста с использованием литературоведческих понятий. Эти задачи
могут быть решены в процессе организации работы над жанром литературной сказки
у младших школьников.
Литературная сказка имеет большое
воспитательное и образовательное значение, на что обращают внимание такие
ученые как В.П. Аникин, Т.Г. Леонова, А.И. Никифоров, О.Л. Князева, В.Я. Пропп
и др. Воспитательные и образовательные функции литературной сказки
обусловливают включение произведений этого жанра в круг детского чтения в
начальной школе.
Методические особенности работы с
литературной сказкой как особым жанром рассмотрены в работах А.Б. Бритаевой,
Л.Ф. Климановой, С.В. Плотниковой, Т.Г. Рамзаевой и других методистов. Однако, современные методисты и педагоги
отмечают проблемы, которые возникают при работе с литературной сказкой у
младших школьников. Так, например, Т.В. Меркурьева выделяет следующие проблемы: литературная сказка, представленная в
курсе литературного чтения по большинству УМК, не вызывает у учащихся начальной
школы интереса из-за «освоенности в дошкольном детстве»;
учителя начальной школы, проводя сопоставительный
анализ с похожими по тематике и сюжету произведениями, не опираются на разработанные
исследования литературоведов и фольклористов;
отсутствует методическая база по изучению
авторской сказки и ее фольклорных источников [13].
Таким образом, возникает необходимость
поиска новых форм работы с жанром литературной сказки, помогающих младшему школьнику увидеть в
знакомой сказке законы ее построения, а также предпосылки для творческой
деятельности.
Объект
исследования: литературное образование младших
школьников.
Предмет
исследования: методические подходы к изучению жанра
литературной сказки младшими школьниками.
Выделенные актуальность, объект и предмет
исследования позволили сформулировать цель исследования.
Цель
исследования: определение методических особенностей
изучения литературной сказки младшими школьниками.
Для достижения поставленной цели решались
следующие задачи:
1. Определить значение и сущность понятия
«литературная сказка», выявить жанровые особенности литературной сказки.
2. Определить место жанра литературной
сказки в предметной линии «литературное образование» в начальной школе.
3.
Изучить методические основы изучения жанра литературной сказки младшими
школьниками.
4. Разработать методические рекомендации
по изучению литературной сказки младшими школьниками на примере изучения сказки
С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Методы
исследования: анализ научной, педагогической
методической литературы, обобщение и систематизация данных.
Теоретическая
значимость исследования заключается в обобщении методических
подходов к изучению жанра литературной сказки младшими школьниками.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что проведенный
анализ методических подходов к изучению жанра литературной сказки позволит
педагогам сделать выбор тех методических приемов, которые будут более
соответствовать поставленным задачам, интересам учащихся. Разработанные
методические рекомендации могут быть применены в практике преподавания.
Структура
исследования: исследование включает введение, две
главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
Цель исследования – определить методические
особенности изучения жанра литературной сказки у младших школьников. для
достижения поставленной цели была изучена и проанализирована специальная
научная и методическая литература по проблеме исследования. В ходе проведенного
анализа были сделаны следующие выводы.
К жанру сказки относятся как народные, таки и
литературные сказки. Общими для этих произведений жанровыми особенностями
являются такие признаки как наличие волшебных сил, повествование о вымышленных
событиях и героях, особое, не определенное время и место сказочных событий,
категоричная поляризация сказочных героев, наличие специфического
композиционно-стилистического построения: определенной «сказочной» лексики,
особенности построения сюжета (зачин, повторы, концовка).
Однако у литературных сказок, как отдельного жанра,
выделяются особенности, которые отличают их от народных сказок – передача при
помощи записи, а не в устной форме, наличие авторства, авторского замысла. В
результате проведенного анализа были определены следующие особенности
литературной сказки: литературная сказка – это вторичный по отношению к
фольклорной сказке жанр: прозаическое или поэтическое произведение с установкой
на вымысел, сохраняющее традиции народной сказки, при этом определяющим в нем
является образ автора и его эстетические, ценностные установки.
Обращение к литературной сказке в рамках
предметной линии «литературное чтение» в начальной школе могут быть решены
задачи по достижению личностных, предметных и метапредметных результатов,
определенных ФГОС НОО. В процессе изучения литературной сказки реализуются
следующие ее функции: валеологическая,
галографическая, культурно-этническая, лексико-образная, социализирующая.
Выбор
методических подходов к изучению литературной сказки младшими школьниками
обусловлены ее жанровыми особенностями и выделенными воспитательными и
образовательными функциями. Обобщая методическую литературу, мы пришли к
выводу о том, что работа с жанром литературной сказки должна включать этапы
первичного синтеза (восприятия), анализа, вторичного синтеза. Такие этапы
выделяются при работе с любым эпическим произведением, однако при изучении
литературной сказки большое внимание уделяется такому направлению как
литературоведческая пропедевтика – учащиеся осваивают умение выделять жанровые
особенности литературной сказки.
Мы
пришли к выводу о том, что раскрытие жанровых особенностей литературной сказки
младшими школьниками происходит в процессе использования специальных
методических приемов.
На
каждом этапе анализа литературной сказки используются соответствующие его
задачам методические приемы, среди которых можно выделить восприятие,
нацеленное на эмоциональное воздействие младших школьников, работа с
лексическим наполнением литературной сказки, работа по составлению плана,
анализу мотивов поступков героев.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения
литературной сказки на уроках литературного чтения у младших школьников
1.1. Содержание понятия «литературная сказка», жанровые
особенности литературной сказки Для того, чтобы определить методические
особенности изучения литературной сказки на уроках литературного чтения в
младших классах, необходимо определить сущность понятия «литературная сказка»,
ее жанровые особенности.
В справочно-энциклопедических изданиях,
исследованиях литературоведческого характера приводятся определения понятий
«сказка», «народная сказка», «литературная сказка», «авторская сказка».
Обратимся к некоторым из них, которые позволят выделить этот жанр среди других
литературных жанров. Наиболее общим понятием среди приведенных является понятие
«сказка».
Анализируя исторический аспект
происхождения и развития термина «сказка», Е.А. Сухоруков отмечает, что этот
термин возник сравнительно недавно, а выделение главного жанрового признака
сказки относится к началу XIX века. Сказка была определена как повествование о
вымышленном происшествии и окончательно разведена с повестью и романом как
произведение, основанное на народных рассказах и «несбыточных чудесностях»,
т.е. стала рассматриваться как литературный жанр, использующий фольклорные
источники [23, с. 144-151].
С.И. Ожегов в Толковом словаре русского
языка приводит два варианта толкования слова «сказка»:
1. Повествовательное, обычно
народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно
с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, неправда, ложь (разг.) [17, с.
462].
К теме нашего исследования может быть
применено первое из приведенных значений слова, в котором сказка
рассматривается как литературное произведение и определяется такая ее
характерная особенность как вымышленные лица, события, а также наличие
волшебных сил. При этом автор отмечает, что присутствие в сказке волшебных или
фантастических сил является преимущественным, но не обязательным.
Одни из крупнейших собирателей и
исследователей народных сказок А.И. Никифоров дает следующее определение: «Сказки
– это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие
содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или
житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим
построением» [15, с. 35-59].
Определение, данное А.И. Никифоровым,
раскрывает такие жанровые особенности сказки как ее содержательную сторону
(необычность происходящих событий), наличие композиционных и стилистических
особенностей, отнесение к устному
народному творчеству, развлекательный характер.
По мнению В.Я. Проппа, сказка
определяется, прежде всего, художественной формой. Ученый поясняет эту мысль
следующим образом: «Каждый жанр обладает особой, свойственной ему, а в некоторых
случаях только ему, художественностью. Совокупность исторически сложившихся
художественных приемов может быть названа поэтикой». Так получается первичное,
самое общее определение: «Сказка есть рассказ, отличающийся от всех других
видов повествования специфичностью своей поэтики» [20, с. 37].
Поэтику сказки определяет нарочитый
вымысел, и это основополагающий ее признак. Л.В. Чернец указывает на особую
роль читателя как участника литературного процесса, на «влияние жанровых
ожиданий читателей на творчество писателя как постоянно действующую в
литературе закономерность» [25, с. 10]. Установка на вымысел является основным
ожиданием читателя от жанра сказки.